Семинар-практикум «ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД» + презентация
методическая разработка
Целевая группа: педагоги групп раннего возраста.
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.
Задачи:
- познакомить педагогов с особенностями адаптации детей раннего возраста;
- активизировать знания педагогов о возрастных особенностях детей раннего возраста;
- способствовать успешной адаптации педагога в работе на группах раннего возраста.
Материалы и оборудование: бланки раздаточного материала, памятки с играми для детей раннего возраста.
ХОД
Добрый день, дорогие коллеги! Наш семинар-практикум посвящён проблемам адаптации детей и педагогов в группах раннего возраста.
Что мы понимаем под адаптацией?
Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации.
Существуют периоды адаптации детей к детскому саду.
В острый период привыкания или период дезадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной среды.
Период собственно адаптации, когда ребёнок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения.
Период компенсации - жизнедеятельность организма нормализуется, достигает исходного уровня, а иногда и превышает его.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую.
Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-ой - 3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.
Состояние тяжёлой адаптации может сопровождаться заболеваниями почти без перерыва, защитные силы организма снижены. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, просыпается со слезами. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение состояния происходит очень медленно до шести месяцев.
В связи с вышесказанным, многие ученые утверждают, что период адаптации ребёнка к детскому саду протекает на протяжении всего первого года.
Как Вы считаете, какие причины вызывают трудности адаптации детей к детскому саду? (Обсуждение).
Причины трудностей адаптации:
- особенности высшей нервной деятельности (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);
- состояние здоровья;
- отсутствие навыков самостоятельности;
- отсутствие в семье режима дня;
- отсутствие правильного рациона питания;
- методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;
- ребенок не умеет общаться с другими детьми;
- ребенок настороженно относится к чужим взрослым;
- ребёнок не умеет занять себя на некоторое время игрой.
Не только дети, но и педагоги проходят адаптационный период. Педагоги при этом так же нередко испытывают трудности.
Как Вы считаете, с чем связаны трудности адаптации педагога? (Обсуждение).
Учитывая причины трудностей адаптации, сформулируйте основные задачи адаптационного периода для детей раннего возраста и педагогов групп раннего возраста.
В адаптации детей раннего возраста | В адаптации педагога в группе раннего возраста |
|
|
Задачи адаптационного периода направлены на преодоление трудностей адаптации детей и педагогов. Рассмотрим их. Задачи адаптационного периода
| |
В адаптации детей раннего возраста | В адаптации педагога в группе раннего возраста |
- Опыт прощания с взрослым. - Эмоциональный контакт с каждым ребёнком, доверительное отношение к воспитателю. - Телесный контакт с ребёнком. - Демонстрация педагогом уверенного, доброжелательного, эмоционального настроения. - Знакомство с группой. - Обеспечить предметно-манипулятивную деятельность, сенсорное развитие. - Достаточная двигательная активность. - Правила и нормы - Соблюдение режимных моментов. - Формирующих выполнение повседневных обязанностей с помощью игр в различных режимных моментах (памятка). - Многократное повторение одних и тех же игр способствует запоминанию их детьми и ориентировки в деятельности (памятка). - Знакомство с играми. - Инициатором игр выступает взрослый. - Знакомство со сверстниками. - Умение играть рядом. - Просвещение родителей в вопросах воспитания. | -Управление собственными эмоциональными реакциями. - Знание возрастных особенностей детей раннего возраста (Заполните таблицу приложения 1). - Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка. - Соответствующие возрасту методы и приёмы работы с детьми. - Соблюдение режимных моментов. - Знание базового набора игр. - Умение вести фронтальные игры. - Установление доброжелательного доверительного отношения с родителями воспитанников и коллегами. - Умение задействовать личные ресурсы адаптации к новым условиям. - Позитивное отношение к своей деятельности, удовлетворение ожиданий. |
Приложение 1
Особенности развития психических процессов детей
Процесс восприятия доминирует. Восприятие аффективно окрашено, как следствие поведение детей импульсивно, их привлекает то, что находится в зоне непосредственного восприятия. | ранний |
Внимание не устойчиво и малоэффективно, не обладает свойством распределения, ребенок может выполнять одно действие. | ранний |
Комплекс оживления - показатель нормального психического развития. | младенческий |
Мышление наглядно-действенное. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. | ранний |
Ведущий вид деятельности - ролевая игра. | дошкольный |
Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи. | ранний |
Желания ребенка неустойчивы, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Одно желание легко сменяется другим. | ранний |
Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность - основа и источник интеллектуального развития. | ранний |
В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. | ранний |
Появляются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). | ранний |
Динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей | ранний |
Появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним. | ранний |
В общении с близкими взрослыми, ребенок познаёт мир предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение. | ранний |
Самостоятельность, умение подчиняться коллективной жизни. | подростковый |
Уважаемые педагоги, предлагаю поделиться с коллегами ситуациями, вызывающими у вас трудности в период адаптации в группе раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум «ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД" | 25.4 КБ |
игры для детей в период адаптации | 26.9 КБ |
презентация | 104.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Улыбка» города Лесосибирска»
Семинар-практикум
Тема «ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД»
Подготовила: педагог-психолог
Дорогова Марина Владимировна
г. Лесосибирск
2020г.
Целевая группа: педагоги групп раннего возраста.
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.
Задачи:
- познакомить педагогов с особенностями адаптации детей раннего возраста;
- активизировать знания педагогов о возрастных особенностях детей раннего возраста;
- способствовать успешной адаптации педагога в работе на группах раннего возраста.
Материалы и оборудование: бланки раздаточного материала, памятки с играми для детей раннего возраста.
ХОД
Добрый день, дорогие коллеги! Наш семинар-практикум посвящён проблемам адаптации детей и педагогов в группах раннего возраста.
Что мы понимаем под адаптацией?
Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации.
Существуют периоды адаптации детей к детскому саду.
В острый период привыкания или период дезадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной среды.
Период собственно адаптации, когда ребёнок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения.
Период компенсации - жизнедеятельность организма нормализуется, достигает исходного уровня, а иногда и превышает его.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую.
Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-ой - 3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.
Состояние тяжёлой адаптации может сопровождаться заболеваниями почти без перерыва, защитные силы организма снижены. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, просыпается со слезами. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение состояния происходит очень медленно до шести месяцев.
В связи с вышесказанным, многие ученые утверждают, что период адаптации ребёнка к детскому саду протекает на протяжении всего первого года.
Как Вы считаете, какие причины вызывают трудности адаптации детей к детскому саду? (Обсуждение).
Причины трудностей адаптации:
- особенности высшей нервной деятельности (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);
- состояние здоровья;
- отсутствие навыков самостоятельности;
- отсутствие в семье режима дня;
- отсутствие правильного рациона питания;
- методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;
- ребенок не умеет общаться с другими детьми;
- ребенок настороженно относится к чужим взрослым;
- ребёнок не умеет занять себя на некоторое время игрой.
Не только дети, но и педагоги проходят адаптационный период. Педагоги при этом так же нередко испытывают трудности.
Как Вы считаете, с чем связаны трудности адаптации педагога? (Обсуждение).
Учитывая причины трудностей адаптации, сформулируйте основные задачи адаптационного периода для детей раннего возраста и педагогов групп раннего возраста.
В адаптации детей раннего возраста | В адаптации педагога в группе раннего возраста |
Задачи адаптационного периода направлены на преодоление трудностей адаптации детей и педагогов. Рассмотрим их. Задачи адаптационного периода | |
В адаптации детей раннего возраста | В адаптации педагога в группе раннего возраста |
- Опыт прощания с взрослым. - Эмоциональный контакт с каждым ребёнком, доверительное отношение к воспитателю. - Телесный контакт с ребёнком. - Демонстрация педагогом уверенного, доброжелательного, эмоционального настроения. - Знакомство с группой. - Обеспечить предметно-манипулятивную деятельность, сенсорное развитие. - Достаточная двигательная активность. - Правила и нормы - Соблюдение режимных моментов. - Формирующих выполнение повседневных обязанностей с помощью игр в различных режимных моментах (памятка). - Многократное повторение одних и тех же игр способствует запоминанию их детьми и ориентировки в деятельности (памятка). - Знакомство с играми. - Инициатором игр выступает взрослый. - Знакомство со сверстниками. - Умение играть рядом. - Просвещение родителей в вопросах воспитания. | -Управление собственными эмоциональными реакциями. - Знание возрастных особенностей детей раннего возраста (Заполните таблицу приложения 1). - Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка. - Соответствующие возрасту методы и приёмы работы с детьми. - Соблюдение режимных моментов. - Знание базового набора игр. - Умение вести фронтальные игры. - Установление доброжелательного доверительного отношения с родителями воспитанников и коллегами. - Умение задействовать личные ресурсы адаптации к новым условиям. - Позитивное отношение к своей деятельности, удовлетворение ожиданий. |
Приложение 1
Особенности развития психических процессов детей
Процесс восприятия доминирует. Восприятие аффективно окрашено, как следствие поведение детей импульсивно, их привлекает то, что находится в зоне непосредственного восприятия. | ранний |
Внимание не устойчиво и малоэффективно, не обладает свойством распределения, ребенок может выполнять одно действие. | ранний |
Комплекс оживления - показатель нормального психического развития. | младенческий |
Мышление наглядно-действенное. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. | ранний |
Ведущий вид деятельности - ролевая игра. | дошкольный |
Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи. | ранний |
Желания ребенка неустойчивы, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Одно желание легко сменяется другим. | ранний |
Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность - основа и источник интеллектуального развития. | ранний |
В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. | ранний |
Появляются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). | ранний |
Динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей | ранний |
Появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним. | ранний |
В общении с близкими взрослыми, ребенок познаёт мир предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение. | ранний |
Самостоятельность, умение подчиняться коллективной жизни. | подростковый |
Уважаемые педагоги, предлагаю поделиться с коллегами ситуациями, вызывающими у вас трудности в период адаптации в группе раннего возраста.
Предварительный просмотр:
Ход игры. Дети (8—10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Мы топаем ногами
Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении: Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!» Все останавливаются. Игра повторяется.
Огуречик-огуречик...
Ход игры. Воспитатель (ловишка) находится на одном конце площадки, а дети – на другом. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик-огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.
Игры в адаптационный период
Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Материал. Игрушка Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются.
Хоровод
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы оба падают на землю.
Покружимся
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
- кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь. Быстро-быстро покружусь, Тихо-тихо покружусь,
- кружусь, кружусь, кружусь И на землю повалюсь!
Прячем мишку
Материал. Большая игрушка.
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы ее немного было видно. Затем спрашивает, где мишка, и ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель и громко произносит: «Ку-ку!» Когда ребенок находит взрослого, тот перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Солнышко и дождик
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
Поезд
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в поезд и говорит детям: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», – говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу».
Воспитатель ведет поезд сначала в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
Хоровод с куклой
(проводится с двумя-тремя детьми)
Материал. Кукла средних размеров.
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать.
Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию. Вариант игры. Игра проводится с мишкой.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. Зайка встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
Позови
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть».
После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
Мяч
Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его
голову ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой.
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо мне с ним играть!
После этого мячик убегает, а взрослый ловит его.
Угощение для игрушек
Материал. Детская посуда.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас будет варить для всех игрушек суп. Изображает, что наливает в кастрюлю воду из крана, насыпает крупу, помещает овощи, солит, варит, помешивая ложкой. Приглашает детей с игрушками приходить попробовать суп. Угощает игрушку каждого ребенка и спрашивает, понравился ли суп.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по нескольку раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Мяч в кругу
Материал. Мяч.
Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг и после того, как закончит рисунок, говорит малышу: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает ребенку рисовать и другие фигуры, проводить зигзагообразные линии и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает малышу действовать карандашом самостоятельно.
Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета, что поможет ребенку научиться различать цвета.
Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.
Собираем игрушки
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте ему в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте, например, такую песенку: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Передай колокольчик
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я назову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди и возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
Зайка
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок (зайка) сидит в кругу на стуле (спит). Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
- нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.
Догонялки
(проводится с двумя-тремя детьми)
Материал. Кукла средних размеров.
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает и говорит: «Вот мои ребятки!»
Вариант игры. Игра проводится с мишкой.
Солнечные зайчики
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2—3 раза.
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик к нам пришел
- собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Собачка ест суп, лает, говорит ребенку «Спасибо!».
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Делаем коллаж
Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т. д.
Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т. д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться. Игра способствует развитию творческих навыков.
Кто в кулачке?
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Затем взрослый читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок?
(Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай!
(Выставить вперед большой палец.)
Игра с кистями рук
Ход игры. Воспитатель выполняет движения и просит ребенка повторять их.
Он опускает пальцы вниз и шевелит ими – это струи дождя. Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем, как кисточкой, кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши.
Покатаемся на лошадке
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени). Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, нно-нно». (Произносит тихим голосом.) Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук [н] протяжно, а все звукосочетание – громко и четко.
Игра с куклой
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т. д.
Прогулки по очертаниям разных фигур
Материал. Широкая плотная лента (тесьма).
Ход игры. С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т. д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по лентам, пятясь назад, боком на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т. д.
Игра способствует развитию представлений о предметах.
Вместе с мишкой
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует на равных с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, тебе нравится пить из чашки?». Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции. Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.
Чертим разные фигуры
Материал. Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ. Задачи : - познакомить педагогов с особенностями адаптации детей раннего возраста; - активизировать знания педагогов о возрастных особенностях детей раннего возраста; - способствовать успешной адаптации педагога в работе на группах раннего возраста.
Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Периоды адаптации детей к детскому саду: Острый период ( дезадаптации ). Собственно адаптации. Период компенсации. Острый период лёгкой адаптации 1-2 недели адаптации средней тяжести 2 недели-1.5 месяца тяжёлой адаптации д о 6 месяцев
Причины трудностей адаптации: - особенности высшей нервной деятельности (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному); - состояние здоровья; - отсутствие навыков самостоятельности; - отсутствие в семье режима дня; - отсутствие правильного рациона питания; - методики воспитания в семье отличаются от общепринятых; - ребенок не умеет общаться с другими детьми; - ребенок настороженно относится к чужим взрослым; - ребёнок не умеет занять себя на некоторое время игрой.
Задачи адаптационного периода В адаптации детей раннего возраста В адаптации педагога в группе раннего возраста - Опыт прощания с взрослым. - Эмоциональный контакт с каждым ребёнком, доверительное отношение к воспитателю. - Телесный контакт с ребёнком. - Демонстрация педагогом уверенного, доброжелательного, эмоционального настроения. - Знакомство с группой. - Обеспечить предметно- манипулятивную деятельность, сенсорное развитие. - Достаточная двигательная активность. - Правила и нормы - Соблюдение режимных моментов. - Формирующих выполнение повседневных обязанностей с помощью игр в различных режимных моментах (памятка). - Многократное повторение одних и тех же игр способствует запоминанию их детьми и ориентировки в деятельности (памятка). - Знакомство с играми. - Инициатором игр выступает взрослый. - Знакомство со сверстниками. - Формировать умение детей играть рядом. - Просвещение родителей в вопросах воспитания. -Управление собственными эмоциональными реакциями. - Знание возрастных особенностей детей раннего возраста (Заполните таблицу приложения 1). - Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка. - Соответствующие возрасту методы и приёмы работы с детьми. - Соблюдение режимных моментов. - Знание базового набора игр. - Умение вести фронтальные игры. - Установление доброжелательного доверительного отношения с родителями воспитанников и коллегами. - Умение задействовать личные ресурсы адаптации к новым условиям. - Позитивное отношение к своей деятельности, удовлетворение ожиданий.
Особенности развития психических процессов детей Процесс восприятия доминирует. Восприятие аффективно окрашено, как следствие поведение детей импульсивно, их привлекает то, что находится в зоне непосредственного восприятия. Ранний возраст Внимание не устойчиво и малоэффективно, не обладает свойством распределения, ребенок может выполнять одно действие. Ранний возраст Комплекс оживления - показатель нормального психического развития. Младенческий возраст Мышление наглядно-действенное. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Ранний возраст Ведущий вид деятельности - ролевая игра. Дошкольный возраст Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи. Ранний возраст Желания ребенка неустойчивы, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Одно желание легко сменяется другим. Ранний возраст Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность - основа и источник интеллектуального развития. Ранний возраст В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Ранний возраст Появляются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Ранний возраст Динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей Ранний возраст Появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним. Ранний возраст В общении с близкими взрослыми, ребенок познаёт мир предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение. Ранний возраст Самостоятельность, умение подчиняться коллективной жизни. Подростковый возраст
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Система работы старшего воспитателя с педагогами в адаптационный период»
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.Адаптация является активным процессом приводящим к:•Позитивным результатам (адаптированнос...
Задачи воспитателя в адаптационный период
Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстра...
Задачи воспитателя в адаптационный период.
Цель:Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на совместную деятельность взрослого и ребенка в игре во время адаптации....
Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...
Консультация «Задачи воспитателя в адаптационный период»
Как готовить ребёнка к поступлению в детский сад? Что для этого необходимо?...
Семинар-практикум "Система работы педагога в период адаптации детей к ДОУ"
Актуализация знаний педагогов об адаптационном периоде, погружение в чувства и эмоции ребенка. Расширение и структурирование имеющихся знаний о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации. Профилактика...