"Социально-эмоциональное развитие у старших дошкольников в старшей группе"
материал (старшая группа)

Южанина Галина Александровна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_yuzhanina_ga_emotsii.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

План по самообразованию

Тема: «Социально-эмоциональное развитие у старших дошкольников»

 в старшей группе №17 на 2024-2025 учебный год

Разработчик: воспитатель

Южанина Г. А.

2024

Пояснительная записка

Полноценное формирование эмоциональной сферы

ребенка дает возможность достичь гармонии

 личности, «единства интеллекта и аффекта».

Л. С. Выготский

Актуальность:

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Понятие эмоциональный интеллект появилось недавно. И определятся, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желание других людей и свои собственные.  Именно поэтому, ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Современный мир безжалостен и жесток. Мир, в котором живут наши дети, агрессивен. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться, а ведь именно общение обогащает жизнь детей. А так хочется, чтобы наши дети были добрыми, нежными, любили близких им людей. Дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Мы, взрослые, должны помочь детям научиться управлять своими чувствами. Воспитывая в ребенке целеустремленную, жизнерадостную личность, мы учим детей открывать для себя сложный и удивительный мир чувств.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. 

Цель:

Создание условий для социально-эмоционального развития детей  старшего дошкольного возраста; повысить собственную компетентность в вопросах социально-эмоционального развития детей.

Задачи:

Для педагога:

- изучить литературу по проблеме социально- эмоционального развития для детей старшего дошкольного возраста;

- разработать  перспективный план работы на тему «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»; 

- оформить и обогатить центр социально-эмоционального развития детей дидактическим материалом, пособиями для занятий, играми, картотеками.

- повысить уровень компетентностей педагога в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников;

Для воспитанников:

  • Познакомить детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
  • Расширять  представления ребёнка о себе, своём организме, своих личностных качествах и возможностях;
  • Учить распознавать собственные эмоции и эмоции других людей;
  • Учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;
  • Развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
  • Формировать представления о положительных и отрицательных эмоциях;
  • Формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции;
  • обогащать словарь детей;
  • Формировать у детей умение осознанно относиться к собственным чувствам, эмоциям, переживаниям, чувствам и переживаниям других людей;
  • Развивать у детей умение принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах и потребностях;
  • Формировать представления у ребёнка о том, что все мы нуждаемся друг в друге.
  • Воспитывать культуру взаимоотношений;
  • Способствовать усвоению норм нравственного поведения, правил этикета;
  • Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими).

Для родителей:

- Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью работы;

- Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Срок реализации: сентябрь - май

Участники: Южанина Г.А.- воспитатель, воспитанники группы, родители.

Форма работы с детьми

В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:

1.​ Беседы с детьми;

2. Чтение художественной литературы и совместный анализ прочитанного произведения;

3. Разучивание стихотворений;

4.​ Рассматривание и обсуждение иллюстраций;

5. Дидактические игры, игры с кубиком эмоций;

6. Пальчиковые игры​; 

7.​ Театрализованные игры – ситуации;

9.​ ​ Игровые упражнения по развитию мимики;

Форма работы с родителями

1. Оформление информационного уголка для родителей

2. Консультации, памятки, буклеты и рекомендации для родителей

3. Отчетная фото-выставка, выставка рисунков для родителей «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»

Работа с педагогами

- Консультация «Эмоциональное развитие дошкольников»

- Памятка «Игры, которые научат управлять детей эмоциями»

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап (разработка плана) август

- Разработка перспективного плана по самообразованию на тему «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»; 

 -определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

- подбор материалов, дидактического пособия, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по данной тематике;

-Разработка конспектов занимательной деятельности по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

2. Основной этап (реализация плана) сентябрь-май

- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

3. Заключительный этап

- фото-выставка, выставка рисунков для родителей «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»

Ожидаемый результат:

Для детей:  

- уметь поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;

- проявлять такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;

- уметь проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;

- научились распознавать собственные эмоции и эмоции других людей по  мимике

-уметь   выражать   свои  мысли и желания,  использовать  речь  для   передачи   своих  эмоций, чувств  и  желаний.

Для педагогов:

- создана доброжелательная атмосфера в коллективе;

- повысился уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Для родителей:

- повысилась родительская компетенция в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;

- созданы  условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Список использованной литературы:

  1. Социально-эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013
  2. «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» - Тв. Центр: Москва,2010г.
  3. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  4. Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г.
  5. О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М.: ТЦ Сфера, 2011г.
  6. Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобы ребенок рос счастливым». – Харьков. - «Книжный клуб», 2008г
  7. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост.:Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель».
  8. Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М.:Эксмо, 2008г

 

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме:

«Социально-эмоциональное развитие у старших дошкольников»

 в старшей группе №17

 

Месяц

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

Беседа «Что такое эмоции»

Беседа «Правила нашей группы»

Рассматривание иллюстраций людей в разном настроении.

Игра «Наоборот»

Дидактические игра лото «Эмоции»

Чтение «Сказка о невоспитанном мышонке»

Консультация «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Опрос родителей по теме: «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?» Вовлечение родителей в актуальность данной темы.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013

РППС:

-Изготовление кубика эмоций, карточки эмоций.

-Изготовление пазла и разрезных картинок на тему «Эмоции»

-Изготовление уголка «Мое настроение»

Октябрь

-Беседа «Дружба»

-Беседа об эмоциональных ситуациях. 

-Продуктивная деятельность: рисунок «Изобрази свое настроение»

-Дидактическая  игра-пазл «Эмоции и чувства»

Чтение рассказа А. Соколовского «Тимошкин нос»

Консультация «Как развивать эмоции у детей старшего дошкольного возраста»

Тематическая  встреча с родителями и детьми,  игра на развитие эмоционального интеллекта «Прочитай письмо»

«Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» - Тв. Центр: Москва,2010г.

РППС:

-Оформление картотеки «Мирилки»

-Изготовление варежки-мирилки

Ноябрь

-Игра с кубиком эмоций «Назови и изобрази»

-Игровые упражнения по развитию мимики: «Съели кислый лимон» «Рассердился на драчуна», «Встретили знакомую девочку», «Изобрази, как ты испугался»

-Чтение рассказа В. Осеевой «Обидчики»

-Консультация «Эмоциональный интеллект дошкольника»

-Памятка для родителей «Как преодолеть страх»

Тематическая встреча родителей и детей в группе. Игровые упражнения по развитию пантомимики

Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

РППС:

Оформление картотеки «Игры для развития эмоциональной сферы детей»

Декабрь

-Беседа об эмоциональных ситуациях «Для чего нужны друзья»

Драматизация сказки «Репка»

Рассматривание картин-ситуаций «Расскажи про ситуацию»

Разучивание стихотворения: «Я злой»

Речевая игра «Расскажи стихотворение в разном настроении»

Совместный тематический рисунок родителей и детей «Что нас радует?»

 «Что нас огорчает»

 «Чего я боюсь».

Консультация «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье»

Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г.

РППС:

-Оформление картотек на тему эмоциональной сферы «Загадки», «Стихи», «Пословицы и поговорки»

Январь

Беседа «Такие разные эмоции»

Упражнение « Улитка»

Чтение рассказа К.Ушинского «Спор деревьев»

Отгадывание загадок на тему «Эмоции»

Индивидуальные рекомендации родителям по коррекции поведения ребенка.

О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М. : ТЦ Сфера, 2011г.

РППС: Изготовление дидактической игры «Конструктор лица»

Февраль

Беседа «Как можно узнать настроение человека»

Лепка - «Грустный и веселый»

Дидактическая игра «Конструктор лица»

Чтение Н. Носов «Живая шляпа»

Знакомство с пословицами и поговорками о доброте, вежливости, настроении.

Консультация «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции»

Арт-встреча (совместное рисование: родители и дети) «Моё настроение»

 Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобы ребенок рос счастливым». – Харьков. - «Книжный клуб», 2008г

РППС:

Изготовление картотеки подвижных игр на тему «Эмоции»

Март

Беседа «Когда мне грустно, когда мне радостно»

Дидактическая игра «Угадай эмоцию»

 Рисование - «Мои страшилки»

Буклет «Агрессивность в дошкольном возрасте».

Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост. :Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель».

РППС:

Изготовление д/игры «Лото настроений»

Апрель

Беседа «Нужно ли ссориться»

Дидактическая игра «Лото настроений»

Рисунок - «Веселый и грустный клоун»

Заучивание стихотворения Б.Вайтер «Доброе слово»

Индивидуальные рекомендации родителям по коррекции поведения ребенка.

Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М.: Эксмо, 2008г

РППС: создание консультации «Как рассматривать детские рисунки»

Май

Итоговое занятие «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»

- Консультация «Как рассматривать детские рисунки»

- Отчетная фото-выставка, выставка рисунков для родителей «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»

РППС: создание отчетной выставки в приемной группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект реализации проблемно - игровых ситуаций в развитии творческих способностей дошкольников в старшей группе.

С разработкой новых образовательных программ появились проблемы трудности самовыражения детей в игре. Дети начинают осавивать социологические отношения и понимать подчинённость позиций в различных вид...

Картотека социально-эмоциональных игр и упражнений для дошкольников старшего возраста

Игры и упражнения учат детей понимать настроение других людей и анализировать свое поведение и поступки других, обобщают представление о добре и зле....

Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."

 В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...

Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников в старшей-подготовительной к школе группе

Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников  в старшей-подготовительной к школе  группе...

Картотека социально-эмоциональных игр и упражнений для дошкольников старшего возраста.

ф Способствовать формированию  навыков саморегуляции поведения, контроля эмоций детей старшего дошкольного возроста....

Картотека социально- эмоциональных игр и упражнений для дошкольников

Эмоции играют важную роль в жизни дошкольников, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выр...

Картотека социально-эмоциональных игр и упражнений для дошкольников старшего возраста.

Картотека социально-эмоциональных игр и упражнений для дошкольников старшего возраста....