Комплексный проект «В детский сад - с радостью».
проект по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Целью данного проекта является:
- помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2014-15g.proekt_v_detskiy_sad_s_radostyu.docx | 50.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Комплексный проект
«В детский сад - с радостью»
Автор проекта:
педагог-психолог
Кадышева Т.А.
2014-2015 г.г.
Пояснительная записка
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем непросто. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические промессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Все это может вызвать у новичка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими.
Именно поэтому целью данного проекта является:
- помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.
Этим определяются основные задачи проекта:
- Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников;
- Оказать педагогической и психологической помощи родителям;
- Реализовать модель социального партнерства дошкольного учреждения с родителями.
Паспорт проекта:
Образовательная область – Социально- коммуникативное развитие.
По времени продолжения – среднесрочный (с 01.09.2014г.-30.01.2015г.)
По характеру контактов - в контакте с семьей и педагогам.
Участники проекта -
1.Дети.
2.Воспитатели группы раннего возраста.
3.Специалисты: педагог- психолог.
4.Родители (законные представители).
Место реализации: ГБОУ Школа №1161 СП №6, две вторые младшие группы,ГКП.
Основная идея проекта – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду.
Новизна проекта заключается:
- Адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению;
- Работа с детьми до поступления в ДОУ.
Это достигается за счет комплекса психолого – педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создание определенных условий в адаптационной группе.
Права и обязанности участников проекта:
При организации образовательной деятельности с детьми воспитатели и педагог- психолог осуществляет дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку, наблюдает за эмоциональным состоянием детей, не допуская переутомляемости.
В работе с родителями проявляют участие, понимание к проблемам воспитания и обучения детей, осуществляют и помогают развить положительное взаимодействие между участниками группы.
Родители принимают активное участие в проекте адаптации: обеспечивают систематическое посещение, принимают участие в игровой и практической деятельности, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие между всеми участниками группы.
Механизмы реализации проекта:
- Разработка содержания и формы работы адаптационной группы;
- Диагностика результативности работы группы проекта с детьми раннего возраста в период адаптации, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.
- Обобщение результатов реализации проекта.
Участникам проекта рекомендуется:
- Осуществлять наблюдение за психо-эмоциональным состоянием детей, не допускать переутомления и перевозбуждения;
- Создавать ситуацию успеха, позитивно подкрепляя их;
- Поддерживать и подкреплять развивающееся положительное взаимодействие.
Формы работы с родителями:
- Консультирование – повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Семинары-практикумы, тренинги, круглые столы – способствовать к овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители – дети.
- Подбор специальной психолого – педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
- Ведение карт нервно-психического развития для отслеживания психоэмоционального состояния детей.
- «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
- Выпуск памяток, информационных листовок об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр;
- Информирование родителей по средствам использования информационно – коммуникативных технологий: рассылка газеты по интернет почте, диски с презентацией мероприятий проводимых воспитателем с детьми.
- Сопроводительная форма взаимодействия детско – родительских отношений «Книга впечатлений».
Формы работы с педагогами:
- Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
- Семинары – практикумы – повышение психолого – педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
- Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
- Рекомендации по учету индивидуальных особенностей детей;
- Информирование педагогов по средствам использования информационно – коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста;
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду;
- Повышение психолого – педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации;
- Привлечение родителей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службы в ДОУ.
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Реализация проекта
Направление работы | Формы мероприятия | Мероприятия | Сроки |
| |||
Изучение литературы по вопросу адаптации детей раннего дошкольного возраста | Май-июль 2014г. | ||
Составление перспективного плана работы с участниками проекта. | |||
Планирование работы с детьми в период адаптации | Сентябрь | ||
| |||
Изучение отношения семьи и уровня ответственности за создание условий по охране жизни и здоровья детей. | Отрабатывать схему взаимодействия с родителями по профилактической работе с целью охраны и укрепления здоровья детей. | Август 2014г. | |
1.Работа с картами нервно-психического развития детей. 2.Беседы с родителями. 3. Медико-психолого-педагогические консилиумы с приглашением родителей. | С учётом изучения анамнеза, мониторинга здоровья и социально-психологических условий семьи, разрабатывать и согласовывать индивидуальные оздоровительные комплексы совместно с родителями. | Сентябрь – ноябрь 2014г. | |
1.Скрининг – обследование. 2.Диагностика 3.Анкетирование родителей. | Обсуждение с родителями результатов обследования здоровья, психического и физического развития детей, способствуя нормализации всех показателей. | ноябрь-декабрь 2014г. | |
1. Наглядность. 2. Консультации. 3. Практикумы. | Пропагандировать здоровый образ жизни семьи и способствовать осознанному отношению к здоровью всех членов семьи. | В течение всего проекта | |
Работа с педагогами ДОУ | |||
Семинар - практикум | «Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста» | сентябрь 2014г. | |
Семинар | «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ» | сентябрь 2014г. | |
Практическое занятие | «Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОУ» | сентябрь 2014г. | |
Групповая консультация | «Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ»
| сентябрь 2014г. | |
Индивидуальные беседы | «Проведение работы воспитателя с родителями» | сентябрь – январь 2014-15г. | |
Анкетирование | Предоставление родителям анкет для заполнения | сентябрь 2014г. | |
Семинар | «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста» | ноябрь 2014г. | |
Групповая консультация | «Уровень адаптации ребенка к условиям ДОУ» | сентябрь 2014г. | |
Тестирование | Анализ результативности работы с педагогами | октябрь 2014г. | |
Индивидуальные консультации | Работа с воспитателями и специалистами ДОУ (по запросу) | в течение всего проекта | |
Работа с родителями | |||
Встреча | «Давайте познакомимся» | сентябрь 2014г. | |
Родительское собрание | «Большие проблемы маленьких детей» | сентябрь 2014г. | |
Беседа | Встречи с родителями | в течение всего проекта | |
Беседа, Консультация | Информационное просвещение | в течение всего проекта | |
Родительское собрание | «Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста» | сентябрь 2014г. | |
Консультация | Индивидуальная работа по воспитанию и развитию детей | сентябрь 2014г. | |
Анкетирование | Предоставление родителям анкет для заполнения | сентябрь 2014г. | |
Родительское собрание | Итоги адаптации | декабрь2014г. | |
Работа с детьми раннего возраста | |||
Анализ документации | Знакомство с ребенком | сентябрь 2014г. | |
Наблюдение | Осуществление систематического контроля за эмоциональным состоянием ребенка, его взаимодействием со сверстниками и взрослыми | в течение всего проекта | |
Игры и игровые упражнения | Проведение работы с детьми | в течение всего проекта | |
Психолого-педагогическая диагностика | Анализ степени адаптации и уровня адаптированности детей | декабрь 2014г. | |
Игротерапия | Индивидуальная работа с детьми с тяжелой степенью адаптации к ДОУ | в течение всего проекта | |
| |||
«Результаты адаптационного периода» | январь 2015г. |
Вывод:
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
В перспективе:
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения). Рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года, поэтому дальнейшим развитием данного проекта, планируется написание программы поддержки детей раннего дошкольного возраста.
При подготовке проекта использована методическая литература:
1. Н.Е.Веракса Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
2. О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
5. Корнеева Е.Н.Вы и ваш ребенок 100 ответов на родительское «почему»?- ООО Издательство «мир и образование», 2012.
6. Алексеева Е.Е. «Что сделать, если ребенок…..» Психологическая помощь семье с детьми от 1 до7 лет- С-П «Речь»,2012г.
7. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль2000
8. Е. Н. Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель»Воронеж2006
9. Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2000
10. Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду. Ярославль2000
11. А.С.Галанов Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех лет.М.Аркти2002
12. Алямовская В. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-Пресс 1999г.
13. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью" (Приложение)
Методическая разработка педагогического проекта, направленного на создание благоприятных условий для облегчения адаптации детей к ДОУ...
Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью"
Методическая разработка краткосрочного педагогического проекта по обеспечению условий для успешной адаптации детей к ДОУ....
Проект "В детский сад -- с радостью!"
Актуальность проблемы адаптация детей младшего дошкольного возраста...
проект "В детский сад с радостью!"
Актуальность темы проекта связана с тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни.Общеизвестно, что раннее детство – э...
Проект "В детский сад с радостью"
проект...
проект "В детский сад с радостью"
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без с...
Проект в детский сад с радостью
Период адаптации является очень важным периодом для детей, вновь поступающих в детский сад. С приходом в группу раннего возраста у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Поэто...