Отчёт о работе с воспитанниками по дополнительной образовательной программе «Говоруны»
материал по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Давыденко Альбина Диасовна
20 мая 2017 год 
Подготовила:
Давыденко Альбина Диасовна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №18 «Орлёнок»
 
На основании приказа МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» № 340 от 01.11.2016г организовывала работу по дополнительному образованию воспитанников по программе «Говоруны» в течение 2016-2017 учебного года.
Актуальность программы.
Дошкольный возраст - важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
Все большую актуальность приобретают вопросы личностно – ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития ребенка. В последние годы наблюдается значительный рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и  речевого развития. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Происходит это не только из-за увеличения нарушений перинатального и постнатального развития детей, их общей соматической ослабленности, но и за счет растущей педагогической некомпетентности родителей, эмоциональной депривации в семье, берущей свое начало еще в младенческом периоде. У детей с речевым недоразвитием отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При диагностике детей отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительным.  Анализ  обследования детей позволил обосновать необходимость усиленной работы в этом направлении.
Программа коррекционно-развивающей направленности «Говоруны» разработана на основании программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду под редакцией О.С. Ушакова. 
План работы кружка составлен в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации планирования работы». Планы основных мероприятий кружка на текущий период - в форме годового (календарного) плана. Структура плана работы кружка соответствует структуре плана работы ДОУ. План имеет графическую форму, позволяющую видеть работу специалиста, рационально распределять плотность проводимых мероприятий и осуществлять контроль за их выполнением. Разделы плана отражают в полной мере функции, регламентированные Положением о кружковой работе. Все разделы плана связаны между собой. Содержание планирования работы кружка основывается на принципах единства целевой установки, условий реализации, единства краткосрочного и долгосрочного планирования, сочетания государственных и общественных начал, обеспечивающих его комплексный характер. План разработан на коллегиальной основе, в нём обозначены  основные направления работы. 
Цель деятельности на 2016-2017 учебный год для детей младшего дошкольного возраста: 
- готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы для правильного восприятия и произношения звуков. 
Задачи: 
1. Развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание.
2. Развивать правильность произношения звуков родного языка.
Программа рассчитана на один год.
Формы организации 1 раз в неделю, по 30 минут, распределяя детей на подгруппы, в подгруппе количество детей – 3 человека.
 
 
 
 
 
Максимальное содействие развитию детей путем логопедического воздействия, освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами. Организация логопедического сопровождения образовательного процесса, на основе отслеживания развития, всех компонентов речевой системы детей 4 года жизни, посредством скоординированного взаимодействия всех субъектов образовательно - воспитательного процесса.
Проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений очень актуальна.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Программа логопедического кружка «Говоруны» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка попугай Говоруша, у которого много друзей среди животных. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает  с собой Говоруша: бегемотиком Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей и др. Эти персонажи – логопедические игрушки -  надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию вни-мания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание  занятий включены следующие виды работы:
Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
Дыхательные и фонопедические упражнения.
Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения  используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Результаты:
Отмечается положительная динамика в освоение воспитанниками программы, отмечается увеличение на 15% воспитанников с высоким уровнем по сравнению с началом учебного года. У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.
Анализ результатов работы кружка показал, что систематические занятия по данной программе способствовали:
коррекции звукопроизношения;
формированию слоговой структуры слова;
коррекции лексико-грамматической стороны речи;
формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
Данная программа апробирована на базе МБДОУ ДС № 18 «Орлёнок» г. Нижневартовска в 2016 - 2017 учебном году и может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon otchyot_po_programme_govoruny_16-17gg.pdf609.49 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о проделанной работе дополнительной образовательной программы «Маленькие художники»

Рисование помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы "Волшебный квиллинг" (2016 - 2017 уч.год)

Анализ мониторинга работы творческой мастерской "Волшебный квиллинг" показал положительную динамику, что подтверждает эффективность работы по авторской программе дополнительного образования "Волш...

Аналитический отчёт о работе с воспитанниками по дополнительной общеобразовательной программе социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»

20 мая 2017 годПодготовила:Давыденко Альбина Диасовна,воспитатель, МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» С 2014 года на основании приказа МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» №225 от 02.09.2014г ...

Дополнительная образовательная программа «Будем с песенкой дружить» в рамках работы вокального кружка «Домисоль-ка» для воспитанников 5-7 лет

Данная программа разработана для организации работы вокального кружка для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоров...

Отчёт по реализации дополнительной образовательной программы «Конструкторское бюро» За 2017- 2018 учебный год

Реализация дополнительной образовательной пронраммы !Конструкторское бюро"...

Отчёт по дополнительной образовательной программе «Занимательная математика» для детей 5-6 лет за 2018-2019 учебный год

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать...

"Отчёт учителя-логопеда по разделам дополнительной образовательной программы по обучению грамоте детей 5-7 лет"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Солнышко»       «Отчёт учителя-логопеда по разделам дополнительной образо...