Задачи воспитателя в адаптационный период.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Кадышева Татьяна Анатольевна

Цель:

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на совместную деятельность взрослого и ребенка в игре во время адаптации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitatele1.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 на тему:

«Задачи воспитателя в адаптационный период»

Подготовила: педагог-психолог

Кадышева Т.А.

2014г.

Цель:

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на совместную деятельность взрослого и ребенка в игре во время адаптации.

Задачи:

         1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе во время адаптации.

2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком в адаптационный период.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

 Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

 - возраста ( труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до полутора лет);

 - состояния здоровья и уровня развития ребенка;

 - биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни);

 - психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка проходят адаптацию легче).

Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно?  Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами.

Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.

Что должен знать воспитатель о будущем воспитаннике?

 - Преобладающее настроение ребенка (бодрое, подавленное, неустойчивое).

- Характер засыпания (быстрый, медленный).

 - Длительность сна и его характер.

- Аппетит ребенка.

- Нежелательные привычки.

 - Навыки самообслуживания.

 - Особенности поведения.

 - Любимая игрушка, сказка.

 - Как ласково называют родители.

Следует подчеркнуть, что слаженная работа всех специалистов крайне необходима, как и привлечение родителей к решению проблем адаптации ребенка. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.

1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.

 2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух малышей.

3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их  родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.

5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.

7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

9. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, медсестре и др.).

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех.

Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство итревогу за своего ребенка.

Данная система работы, на наш взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»

Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуа...

Консультация для воспитателей "Проблемы адаптационного периода"

Осуществление набора детей в детский сад и комплектование  групп раннего возраста, большая и серьёзная работа для администрации, медицинского персонала и педагогов групп. Для воспитателей работа ...

памятка для воспитателей и помощников воспитателей в адаптационный период

в памятке даётся описание правил поведения персонала ДОУ, приёмы и методы работы в адаптационный период, применение упражнений и игр  во время прохождения этого периода...

Задачи воспитателя в адаптационный период

Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстра...

Консультация «Задачи воспитателя в адаптационный период»

Как готовить ребёнка к поступлению в детский сад? Что для этого необходимо?...

Семинар-практикум «ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД» + презентация

Целевая группа: педагоги групп раннего возраста.Цель:  повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.Задачи:- познакомить педагогов с особенно...