Методы ранней диагностики нарушений слуха
консультация по коррекционной педагогике на тему
Признаки, позволяющие определить, всле ли у ребенка в порядке со слухом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_ranney_diagnostiki_narusheniy_sluha.docx | 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы ранней диагностики нарушений слуха
К сожалению, определять, слышит ли малыш, находящийся еще в утробе матери, врачи пока не научились. Но существуют методы, позволяющие практически сразу после рождения исследовать слуховую функцию.
Родителям следует знать, что существует несколько простых признаков, позволяющих определить, все ли у ребенка в порядке со слухом. Ребенок с нормальным слухом ведет себя следующим образом:
• 4-6 неделя жизни: младенец пугается, услышав внезапный громкий звук, например, стук захлопнувшейся двери;
• 3-4 месяц жизни: ребенок устремляет взгляд по направлению к источнику звука;
• 6-7 месяц жизни: ребенок лепечет не только односложные, но и многосложные «слова»;
• 10-12 месяц: ребенок реагирует на тихое обращение с расстояния в один метр. Ребенок жизнерадостный, его речь успешно развивается.
Итак, если все признаки налицо, со слухом у ребенка все должно быть в порядке. Но если один или несколько признаков отсутствуют, слух ребенка необходимо проверить у отоларинголога.
В некоторых странах всех новорожденных (до 6 мес.) обследуют на предмет снижения слуха. Такое поголовное обследование называется скрининг.
Скрининг проводится с использованием регистрации отоакустической эмиссии. Этот объективный метод диагностики не зависит от реакции ребенка. Поэтому он может применяться для исследования слуха самых маленьких детей. Он позволяет оценить состояние волосковых клеток (проверяет, как функционирует улитка внутреннего уха). Это абсолютно безвредная и безболезненная процедура. При невозможности такого варианта обследования уже в роддоме должно быть проведено выявление факторов риска по глухоте и сделана соответствующая отметка в справке, которая выдается при выписке ребенка. Второй этап осуществляется в детской поликлинике по месту жительства. Сюда входит анкетирование родителей и проверка поведенческих реакций ребенка на звуки с помощью звукореактотеста в возрасте 1, 4 и 6 месяцев.
Обследование прибором основано на регистрации различных проявлений безусловно-
рефлекторной ориентировочной реакции на звук – вздрагивания, зажмуривания или широкого открывания глаз, мигания, замирания, изменения частоты сосательных движений, поворота головы в сторону источника звука или от него. Его лучше проводить в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через час после него). В 4 мес. и старше обследование проводится в стадии бодрствования. Если нет прибора, то можно предъявлять громкие звуки: хлопки, стук, удары одного предмета о другой и т.д.
Необходимо исключить причины, вызывающие беспокойство ребенка (ощущение
голода или переедание, наличие газов и пр.) Перед обследованием в незнакомой обстановке малыш должен успокоиться, привыкнуть. Для проведения обследования ребенок укладывается на твердый матрац так, чтобы голова лежала свободно и прямо.
После того, как малышу будет предъявлен звук, нужно наблюдать за его реакцией (часто реакция на звук может иметь скрытый период в течение нескольких секунд). После каждого поворота головы надо снова уложить голову ребенка на затылок и отвлечь внимание от источника звука, используя игрушку. Т.к. у маленьких детей очень быстро развивается привыкание к стимулам, число предъявлений звука надо ограничить до двух-трех.
Для приблизительной оценки слуха у детей в любом возрасте можно использовать “гороховый метод”, где в качестве источника звука служат пластмассовые коробочки, заполненные на 1/3 различной крупой:
• горохом (источник звука 70 – 80 дБ),
• гречей (источник звука 50 – 60 дБ),
• манкой (источник звука 30 –40 дБ).
Данное исследование, благодаря его простоте и доступности, могут проводить педиатры, невропатологи, логопеды и другие специалисты. По его результатам можно предположить нарушение слуха, если у ребенка в возрасте до 3-х мес. отсутствует реакция на звук баночки с горохом, в 4 – 5 мес. отсутствует реакция на звук баночки с гречей, а в 6 мес. и старше - на звук баночки с манкой.
Важно отметить недостаточную эффективность этих двух методов при обследовании детей с патологией центральной нервной системы, т. к. отсутствие двигательной реакции на звук у них может быть следствием нарушения как слуховой функции, так и задержки психомоторного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные методы профилактики при нарушении слуха у детей.
В статье указаны причины патологии слуха у детей и методы профилактики нарушений....
Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.
Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение «Комплексных верботональных занятий» д...
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ СЛУХА У ДЕТЕЙ
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ СЛУХА У ДЕТЕЙ...
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.Одной из основных задач обучения детей с нарушением слуха является формирование у них у...
Ранняя диагностика нарушений речи как основной инструмент психолого-педагогического сопровождения детей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22473556","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Методы ранней диагностики слуха
В данное пособие будет полезно для педагогов,работающих с детьми раннего возраста и для родителей. Особенно для тех, кто волнуется : "Почему же ребенок не говорит?" Очень немногие люди могут...