Консультация «Задачи воспитателя в адаптационный период»
консультация (младшая группа)
Как готовить ребёнка к поступлению в детский сад? Что для этого необходимо?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_zadachi_vospitatelya_v_adaptatsionnyy_period.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования
ст. Старощербиновская
Консультация «Задачи воспитателя в адаптационный период»
Воспитатель: Яценко Яна Васильевна
ст. Старощербиновская 2022 г.
Задачи воспитателя в адаптационный период.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс).
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.
Этапы адаптационного периода
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребёнка к условиям детского сада.
Готовить ребёнка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
2 этап – приход в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приёма и первые впечатления ребенка.
Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял её из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.
Первую неделю ребёнок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
3 этап – постепенное привыкание.
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несёт опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Ребёнок уже может без слез находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.
Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придёт после того, как он поспит и покушает.
Обратите внимание. В самый первый день лучше прийти не в группу, а на участок во время прогулки (заранее договорившись с воспитателем о времени прогулки) и поиграть с детьми, познакомить ребенка с воспитателем и детьми. Ребёнку легче воспринять игру на улице, чем в незнакомом помещении.
На второй день так же прийти на прогулку. После прогулки можно вместе со всеми детьми пойти в группу, раздеться в своём шкафчике и поиграть в группе. Войдя в незнакомое помещение, ребёнок видит уже знакомые лица воспитателя и других детей. На третий день повторить порядок второго дня плюс остаться на обед. Ребенок сам захочет поесть, аппетит сохранится благодаря маминой помощи.
Важно. В течение первых 3 - 4 недель не следует принуждать ребёнка к выполнению определенных действий, прописанных режимом: принимать пищу, докармливать против желания ребенка, побуждать ребёнка участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон.
Полезные советы. После двух - трёх недель стабильного посещения первой половины дня можно впервые остаться на сон. Следует заранее договориться с ребёнком о сне, если ребёнок заснёт, ни в коем случае нельзя его покинуть. Он не будет долго спать, т.к. непривычная обстановка помешает глубокому сну. В дальнейшем ребёнок научится быстро и легко засыпать, поскольку «я посплю – и за мной мама придёт». В течение одной-двух недель надо забирать ребёнка сразу после сна, чтобы не растягивать время тягостного ожидания родителей. Это поможет сформировать у ребёнка положительное отношение ко сну в детском саду.
Задачи воспитателя в адаптационный период:
1.Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3.Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
Направления психолого-педагогической деятельности коллектива младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
До приёма детей в группу с родителями общаются специалисты: заведующая детским садом, методист, медики и, конечно, воспитатели групп. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
2. Формирование у ребёнка чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живёт и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребёнка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным.
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребёнка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребёнка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Игры с детьми в период адаптации
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребёнком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.
«Иди ко мне»
Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и зовёт его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришёл!»
«Выдувание мыльных пузырей»
Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивлённо спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребёнка выдувать мыльные пузыри.
«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)
Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую даёт ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива).
2. Игры на формирование эмоционального контакта и доверия
«Мяч»
Ребёнок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять –
Хорошо мне с ним играть!
Ребенок убегает, а взрослый его догоняет.
«Игра с собачкой»
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?Это пёсик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять её за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: «Спасибо».
Работа с родителями
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью необходимо разработать перспективный план по работе с родителями:
Презентация детского сада
• Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада.
• Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей.
• Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду
Анкетирование "Давайте познакомимся»
• Получение и анализ первичной информации о ребёнке и его семье
Консультация «Первый раз в детский сад»
• Консультирование родителей об особенностях поведения ребёнка во время адаптации к детскому саду.
• Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей
Консультирование родителей на темы: режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к одежде.
Консультация «Всё о детском питании»
• Формирование единого подхода к правилам питания ребёнка в детском саду и дома
Родительское собрание
• Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год.
• Выборы родительского комитета группы
Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»
Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуа...
Консультация для воспитателей "Проблемы адаптационного периода"
Осуществление набора детей в детский сад и комплектование групп раннего возраста, большая и серьёзная работа для администрации, медицинского персонала и педагогов групп. Для воспитателей работа ...
Задачи воспитателя в адаптационный период
Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстра...
Задачи воспитателя в адаптационный период.
Цель:Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на совместную деятельность взрослого и ребенка в игре во время адаптации....
Консультация для воспитателей «Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»
Консультация для воспитателей«Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»...