Задачи воспитателя в адаптационный период.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Цель:
Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на совместную деятельность взрослого и ребенка в игре во время адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitatele1.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
на тему:
«Задачи воспитателя в адаптационный период»
Подготовила: педагог-психолог
Кадышева Т.А.
2014г.
Цель:
Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на совместную деятельность взрослого и ребенка в игре во время адаптации.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе во время адаптации.
2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком в адаптационный период.
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.
Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
- возраста ( труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до полутора лет);
- состояния здоровья и уровня развития ребенка;
- биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни);
- психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка проходят адаптацию легче).
Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами.
Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.
Что должен знать воспитатель о будущем воспитаннике?
- Преобладающее настроение ребенка (бодрое, подавленное, неустойчивое).
- Характер засыпания (быстрый, медленный).
- Длительность сна и его характер.
- Аппетит ребенка.
- Нежелательные привычки.
- Навыки самообслуживания.
- Особенности поведения.
- Любимая игрушка, сказка.
- Как ласково называют родители.
Следует подчеркнуть, что слаженная работа всех специалистов крайне необходима, как и привлечение родителей к решению проблем адаптации ребенка. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.
1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.
2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух малышей.
3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.
5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.
6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.
7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.
8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.
9. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, медсестре и др.).
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
Лучшее лекарство от стресса – смех.
Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство итревогу за своего ребенка.
Данная система работы, на наш взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»
Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуа...
Консультация для воспитателей "Проблемы адаптационного периода"
Осуществление набора детей в детский сад и комплектование групп раннего возраста, большая и серьёзная работа для администрации, медицинского персонала и педагогов групп. Для воспитателей работа ...
памятка для воспитателей и помощников воспитателей в адаптационный период
в памятке даётся описание правил поведения персонала ДОУ, приёмы и методы работы в адаптационный период, применение упражнений и игр во время прохождения этого периода...
Задачи воспитателя в адаптационный период
Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстра...
Консультация «Задачи воспитателя в адаптационный период»
Как готовить ребёнка к поступлению в детский сад? Что для этого необходимо?...
Семинар-практикум «ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД» + презентация
Целевая группа: педагоги групп раннего возраста.Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.Задачи:- познакомить педагогов с особенно...