"Социально-эмоциональное развитие у старших дошкольников в старшей группе"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
План по самообразованию
Тема: «Социально-эмоциональное развитие у старших дошкольников»
в старшей группе №17 на 2024-2025 учебный год
Разработчик: воспитатель
Южанина Г. А.
2024
Пояснительная записка
Полноценное формирование эмоциональной сферы
ребенка дает возможность достичь гармонии
личности, «единства интеллекта и аффекта».
Л. С. Выготский
Актуальность:
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Понятие эмоциональный интеллект появилось недавно. И определятся, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желание других людей и свои собственные. Именно поэтому, ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Современный мир безжалостен и жесток. Мир, в котором живут наши дети, агрессивен. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться, а ведь именно общение обогащает жизнь детей. А так хочется, чтобы наши дети были добрыми, нежными, любили близких им людей. Дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Мы, взрослые, должны помочь детям научиться управлять своими чувствами. Воспитывая в ребенке целеустремленную, жизнерадостную личность, мы учим детей открывать для себя сложный и удивительный мир чувств.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Цель:
Создание условий для социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста; повысить собственную компетентность в вопросах социально-эмоционального развития детей.
Задачи:
Для педагога:
- изучить литературу по проблеме социально- эмоционального развития для детей старшего дошкольного возраста;
- разработать перспективный план работы на тему «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»;
- оформить и обогатить центр социально-эмоционального развития детей дидактическим материалом, пособиями для занятий, играми, картотеками.
- повысить уровень компетентностей педагога в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников;
Для воспитанников:
- Познакомить детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
- Расширять представления ребёнка о себе, своём организме, своих личностных качествах и возможностях;
- Учить распознавать собственные эмоции и эмоции других людей;
- Учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;
- Развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
- Формировать представления о положительных и отрицательных эмоциях;
- Формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции;
- обогащать словарь детей;
- Формировать у детей умение осознанно относиться к собственным чувствам, эмоциям, переживаниям, чувствам и переживаниям других людей;
- Развивать у детей умение принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах и потребностях;
- Формировать представления у ребёнка о том, что все мы нуждаемся друг в друге.
- Воспитывать культуру взаимоотношений;
- Способствовать усвоению норм нравственного поведения, правил этикета;
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими).
Для родителей:
- Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью работы;
- Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Срок реализации: сентябрь - май
Участники: Южанина Г.А.- воспитатель, воспитанники группы, родители.
Форма работы с детьми
В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:
1. Беседы с детьми;
2. Чтение художественной литературы и совместный анализ прочитанного произведения;
3. Разучивание стихотворений;
4. Рассматривание и обсуждение иллюстраций;
5. Дидактические игры, игры с кубиком эмоций;
6. Пальчиковые игры;
7. Театрализованные игры – ситуации;
9. Игровые упражнения по развитию мимики;
Форма работы с родителями
1. Оформление информационного уголка для родителей
2. Консультации, памятки, буклеты и рекомендации для родителей
3. Отчетная фото-выставка, выставка рисунков для родителей «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»
Работа с педагогами
- Консультация «Эмоциональное развитие дошкольников»
- Памятка «Игры, которые научат управлять детей эмоциями»
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап (разработка плана) август
- Разработка перспективного плана по самообразованию на тему «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»;
-определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов, дидактического пособия, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по данной тематике;
-Разработка конспектов занимательной деятельности по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;
2. Основной этап (реализация плана) сентябрь-май
- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
3. Заключительный этап
- фото-выставка, выставка рисунков для родителей «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»
Ожидаемый результат:
Для детей:
- уметь поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;
- проявлять такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
- уметь проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;
- научились распознавать собственные эмоции и эмоции других людей по мимике
-уметь выражать свои мысли и желания, использовать речь для передачи своих эмоций, чувств и желаний.
Для педагогов:
- создана доброжелательная атмосфера в коллективе;
- повысился уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей:
- повысилась родительская компетенция в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
- созданы условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Список использованной литературы:
- Социально-эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013
- «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» - Тв. Центр: Москва,2010г.
- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
- Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г.
- О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М.: ТЦ Сфера, 2011г.
- Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобы ребенок рос счастливым». – Харьков. - «Книжный клуб», 2008г
- Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост.:Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель».
- Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М.:Эксмо, 2008г
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме:
«Социально-эмоциональное развитие у старших дошкольников»
в старшей группе №17
Месяц | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | Беседа «Что такое эмоции» Беседа «Правила нашей группы» Рассматривание иллюстраций людей в разном настроении. Игра «Наоборот» Дидактические игра лото «Эмоции» Чтение «Сказка о невоспитанном мышонке» | Консультация «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» Опрос родителей по теме: «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?» Вовлечение родителей в актуальность данной темы. | Социально-эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013 РППС: -Изготовление кубика эмоций, карточки эмоций. -Изготовление пазла и разрезных картинок на тему «Эмоции» -Изготовление уголка «Мое настроение» |
Октябрь | -Беседа «Дружба» -Беседа об эмоциональных ситуациях. -Продуктивная деятельность: рисунок «Изобрази свое настроение» -Дидактическая игра-пазл «Эмоции и чувства» Чтение рассказа А. Соколовского «Тимошкин нос» | Консультация «Как развивать эмоции у детей старшего дошкольного возраста» Тематическая встреча с родителями и детьми, игра на развитие эмоционального интеллекта «Прочитай письмо» | «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» - Тв. Центр: Москва,2010г. РППС: -Оформление картотеки «Мирилки» -Изготовление варежки-мирилки |
Ноябрь | -Игра с кубиком эмоций «Назови и изобрази» -Игровые упражнения по развитию мимики: «Съели кислый лимон» «Рассердился на драчуна», «Встретили знакомую девочку», «Изобрази, как ты испугался» -Чтение рассказа В. Осеевой «Обидчики» | -Консультация «Эмоциональный интеллект дошкольника» -Памятка для родителей «Как преодолеть страх» Тематическая встреча родителей и детей в группе. Игровые упражнения по развитию пантомимики | Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г. РППС: Оформление картотеки «Игры для развития эмоциональной сферы детей» |
Декабрь | -Беседа об эмоциональных ситуациях «Для чего нужны друзья» Драматизация сказки «Репка» Рассматривание картин-ситуаций «Расскажи про ситуацию» Разучивание стихотворения: «Я злой» Речевая игра «Расскажи стихотворение в разном настроении» | Совместный тематический рисунок родителей и детей «Что нас радует?» «Что нас огорчает» «Чего я боюсь». Консультация «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье» | Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г. РППС: -Оформление картотек на тему эмоциональной сферы «Загадки», «Стихи», «Пословицы и поговорки» |
Январь | Беседа «Такие разные эмоции» Упражнение « Улитка» Чтение рассказа К.Ушинского «Спор деревьев» Отгадывание загадок на тему «Эмоции» | Индивидуальные рекомендации родителям по коррекции поведения ребенка. | О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М. : ТЦ Сфера, 2011г. РППС: Изготовление дидактической игры «Конструктор лица» |
Февраль | Беседа «Как можно узнать настроение человека» Лепка - «Грустный и веселый» Дидактическая игра «Конструктор лица» Чтение Н. Носов «Живая шляпа» Знакомство с пословицами и поговорками о доброте, вежливости, настроении. | Консультация «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции» Арт-встреча (совместное рисование: родители и дети) «Моё настроение» | Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобы ребенок рос счастливым». – Харьков. - «Книжный клуб», 2008г РППС: Изготовление картотеки подвижных игр на тему «Эмоции» |
Март | Беседа «Когда мне грустно, когда мне радостно» Дидактическая игра «Угадай эмоцию» Рисование - «Мои страшилки» | Буклет «Агрессивность в дошкольном возрасте». | Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост. :Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель». РППС: Изготовление д/игры «Лото настроений» |
Апрель | Беседа «Нужно ли ссориться» Дидактическая игра «Лото настроений» Рисунок - «Веселый и грустный клоун» Заучивание стихотворения Б.Вайтер «Доброе слово» | Индивидуальные рекомендации родителям по коррекции поведения ребенка. | Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М.: Эксмо, 2008г РППС: создание консультации «Как рассматривать детские рисунки» |
Май | Итоговое занятие «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций» | - Консультация «Как рассматривать детские рисунки» - Отчетная фото-выставка, выставка рисунков для родителей «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций» | РППС: создание отчетной выставки в приемной группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект реализации проблемно - игровых ситуаций в развитии творческих способностей дошкольников в старшей группе.
С разработкой новых образовательных программ появились проблемы трудности самовыражения детей в игре. Дети начинают осавивать социологические отношения и понимать подчинённость позиций в различных вид...
Картотека социально-эмоциональных игр и упражнений для дошкольников старшего возраста
Игры и упражнения учат детей понимать настроение других людей и анализировать свое поведение и поступки других, обобщают представление о добре и зле....
Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."
В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...
Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников в старшей-подготовительной к школе группе
Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников в старшей-подготовительной к школе группе...
Картотека социально-эмоциональных игр и упражнений для дошкольников старшего возраста.
ф Способствовать формированию навыков саморегуляции поведения, контроля эмоций детей старшего дошкольного возроста....
Картотека социально- эмоциональных игр и упражнений для дошкольников
Эмоции играют важную роль в жизни дошкольников, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выр...
Картотека социально-эмоциональных игр и упражнений для дошкольников старшего возраста.
Картотека социально-эмоциональных игр и упражнений для дошкольников старшего возраста....