20 мая 2017 год
Подготовила:
Давыденко Альбина Диасовна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №18 «Орлёнок»
С 2014 года на основании приказа МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» №225 от 02.09.2014г организую работу по дополнительному образованию детей дошкольного возраста кружка «Юный пешеход».
На протяжении трех лет мною ведется систематическая работа по формированию у дошкольников осознанно-правильного и безопасного поведения на дороге, соблюдения правил дорожного движения
Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой предусмотрено обучение детей правилам дорожного движения со младшей группы. В план работы вошли такие формы работы с детьми по правилам дорожного движения, как экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры. В своей работе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения также ориентируюсь на программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, а именно раздел «Ребенок на улицах города».
Правила дорожного движения требуют от ребенка ориентировки в пространстве и правильного реагирования на изменения окружающей обстановки. Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения, осуществляю связь между всеми разделами программы. На организованной образовательной деятельности по всем образовательным областям и другим видах детской деятельности уделяю внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки.
С правилами дорожного движения знакомлю детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от образовательной деятельности к образовательной деятельности и от группы к группе.
В средней группе во время целевых прогулок, в образовательной деятельности, в играх направляю внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называю цвета светофора, знакомлю с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина». Уточняю название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т.д. Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе образовательной деятельности: на аппликации - наклеивании светофора; на формировании элементарных математических представлений - учат различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги. И сопровождаю действия словами: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». В образовательной области «Физическое развитие» с помощью упражнений тренирую двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.
В старшей и подготовительной группах разрозненные сведения о правилах дорожного движения связываю в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД. Все дети старшего дошкольного возраста умеют практические навыки перехода улиц, четко знают дорогу от дома до детского сада.
В своей работе использую имеющиеся в группе большой выбор дидактических игр, картин и иллюстрированных пособий по правилам дорожного движения: «Знаки на дорогах», «Светофор», «Что изменилось?», «Мы едем, едем, едем!» и др.
В группе создан «уголок ПДД», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации. Для улучшения работы с детьми совместно с родителями изготовили макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами.
Провожу большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомлю их с программными требованиями, привлекаю к изготовлению материала для проведения образовательной деятельности, игр, выполнению различных заданий с детьми. Родители вместе с детьми участвуют в выставках работ по правилам дорожного движения. Совместно с родителями был оформлен уголок для родителей с различными стендовыми консультациями по правилам дорожного движения/
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, уверена, что знания и навыки движения по улице, полученные в ДОУ, служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших выпускников. Необходимо отметить, что воспитанники ДОУ приходят в школу с определенными навыками правильного поведения на улицах. Наше ДОУ работает в тесном взаимодействии с инспекторами ГИБДД.
Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице. Поэтому при обучении детей основам «дорожной грамоты» придерживаюсь следующих правил:
-не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге;
-сочетать изучение Правил дорожного движения с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности;
-использовать все доступные формы и методы работы;
-рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ мультфильмов, видеофильмов, чтение книги и экскурсия - все поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Ежегодно проводится изучение уровня освоения детьми программного материала по правилам дорожного движения по специально разработанным критериям, что дает возможность выявить уровень усвоения материала детьми и наметить задачи работы с детьми в летний оздоровительный период.
Из диаграммы видно, что ежегодно отмечается положительная динамика в освоении воспитанниками программы. В 2015 году отмечается увеличение на 25% число воспитанников, освоивших программу на высоком уровне, в 2016 году отмечается увеличение на 10%.
Из проделанной работы можно сделать вывод.
Дети усвоили основные правила дорожного движения и поведения пешеходов на улицах и дорогах города.
Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для детей.
Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении знаний дошкольников правил дорожного движения.
Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам соблюдения правил дорожного движения.
На 2017/2018 учебный год планирую:
1) проводить совместную работу ДОУ с ГИБДД по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
2) разработать совместный план работы ДОУ и ГИБДД по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
3) Оформить стенд «Добрая дорога детства».
Я всегда ищу новые современные формы работы с детьми по правилам дорожного движения, и это у меня хорошо получается.