Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия 1
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Тема: Экспресс-диагностика развития психических процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihol_zanyat_1individ.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
индивидуального
коррекционно-развивающего занятия
(старшая группа)
Тема: Экспресс-диагностика развития психических процессов
Программное содержание:
- Исследование самооценки ребёнка;
- Исследование общей осведомлённости, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения ребёнка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ритуал приветствия.
Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! А ты?
Беседа.
- Как тебя зовут? Назови своё имя, отчество, фамилию.
- Сколько тебе лет? Когда ты родился?
- С кем вместе живёшь? Назови членов своей семьи.
- Как зовут маму? Кем и где мама работает?
- Как зовут папу? Кем и где он работает?
- Назови свой домашний адрес. Где ты живёшь?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Какие сказки ты знаешь?
- Какие части суток ты знаешь?
Я для тебя подготовила различные интересные задания. Хочешь их выполнить?
2. Основное содержание занятия.
Субтест «Лесенка»
Цель: выявление самооценки ребёнка.
Инструкция: Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших детей, на самую нижнюю – самых плохих. На средней ступеньке – ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька – тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую тебя поставит мама? Воспитатель? И др.
Субтест «Нелепицы»
Цель: выявление знаний ребёнка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепости рисунка.
Инструкция: Ребёнку предлагают рассмотреть картинку со словами «Посмотри на эту картинку». Если ребёнок рассматривает её молча, психолог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную оценку. Ребёнок должен увидеть нелепости и затем, объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребёнок затрудняется, можно помочь, задав вопросы:
-Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?
-Где и как растёт морковка, редиска? И т.п.
Субтест «Времена года»
Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.
Инструкция: Перед ребенком в случайном порядке раскладываются 4 картинки с изображением времён года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»
Субтест «Найди такую же картинку»
Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Инструкция: Перед ребёнком выкладывается лист с рисунками. «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляются остальные 5 рядов.
Субтест «10 предметов»
Цель: анализ объёма непосредственной образной памяти.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки, назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Затем картинку переворачивают и предлагают ребёнку назвать предметы, которые он запомнил.
Субтест «Найди семью»
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по функциональному назначению.
Инструкция: Перед ребёнком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий (посуда, одежда, транспорт, фрукты, овощи, мебель). Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в первом ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (беру картинку, относящуюся к той категории, что и первая) и положу её вот сюда (кладу под первой картинкой)». Затем беру любую другую картинку и спрашиваю: «Куда ты положишь эту картинку?» И т.д. в результате должно получиться 6 групп по 4 карточки. Ребёнок должен объяснить, почему он объединил эти картинки в группы. Если задание вызывает затруднение, то можно оказать ребёнку помощь, выложив второй ряд карточек по категориям или попросить его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду. Например: «Как можно назвать, одним словом, апельсин и яблоко?»
Субтест «Рыбка»
Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
Инструкция: Ребёнку показывается изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схема). Спрашиваю: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого, ему предлагается набор геометрических фигур, из которых можно сложить изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом такую же рыбку». По ходу выполнения можно попросить ребёнка назвать геометрические фигуры, сказать какого они цвета.
Субтест «Последовательные картинки»
Цель: выявление способности ребёнка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображённой ситуации, составлять последовательный рассказ.
Инструкция: Перед ребёнком на столе в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».
Субтест «Разрезные картинки»
Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.
Инструкция: Ребёнку предлагают разрезанные изображения предметов. Карточки раскладываются хаотически. Ребёнка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.
Субтест «На что это похоже?»
Цель: выявление уровня развития воображения ребёнка, оригинальности и гибкости мышления.
Инструкция: Ребёнку предлагают поочерёдно 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»
Рисуночный тест «Рисунок человека»
Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребёнка, уровня развития его тонкой моторики, получение общего представления о ребёнке, об его интеллекте в целом.
Инструкция: Перед ребёнком кладут чистый лист бумаги, карандаш и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».
3. Ритуал прощания.
Молодец! Со всеми заданиями справился. Похвали сам себя, скажи: «Какой я молодец!», похлопай себе в ладоши. Скажи мне, какое у тебя сейчас настроение? Тебе понравилось заниматься? А что ты сегодня делал на занятии? Какое задание показалось сложным?
Спасибо тебе большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционно – развивающего логопедического занятия "Звук [р] в слогах, словах, предложениях"
Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня
Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "
Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш. Тема «Играем с Мишкой».
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш в середине слова....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.
Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...