Семинар педагогов - психологов ДОУ. Тема: "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
материал по психологии
Как сказал известный французский поэт и писатеь А.Экзюпери.
«Все мы родом из детства»
Эмоциональное благополучие является одним из фундаментальных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Что же такое эмоции?
Эмоции - это переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас в нашем детском саду.
Предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», попрошу вас встать в круг и рассчитаться на 1,2. Выберите себе партнера, пожмите ему руку. Я буду говорить вам, какими частями тела вам нужно будет «поздороваться» друг с другом.
А когда скажу: «Друг к дружке!» вы должны поменяться парами.
Правая рука к правой руке!
Нос к носу!
Спина к спине!
Друг к дружке.
Носок к носку!
Живот к животу!
Лоб ко лбу!
Друг к дружке.
Бок к боку!
Колено к колену!
Мизинец к мизинцу!
Друг к дружке.
Бедро к бедру!
Ухо к уху!
Пятка к пятке!
Друг- к дружке.
Затылок к затылку!
Локоть к локтю!
Кулак к кулаку!
Друг к дружке.
Пожмите друг другу руки.
Спасибо. Вы все молодцы.
Как сказал известный французский поэт и писатеь А.Экзюпери.
«Все мы родом из детства»
Эмоциональное благополучие является одним из фундаментальных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Сл.2. Что же такое эмоции?
Эмоции - это переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе.
Сл.3. Какие же бывают эмоции?
Сл.4 Правильно, отрицательные и положительные.
Какие отрицательные эмоции вы знаете?
Гнев, обида, страх, стыд, отвращение ...
А какие положительные эмоции, вы знаете?
Это радость, восторг, удивление, интерес, любовь и т.д.
Удивительно, но факт, что отрицательные, как и положительные эмоции несут пользу и вред здоровью человека.
Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения — никуда от них ни деться. Но, нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций: человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека.
Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка.
Маленькие дети еще не умеют контролировать свои эмоции и выражают их открыто, абсолютно не
стесняясь окружающих. Но часто родители забывают, что никто из нас не рождается с уже сформированными навыками поведения в обществе и вместо того, чтобы спокойно объяснить ребенку, что так себя вести нельзя, делают ему выговор, кричат, наказывают. Но эффекта от этого никакого: ребенок не понимает, почему ему кричать нельзя, а родителям — можно.
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуация у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги.
Хотя чувства гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Уменьшить, снять негативное состояние детей можно через позитивное движение (толкалки, стучалки, построение и разрушение башен из кубиков, «рубка дров»), рисование, игры с песком и водой, психогимнастические этюды, обыгрывающие базовые эмоции: радость, удивление, гнев, горе, грусть, страх.
В ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения. В рамках изучения эмоциональной сферы провела ряд диагностических исследований, в результате которых был разработан пошаговый алгоритм развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и представлен он следующим образом:
Алгоритм развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
1 шаг: Знакомство с эмоциями (по фотографиям, сюжетным картинкам, пиктограммам, цветам).
2 шаг: Психологические этюды, упражнения, подвижные игры, направленные на развитие различных чувств и эмоций, на развитие умения понимать чувства других людей, развитие способов поднятия настроения: «Ласковый котёнок», «Побежали», «Старик-боровик», «Бумажные мячики», «Живая шляпа», «Море волнуется».
3 шаг: Минутки изобразительной деятельности, когда дети прорисовывают все знакомые эмоции, рисовали своё настроение, настроение своего соседа, настроение воспитателя и т.д.
4 шаг: Чтение, беседы, вопросы по прочитанному, создание проблемных ситуаций, считывание эмоциональных состояний литературных героев при помощи пиктограмм. Для каждого героя самостоятельно подобрать соответствующую пиктограмму.
5 шаг: «Тренируем» свои эмоции. С помощью зеркала дети учатся проявлять и контролировать эмоции.
6 шаг: Творческие задания, игры-миниатюры, участие в театрализованных представлениях.
После продолжительной работы отмечалась положительная динамика в эмоциональной сфере тех детей, с которыми проводилась коррекция.
Цели, задачи развития эмоционально – волевой сферы у дошкольников в возрасте 5 -7 лет.
1. познакомить детей с основными эмоциями,
2. способствовать осознанию собственных эмоций,
3. формировать умение понимать эмоции других людей,
4. развивать способность выражать свои эмоции вербально и невербально,
5. формировать умение выражаться свои негативные эмоции социально приемлемыми способами,
6. развитие рефлексии,
7. формирование адекватной самооценки у детей,
8. обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения,
9. создание условий для творчества и самовыражения дошкольников.
«Говорящие руки».
Варианты инструкций образующимся парам:
Вам нужно поздороваться с помощью рук, побороться руками, помириться руками, выразить поддержку с помощью рук, пожалеть руками, выразить радость, пожелать удачи, попрощаться руками.
Обсуждение:
Что было легко, что сложно? Кому было, сложно молча передавать информацию? Кому легко?
Сл.1. А сейчас позвольте мне, представить методическое пособие «Эмоции мои, твои и наши!»
Сл.2. Все мы хорошо знаем, что эмоции являются «индикатором» состояния ребенка они существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Сл.3.Актуальность:
Изучая особенности эмоциональной сферы детей, в современной жизни, можно заметить очень бедные эмоциональные проявления. Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим. На утренниках, праздниках, никакое яркое действо не вызывает у них эмоций.
Сл.4. Играя роли, эти дети не могут передать эмоциональное состояние персонажа, они только проговаривают заученные наизусть слова. Важно научить их смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, правильно выражать свои эмоции в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется весьма актуальной.
Сл.5. Что же представляет собой данное пособие?
Пособие сделано из дерева. Основа: большой круг (лицо). В изображении черт лица задействованы геометрические фигуры:
- Обратите внимание, все части лица перед вами на экране.
Сл.6 Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми 5-7 лет.
Основная цель данного пособия - развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, познание себя и других.
Сл.7 Как же я использую данное пособие?
В психологии выделяют 6 базовых эмоций: радость, грусть, страх, злость, удивление, обида.
-Работу начинаю с самой яркой и позитивной эмоции «Радость».
Сл.8 В средней группе предлагаю собрать эмоцию «Радость» по образцу.
Сначала с детьми рассматриваем образец, разбираем его на части, определяем геометрические фигуры, на которые похожи глаза, брови, нос и щеки. Затем провожу игру на знакомство с данной эмоцией.
Перед вами пособие и зеркала, давайте поиграем.
Сл.9 Солнечный зайчик заглянул к вам в глаза, закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался на голову, погладьте его. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает вас, подружитесь с ним. - Коллеги, солнечный зайчик какой? (радостный).
- Посмотрите в зеркала, изобразите «Радость».
-Что делают губы? Улыбаются!
-Правильно губы улыбаются.
-Посмотрите друг на друга, какие у нас лица? (Радостные)
-Соберите эмоцию «Радость» на пособии.
-Собрали?! Покажите друг другу.
-Давайте похлопаем в ладоши!
-Спасибо.
Через игры и упражнения знакомлю детей с другими эмоциями («Грусть», «Страх»).
Сл.10. В старшей группе к эмоциям «Радость», «Грусть», «Страх», добавляю эмоции «Удивление» и «Обида». Рассказываю и показываю, как они проявляются в различных ситуациях. Помогают мне в этом сказки, рассказы, стихотворения, загадки, психологические этюды, которые учат детей правильно выражать свои эмоции.
Часть методического материала представлена в накопительной папке.
Сл.11 Продолжим играть?!
Злость нельзя в себе копить!
Это чувство страшное!
Знай, злодеем в жизни быть-
Самое ужасное.
-Какая это эмоция? (злость)
-Правильно, это «Злость».
-Покажите в зеркале.
-Что делают брови?
-они нахмурились,
-глаза?
-глаза прищурились,
-уголки губ опустились вниз.
-Кулачки от злости сжались.
-У всех получилось?!
-Все стали злыми?
-Изобразите эмоцию на пособии.
-Покажите всем.
-Спасибо.
Сл.12 В подготовительной к школе группе задания усложняются, дети определяют эмоции посредством интонации.
-Представьте себе, что вы пришли домой и у вас на столе торт. Представили?
- Что вы испытываете? (Удивление, радость)
- Изобразите эмоцию «Удивление» голосом:
- «Ооо, торт?!»
Глаза расширились, брови и плечи поднялись, руки развели в стороны, рот вытянулся буквой О.
-Изобразите удивление в зеркале.
-Покажите эмоцию на пособии.
Во время занятий у детей развивается осознание собственных эмоций.
Сл.13 - День искрится радостью,
День меня манит.
Надо мною радуга весело звенит.
У реки под ивою слышу соловья…
Самая счастливая сегодня – это я!
-Какая у меня эмоция? (Радость)
-Изобразите на пособии.
-Спасибо.
-Я хочу поделиться радостью с вами.
-Вот мешочек «Радости», берите из мешочка частичку.
Сл.14Заключительный этап – подведение итогов.
Ценность данного пособия заключается в том, что дети научились понимать и управлять своим эмоциональным состоянием и состоянием окружающих, знают, что каждое имеет свое название, признаки, качества, свойства, а также силу проявления. Могут выражать свои эмоции посредством интонации, мимики, жестов. Это способствует налаживанию контактов, умению устанавливать партнерские отношения.
Мои перспективы на будущее: провести викторину и составить интерактивную игру.
Спасибо за внимание!
Коллеги давайте проведём психо – гимнастику:
РАЗ - повернись – поворачиваются на месте
ДВА - улыбнись - улыбаются
ТРИ - руки в бок - ставят руки на пояс
ЧЕТЫРЕ - прыжок - подпрыгивают
ПЯТЬ - ветерок - дуют, сложив губы трубочкой
ШЕСТЬ - мотылек - руки в стороны, машут кистями
СЕМЬ - прошурши - потирают ладони
ВОСЕМЬ - помаши - машут руками над головой
ДЕВЯТЬ - руки вниз - опускают руки
ДЕСЯТЬ - поклонись- наклоняют голову вперед
Релаксация.
Упражнение «Посещение зоопарка» (стоя в кругу друг за другом)
Цель: развивать у участников навыки определения эмоционального состояния группы; расширять знания о влиянии психологических установок защиты, которые лишают человека эмоций либо вызывают негативные чувства.
Участники встают в кругу друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Все остальные повторяют движения. Это упражнение можно проводить и разбившись по парам.
- В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
- Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
- Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать вниз по спине).
- Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
- Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
- Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
- Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
- Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
- А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
- Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
- А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
- Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).
ПОИГРАЕМ!!!
Упражнения для развития обоих полушарий мозга
Есть несколько эффективных способов, которые полезны не только для детей, но и для взрослых людей. Упражнения для развития мозга приводят полушария в баланс посредством физической активности тела и эмоций.
«Ухо и нос»
Нужно прикоснуться к кончику носа левой рукой, а правой взяться за левое ухо. После хлопка в ладоши поменять положение рук на противоположное. Многим взрослым поначалу это упражнение не даётся, чему радуются дети.
«Полянка»
Ритмично сжимать в кулак правую руку, а левой одновременно изображать полянку. Затем поменять движения между руками. Сколько раз кулак сделает полянку
Рефлексия.
Что было интересно?
Что понравилось?
Что Вас огорчило?
Что хотелось бы применять в своей работе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНА ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...
Годовой отчет педагога-психолога Мценского детского дома для детей дошкольного возраста
Годовой отчет о проделанной работе...
Методическое пособие для педагогов-психологов. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Тест «Рисунок семьи".
Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характери...
Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)
Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...
«Совместная деятельность музыкального руководителя и педагога-психолога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
Взаимодействие специалистов в детском саду – важная и ответственная форма работы с детьми дошкольного возраста. Практика подсказывает, о необходимости поиска эффективных методик по сохранению пс...
«ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ВЕСЕННЕМ ОБОСТРЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Наступление весны – это прекрасное время года, которое с нетерпением ждет каждый. Позади зимние морозы; впереди – солнце, море, летние отпуска. Однако в это время происходят н...
- Мне нравится (1)