«Потомки» даров Фридриха Фребеля в работе с детьми раннего возраста
статья по коррекционной педагогике на тему

Семенова Елена Борисовна

Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В рамках работы службы ранней помощи  для детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется раскрытию потенциала каждого ребенка и возможным способам взаимодействия ребенка с ближайшим окружением с целью установления эмоционального контакта для дальнейшего формирования партнерских отношений в паре «ребенок-взрослый». Для этого проводятся развивающие и коррекционные занятия, на которых педагоги показывают и предлагают родителям различные варианты и сценарии совместной деятельности с ребенком, ищут их общие точки соприкосновения, вызывающие у ребенка сильный эмоциональный отклик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_stendovyy_frebelszhatyy.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Потомки» даров Фридриха Фребеля в работе с детьми раннего возраста Игнатенко Анна Сергеевна – учитель-логопед, руководитель службы ранней помощи Семенова Елена Борисовна - учитель-логопед, учитель-дефектолог; ГБДОУ Детский сад № 3 «Андрейка » Василеостровского района Санкт-Петербурга Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В рамках работы службы ранней помощи для д етей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется раскрытию потенциала каждого ребенка и возможным способам взаимодействия ребенка с ближайшим окружением с целью установления эмоционального контакта для дальнейшего формирования партнерских отношений в паре «ребенок-взрослый». Для этого проводятся развивающие и коррекционные занятия, на которых педагоги показывают и предлагают родителям различные варианты и сценарии совместной деятельности с ребенком, ищут их общие точки соприкосновения, вызывающие у ребенка сильный эмоциональный отклик. Использованная литература: 1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие.- М.: Издательский дом "Форум": Инфра-М, 1998. - 113 с. 2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. А. И. Пискунова.- М.: Сфера, 2001. - 512 с. 3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М.: Владос -Пресс, 2003. - 224 с. Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с «дарами», строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает. Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально действует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр. Умение пользоваться ими разумно, созвучно самой природе раннего детства . И, конечно, в работе с детьми раннего возраста можно и нужно использовать мячи, не обязательно ограничиваясь описанными выше, а используя все многообразие цвета и фактуры. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. В работе специалистов службы ранней помощи очень важно уметь заметить это, порой малозаметное, выражение внутреннего мира ребенка и помочь его раскрыть. Основной принцип Ф. Фребеля - «Жизнь для детей». И этот принцип можно смело назвать важнейшим принципом в работе службы ранней помощи. Потому что мы опираемся, в первую очередь, на желания и интересы самого ребенка, какими бы «особенными» они не были. И, только исходя из них, вовлекаем ребенка во взаимодействие со взрослыми и «подстраиваем» мир вокруг ребенка под его взгляды на этот мир. Современный игровой набор "Дары Фребеля « содержит 14 модулей, из которых мы так или иначе, порционно и адаптированно используем в работе: «Шерстяные мячики», «Основные тела», «Куб из кубиков», «Куб из брусков», «Цветные фигуры», «Палочки », «Цветные тела », «Мозаика. Шнуровка ». И если посмотреть на многообразие современных игр и пособий, можно увидеть множество «потомков» даров Фребеля , повторяющих их основную суть и принципы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»Цель: познакомить педагогов с возможнос...

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ДАРОВ» Ф.ФРЕБЕЛЯ в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование Даров Ф.Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...