Методы ранней диагностики слуха
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике
В данное пособие будет полезно для педагогов,работающих с детьми раннего возраста и для родителей. Особенно для тех, кто волнуется : "Почему же ребенок не говорит?" Очень немногие люди могут предположить, что ответ прост - ребенок просто не слышит! А как это узнать? Что нужно делать? Данное пособие предлагает ответ на эти вопросы и помогает провести легкую диагностику самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_ranney_diagnostiki_sluha.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Методы ранней диагностики нарушения слуха»
Нарушение слухового восприятия ведет к нарушениям формирования речи ребенка, сопровождается задержкой психического и умственного развития. Даже одностороннее снижение слуха наносит весьма существенный вред ребенку, который заключается в задержке становления речи, в проблемах с обучением и коммуникацией, поведением в школе.
Диагностика слуха и состояние среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия, аудиотест). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.
«МЕТОДЫ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ»
Проверять слух у детей сложно. Детские сурдологи выработали различные методы проверки, которые удобны для детей с физической и эмоциональной точки зрения.
Врач - сурдолог часто использует сочетание нескольких методов для проверки слуха. Результаты проверки отражаются на графике - аудиограмме. По ней можно определить вид и степень нарушений слуха.
Аудиометрия - метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы и когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам.
Субъективные методы проверки слуха
Рефлекторная аудиометрия (до 16 недель) - используются рефлексы, присутствующие у новорожденных (в норме – 80 Дб).
Во время теста подаются короткие и громкие звуки в узком диапазоне частот, обычно через колонки или наушники, необходимо внимательно следить за реакцией ребенка. Большая часть рефлексов новорожденных утрачивается в период между 8–16 неделями после рождения.
Игровая аудиометрия (с 2-3 лет) - превращает проверку слуха в игру. Ребенка просят выполнять определенные действия каждый раз, когда он слышит звук.
В зависимости от возраста ребенка, тестовые звуки могут подаваться через колонки, наушники воздушного звукопроведения или для костного звукопроведения.
Тональная аудиометрия ( 8 лет) - дети могут реагировать на тест, как взрослые. Так определяется порог слышимости для воздушного звукопроведения различных звуковых частот. Этот метод позволяет определить вид тугоухости – кондуктивный, сенсоневральный или смешанный.
Речевая аудиометрия - позволяет определить порог слышимости для речи. Этот метод выступает в качестве вспомогательного для проверки потери слуха, а также позволяет сравнить измерения слуха, сделанные различными приборами
Аудиологический скрининг новорожденных - это ранняя проверка слуха. В настоящее время более 90% детей проходят аудиологическую проверку еще в роддоме, остальные же направляются для проверки слуха в поликлинику.
Раньше аудиологическому скринингу подвергались только дети из группы риска, сейчас же он является обязательным для всех новорожденных. Такая массовость этого обследования связана с высокой эффективностью восстановления слуха, если данная проблема выявлена вовремя. Кроме этого, часто применяется протезирование слуховыми аппаратами на первых месяцах жизни.
Объективные методы проверки слуха
Отоакустическая эмиссия (OAE) - самый распространенный метод скрининга слуха у новорожденных. В ушной улитке расположены наружные волосковые клетки, которые колеблются под воздействием звука. Эти колебания создают звуковые волны, которые и измеряется в тесте.
Регистрация вызванных слуховых потенциалов - регистрация вызванных потенциалов похожа на электроэнцефалографию и проводится, когда ребенок спит. За его ушами закрепляются электроды, на ушах – наушники. Электрическая активность мозга, вызванная тестовыми сигналами, измеряется и записывается.
Импендансометрия - метод исследования функций среднего уха и относится к барабанной перепонке. Измеряется сопротивление барабанной перепонки звуковым волнам. С помощью специальной трубочки, которая помещается в слуховой канал и герметично закрывается пробочкой. Во время процедуры через динамик в трубке подается постоянный тон и регистрируется, как барабанная перепонка отражает звук при различном давлении. Полученная в результате аудиометрическая кривая позволяет делать выводы о состоянии среднего уха.
Как проверить слух в домашних условиях
«Гороховая методика» Необходимый набор для скрининга:
Набор баночек, заполненных на 1/3 :манкой (ИЗ № 1), гречневой крупой (ИЗ № 2), горохом (ИЗ № 3).
Пищащая детская резиновая игрушка (высокочастотный сигнал). Соответствует:
Манка ~ 30-40 дБ 1-2-я степень тугоухости
Греча ~ 50-60 дБ 2-3-я степень тугоухости
Горох - 70-80 дБ 3-4-я степень тугоухости
«Шуршащая бумага» - 2 комка из шуршащей (папиросной) бумаги взять в каждую руку. Встать за спиной ребенка так, чтобы ладони находились на уровне ушей ребенка (расстояние = 30 см). Ребенок должен быть увлечен игрой и не видеть взрослого. Следует сжимать и разжимать комок шуршащей бумаги сначала с одной стороны. Важно подождать, когда ребенок снова вернется к игре. Затем «пошуршать» с другой стороны. Можно повторить подобное исследование через несколько дней.
При подозрении у ребенка нарушения слуха, ответьте на следующие вопросы:
1. Определяется у ребенка задержка развития речи, (соответствует ли речь его возрасту)?
2. Понимает ли ребенок обращенную речь?
3. Часто ли ребенок отстраняется от участия в групповых играх?
4. Как часты были у ребенка ушные инфекции (отиты, гаймориты и пр.)?
5. Получается ли у ребенка имитировать звуки? Какие?
6. Реагирует ли ваш ребенок на внезапный громкий шум или продолжает спать?
7. Может ли ребенок определить источник звука?
Результаты: если «да» на вопросы 1–4 или «нет» – на вопросы 5–7, то у ребенка могут быть нарушения слуха.
Формы потери слуха
Тугоухость — это общее снижение слуха, затрудняющее вербальное общение.
В настоящее время тугоухостью страдает около 2-3% людей в мире.
Кондуктивная тугоухость - нарушение подвижности цепи слуховых косточек и барабанной перепонки. Происходит от острого или хронического отита среднего уха (перфорация барабанной перепонки, рубцы в барабанной полости), нарушений функции слуховой трубы, отосклероза, аденоидов и пр.
Нейросенсорная тугоухость - повреждение чувствительных нервных клеток слухового нерва, внутреннего уха и центральных образований слуховой системы.
Причинами является действие антибиотиков, воздействие бытового, промышленного и транспортного шума, возрастных атрофических изменений в слуховом анализаторе, а также наследственность. Возможно - осложнение болезней (гриппа, кори, скарлатины и пр.); интоксикации организма ртутью, свинцом и др.
Известно, что 80% из общего числа нарушений слуха определяется у детей на 1-2 м году жизни. Основная проблема - запоздалая диагностика тугоухости, она приводит к несвоевременному началу лечения, соответственно к поздней реабилитации и задержке формирования речи у ребенка
В этой проблеме один из самых важных вопросов - ранняя диагностика тугоухости, которая находится в сфере деятельности врача-педиатра и отоларинголога.
Степени снижения слуха
Таблица способности к восприятию речи в зависимости от степени снижения слуха.
Степень снижения слуха | Порог восприятия (в ДБ) | Способность восприятия речи |
Норма | 0 - 25 дб | Не затруднено. |
Легкая | 26 - 40 дб | Затруднено восприятие тихой речи, особенно на фоне шума или в больших помещениях, однако в тишине общение проблем не вызывает. |
Средняя | 41 - 55 дб | Затруднено понимание разговорной речи, особенно на фоне шума. Требуется повышенная громкость при просмотре ТВ или прослушивании радио. |
Среднетяжелая | 56 - 70 дб | Разборчивость значительно снижена. Речь пациента громче, чем обычно, значительно затруднено общение в группе. |
Тяжелая | 71 - 90 дб | Разговорная речь не слышна. Затруднено восприятие даже громкой речи. Общение возможно только криком или посредством усиления слуховой аппарат, наушники). |
Глубокая | 91+ дб | Даже усиленная речь значительно затруднена к восприятию или невозможна. |
СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ – УСЛОВИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
Для коррекции первичного дефекта обязательным условием является постоянное ношение индивидуального слухового аппарата (ИСА) или кохлеарного импланта (КИ). Необходимо следить за постоянным ношением, регулированием громкости и сохранности индивидуального слухового аппарата. Обязательным условием является проведение работы по развитию остаточного слуха каждого ребенка.
Кохлеарная имплантация - это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха.
Кохлеарная имплантация – это хирургическая операция, при которой обходятся поврежденные структуры внутреннего уха (улитки) и слуховой нерв стимулируется напрямую.
Кохлеарный имплант – это аппарат состоящий из двух частей.
Внутренняя часть – имплант (хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку)
Внешняя часть находится на голове.
Возрастные особенности поведения детей с нормой слуха
Возраст, (в месяцах) | Ожидаемая реакция |
от рождения до 3 мес. | Спокойно спящий младенец просыпается при внезапном шуме. Голос матери успокаивает его. Он может начинать гулить и смеяться. |
3–6 мес. | Младенец двигает глазами и поворачивает голову, чтобы видеть источник звука,реагирует на голос матери, производит широкую гамму различных звуков (гулит), подражает слогам типа «о-о» и «ба-ба» и меняет высоту своего голоса. Он любит играть со звучащими игрушками. |
6–10 мес. | Ребенок поворачивается и пытается найти источник звука за пределами его поля зрения. Он реагирует на свое имя, на звонок телефона, на голоса людей. Он понимает часто используемые слова «мама», «нет» и пр. Ребенок издает звуки с повышающейся или понижающейся интонацией, слушает музыку и пение. |
10–15 мес. | Ребенок умеет находить источник звука позади него и явственно реагирует на отдаленные шумы. Он имитирует простые звуки и слова, может воспроизводить большое количество разнообразных звуков, гласных и согласных. Ребенок реагирует лепетом на человеческий голос и может по просьбе окружающих показать или посмотреть на определенный объект (человека). Воспринимает информацию в пассивном режиме (усваивает информацию из событий). |
15–18 мес. | Ребенок слышит и реагирует, когда его зовут из соседней комнаты. Его голос звучит нормально, появление первые слова. Он может выполнять простые указания. Ребенок узнает людей, части тела и игрушки, если его спросить о них, жестикулирует при речи, качается в ритм музыке и повторяет слова, с которыми к нему обращаются. |
1. ЛОР НИИ - ул. Бронницкая д.9, метро Технологический институт
- КСВП (компьютерная аудиометрия, проверяют даже новорожденным),
каб. 422; тел. 495-36-71; 8-911-245-00-54
- Игровая аудиометрия
(Спартак Михайлович, каб. 204, тел. 316-28-83)
2. Городской Сурдоцентр - Шаумяна д.29, поликлиника 34, тел. 528-97-08
(Бесплатно по направлению из поликлиники, очередь на несколько недель)
3.Лаборатория слуха и речи в I мед. институте - (ИРАВ),
(тел. 234-05-76 Гарбарук Екатерина, Савенко Ирина Владимировна)
4. Педиатрическая академия - в том числе КСВП (компьютерная аудиометрия, проверяют новорожденным). Кабинет сурдолога при ЛОР отделении. т. 542-93-57
Литовская ул., 2 т.: 8-950-037-51-90 или 331-00-45
Анализ на генетику
Журавский Сергей Григорьевич - ул. Льва Толстого, 6/8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Необходимость ранней диагностики возникновения предпосылок СДВГ у раннего возраста".
Коррекционная работа с детьми раннего возраста....
«Ранняя диагностика как первый этап в работе с детьми раннего возраста в доречевой период»
Проводимое исследование было направлено на проверку ГИПОТЕЗЫ: чем раньше диагностируется отставание в развитии, тем больше вероятность того что дальнейшая коррекционно- восстановительная работа даст п...
Методы ранней диагностики нарушений слуха
Признаки, позволяющие определить, всле ли у ребенка в порядке со слухом...
Проблема ранней коррекции слуха и речи детей с нарушением слуха
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха...
Методы и приемы ранней диагностики речевых нарушений у детей
Учитывая, что становление речи у ребенка связано с развитием сенсорной деятельности, психики, моторики, особенно тонкой, с раннего возраста важно уметь определить наличие у него речевых нарушений....
Мониторинг результатов диагностик слуха обучающихся с КИ
Мониторинг...
Ранняя диагностика умственного развития детей раннего возраста Стребелевой Е.А.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ...