Тактильно-игровые доски в работе с дошкольниками с ТМНР.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
В статье описана работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ТМНР) с помощью тактильно-игровых досок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taktilno-igrovye_doski_v_rabote_s_doshkolnikami_s_tmnr.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тактильно-игровые доски в работе с дошкольниками с ТМНР.
Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д. Выявляется значительная неоднородность группы детей с ТМНР по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Чаще всего у них встречаются следующие проблемы:
- Интеллектуальные нарушения характерны для большинства детей с ТМНР. Степень умственной отсталости может быть различной: от легкой до тяжелой и глубокой. Даже при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка развития.
- Двигательные нарушения также часто встречаются у детей с ТМНР. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения.
- Нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание), от незначительных проблем до полной потери.
- Эпилепсия диагностируется у многих детей с ТМНР. Части детей удается подобрать противосудорожную терапию, однако встречаются и некупируемые формы эпилепсии.
- Могут присутствовать также расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.
- Особенности сенсорной интеграции, которые могут проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений. Это может выглядеть как необычное и непонятное поведение.
- Различные соматические заболевания также могут влиять на развитие ребенка. Важно понимать, что ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.
В современном мире дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития при условии целенаправленного процесса воспитания и образования способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности.
Развитие особенных детей должно представлять собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Важность сенсорного развития и воспитания детей определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на чувственном познании.
Всё что дети смогут увидеть, услышать, тактильно и эмоционально ощутить, является для них необходимой информацией о мире. Воспитанники данной категории обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, но вследствие инертности психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы - сформировать целостное восприятие предметов и явлений окружающей среды достаточно проблематично и является очень продолжительным процессом.
В коррекционной работе с дошкольниками с ТМНР часто используют тактильно-игровые доски (Бизиборды), созданные индивидуально для ребенка с учетом его актуального развития, позволяющие решать огромный спектр коррекционных и педагогических задач. Тактильная доска является моделируемой и обновляемой, а самое главное мобильной.
Игра с развивающей доской благотворна для детей с ТМНР – она помогает им познакомиться с физическими свойствами простых вещей в окружающем их пространстве.
Главная цель работы с тактильной доской состоит в обеспечении неограниченного процесса познания и развития ребенка. Такие доски увлекают надолго, в своей оригинальной подаче материала они ненавязчивы – атмосфера для обучения самая что ни на есть благоприятная. Как известно, развитие ребенка в игре очень гармонично.
Задачи развивающих стендов очень многогранны, так как развитие включает в себя многосторонние понятия:
• развитие мелкой моторики;
• тренировка памяти и логики;
• формирование понятия о причинно-следственной связи вещей;
• изучение цветов и оттеночной палитры в целом;
• развитие самостоятельности;
• стимулирование познавательной активности;
• развитие умения играть по предложенным правилам и с заданными условиями;
• углубление фантазии и образного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная доска в работе с дошкольниками
Методическая разработка по работе с интерактивной доской на примере одного проекта "Осень урожайная". Материал был представлен на Конференции "Учитель и современность", проходящей в Муниципальном...
Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
Интересная информация для педагогов....
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
План работыИнструменты интерактивной доскиАлгоритм работы с интерактивной доскойТематика игр-занятий синтерактивной доской...
Консультация для педагогов "Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками"
В данном материале описываются возможности работы с интерактивной доской в ДОУ....
Возможности интерактивной доски в работе с дошкольниками с ОВЗ
Традиционные способы использования ИКТ и инновационныен подходы к работе с интерактивной доской в условиях детского сада для детей с ОВЗ...
Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР с использованием элементов песочной терапии
В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим сложную структуру дефекта, в частности педагогические технологии по речевому раз...