Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия 1
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Косинова Мария Александровна

Тема:  Экспресс-диагностика развития психических процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihol_zanyat_1individ.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального

коррекционно-развивающего  занятия

(старшая группа)

Тема:  Экспресс-диагностика развития психических процессов

Программное содержание:

  • Исследование самооценки ребёнка;
  • Исследование общей осведомлённости, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал приветствия.

Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! А ты?

Беседа.

  • Как тебя зовут? Назови своё имя, отчество, фамилию.
  • Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  • С кем вместе живёшь? Назови членов своей семьи.
  • Как зовут маму? Кем и где мама работает?
  • Как зовут папу?  Кем и где он работает?
  • Назови свой домашний адрес. Где ты живёшь?
  • Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
  • Какие сказки ты знаешь?
  • Какие части суток ты знаешь?

Я  для тебя подготовила различные интересные задания. Хочешь их выполнить?

2. Основное содержание занятия.

Субтест «Лесенка»

Цель: выявление самооценки ребёнка.

Инструкция: Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших детей, на самую нижнюю – самых плохих. На средней ступеньке – ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька – тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую тебя поставит мама? Воспитатель? И др.

Субтест «Нелепицы»

Цель: выявление знаний ребёнка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепости рисунка.

Инструкция: Ребёнку предлагают рассмотреть картинку со словами «Посмотри на эту картинку». Если ребёнок рассматривает её молча, психолог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную оценку. Ребёнок должен увидеть нелепости и затем, объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребёнок затрудняется, можно помочь, задав вопросы:

-Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?

-Где и как растёт морковка, редиска? И т.п.

Субтест «Времена года»

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Инструкция: Перед ребенком в случайном порядке раскладываются 4 картинки с изображением времён года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Субтест «Найди такую же картинку»

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Инструкция: Перед ребёнком выкладывается лист с рисунками. «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляются остальные 5 рядов.

Субтест «10 предметов»

Цель: анализ объёма непосредственной образной памяти.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки, назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Затем картинку переворачивают и предлагают ребёнку назвать предметы, которые он запомнил.

Субтест «Найди семью»

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по функциональному назначению.

Инструкция: Перед ребёнком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий (посуда, одежда, транспорт, фрукты, овощи, мебель). Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в первом ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (беру картинку, относящуюся к той категории, что и первая) и положу её вот сюда (кладу под первой картинкой)». Затем беру любую другую картинку и спрашиваю: «Куда ты положишь эту картинку?» И т.д. в результате должно получиться 6 групп по 4 карточки. Ребёнок должен объяснить, почему он объединил эти картинки в группы. Если задание вызывает затруднение, то можно оказать ребёнку помощь, выложив второй ряд карточек по категориям или попросить его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду. Например: «Как можно назвать, одним словом, апельсин и яблоко?»

Субтест «Рыбка»

Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Инструкция: Ребёнку показывается изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схема). Спрашиваю: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого, ему предлагается набор геометрических фигур, из которых можно сложить изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом такую же  рыбку». По ходу выполнения можно попросить ребёнка назвать геометрические фигуры, сказать какого они цвета.    

Субтест «Последовательные картинки»

Цель: выявление способности ребёнка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображённой ситуации, составлять последовательный рассказ.

Инструкция: Перед ребёнком на столе в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».

Субтест «Разрезные картинки»

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Инструкция: Ребёнку предлагают разрезанные изображения предметов. Карточки раскладываются хаотически. Ребёнка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Субтест «На что это похоже?»

Цель: выявление уровня развития воображения ребёнка, оригинальности и гибкости мышления.

Инструкция: Ребёнку предлагают поочерёдно 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»

Рисуночный тест «Рисунок человека»

Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребёнка, уровня развития его тонкой моторики, получение общего представления о ребёнке, об его интеллекте в целом.

Инструкция: Перед ребёнком кладут чистый лист бумаги, карандаш и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

3. Ритуал прощания.

Молодец! Со всеми заданиями справился. Похвали сам себя, скажи: «Какой я молодец!», похлопай себе в ладоши. Скажи мне, какое у тебя сейчас настроение? Тебе понравилось заниматься? А что ты сегодня делал на занятии? Какое задание показалось сложным?

Спасибо тебе большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "

Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш. Тема «Играем с Мишкой».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш в середине слова....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...