Комплексный проект «В детский сад - с радостью».
проект по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Кадышева Татьяна Анатольевна

Целью данного проекта является

- помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;

- сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014-15g.proekt_v_detskiy_sad_s_radostyu.docx50.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»

 (ГБОУ ШКОЛА №1161)

Комплексный проект

«В детский сад - с радостью»

Автор проекта:

 педагог-психолог

Кадышева Т.А.

2014-2015 г.г.

Пояснительная записка

   Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем непросто. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические промессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Все это может вызвать у новичка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими.

 Именно поэтому целью данного проекта является

- помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

- сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.

 

Этим определяются основные задачи проекта: 

  • Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников;
  • Оказать педагогической и психологической помощи родителям;
  • Реализовать модель социального партнерства дошкольного учреждения с родителями.

Паспорт проекта:

Образовательная область – Социально- коммуникативное развитие.

По времени продолжения – среднесрочный (с 01.09.2014г.-30.01.2015г.)

По характеру контактов - в контакте с семьей и педагогам.

Участники   проекта - 
1.Дети.
2.Воспитатели группы раннего возраста.
3.Специалисты: педагог- психолог.

4.Родители (законные представители).

Место реализации: ГБОУ Школа №1161 СП №6, две вторые младшие группы,ГКП.

Основная идея проекта – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду.

Новизна проекта заключается:

  • Адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению;
  • Работа с детьми до поступления в ДОУ.

Это достигается за счет комплекса психолого – педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создание определенных условий в адаптационной группе.

Права и обязанности участников проекта:

При организации образовательной деятельности с детьми воспитатели и педагог- психолог осуществляет дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку, наблюдает за эмоциональным состоянием детей, не допуская переутомляемости.

В работе с родителями проявляют участие, понимание к проблемам воспитания и обучения детей, осуществляют и помогают развить положительное взаимодействие между участниками группы.

Родители принимают активное участие в проекте адаптации: обеспечивают систематическое посещение, принимают участие в игровой и практической деятельности, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие между всеми участниками группы.    

Механизмы реализации проекта:

  • Разработка содержания и формы работы адаптационной группы;
  • Диагностика результативности работы группы проекта с детьми раннего возраста в период адаптации, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.
  • Обобщение результатов реализации проекта.

Участникам проекта рекомендуется:

  1. Осуществлять наблюдение за психо-эмоциональным состоянием детей, не допускать переутомления и перевозбуждения;
  2. Создавать ситуацию успеха, позитивно подкрепляя их;
  3. Поддерживать и подкреплять развивающееся положительное взаимодействие.

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование – повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  2.  Семинары-практикумы, тренинги, круглые столы – способствовать к овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители – дети.
  3. Подбор специальной психолого – педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  4. Ведение карт нервно-психического развития для отслеживания психоэмоционального состояния детей.
  5. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
  6. Выпуск памяток, информационных листовок об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр;
  7. Информирование родителей по средствам использования информационно – коммуникативных технологий: рассылка газеты по интернет почте, диски с презентацией  мероприятий проводимых воспитателем с детьми.
  8. Сопроводительная форма взаимодействия детско – родительских отношений «Книга впечатлений».

  Формы работы с педагогами:

  1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
  2. Семинары – практикумы – повышение психолого – педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических  условий адаптации детей к ДОУ
  3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
  4. Рекомендации по учету индивидуальных особенностей детей;
  5. Информирование педагогов по средствам использования информационно – коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста;
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду;
  • Повышение психолого – педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации;
  • Привлечение родителей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службы в ДОУ.
  • Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

 

   

Реализация проекта

Направление работы

Формы мероприятия

Мероприятия

Сроки

  1. Организационное

Изучение литературы по вопросу адаптации детей раннего дошкольного возраста

Май-июль 2014г.

Составление перспективного плана работы с участниками проекта.

Планирование работы с детьми в период адаптации

Сентябрь

  1. Оздоровление

Изучение отношения семьи и уровня ответственности за создание условий по охране жизни и здоровья детей.

Отрабатывать схему взаимодействия с родителями по профилактической работе с целью охраны и укрепления здоровья детей.

Август 2014г.

1.Работа с картами нервно-психического развития детей.

2.Беседы с родителями.

3. Медико-психолого-педагогические консилиумы с приглашением родителей.

С учётом изучения анамнеза,  мониторинга здоровья и социально-психологических условий семьи, разрабатывать и согласовывать индивидуальные оздоровительные комплексы совместно с родителями.

Сентябрь – ноябрь 2014г.

1.Скрининг – обследование.

2.Диагностика

3.Анкетирование родителей.

Обсуждение с родителями результатов обследования здоровья, психического  и физического развития детей, способствуя нормализации всех показателей.  

ноябрь-декабрь

2014г.

1. Наглядность.

2. Консультации.

3. Практикумы.

Пропагандировать здоровый образ жизни семьи и способствовать осознанному отношению к здоровью всех членов семьи.

В течение всего проекта

  1. Внедренческое

Работа с педагогами ДОУ

Семинар - практикум

«Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста»

сентябрь 2014г.

Семинар

«Особенности адаптации детей к условиям ДОУ»

сентябрь 2014г.

Практическое занятие

«Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОУ»

сентябрь 2014г.

Групповая консультация

«Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ»

 

сентябрь 2014г.

Индивидуальные беседы

«Проведение работы воспитателя с родителями»

сентябрь – январь

2014-15г.

Анкетирование

Предоставление родителям анкет для заполнения

сентябрь 2014г.

Семинар        

«Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста»

ноябрь 2014г.

Групповая консультация

«Уровень адаптации ребенка к условиям ДОУ»

сентябрь 2014г.

Тестирование

Анализ результативности работы с педагогами

октябрь 2014г.

 Индивидуальные консультации

Работа с воспитателями и специалистами ДОУ (по запросу)

в течение всего проекта

Работа с родителями

Встреча

«Давайте познакомимся» 

сентябрь 2014г.

Родительское собрание

«Большие проблемы маленьких детей»

сентябрь 2014г.

Беседа

Встречи с родителями

в течение всего проекта

Беседа, Консультация

Информационное просвещение

в течение всего проекта

Родительское собрание

«Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста»

сентябрь 2014г.

Консультация

Индивидуальная работа по воспитанию и развитию детей

сентябрь 2014г.

Анкетирование

Предоставление родителям анкет для заполнения

сентябрь 2014г.

Родительское собрание

Итоги адаптации

декабрь2014г.

Работа с детьми раннего возраста

Анализ документации

Знакомство с ребенком

сентябрь 2014г.

Наблюдение

Осуществление систематического контроля за эмоциональным состоянием ребенка, его взаимодействием со сверстниками и взрослыми

в течение всего проекта

Игры и игровые упражнения

Проведение работы с детьми

в течение всего проекта

Психолого-педагогическая диагностика

Анализ степени адаптации и уровня адаптированности детей

декабрь 2014г.

Игротерапия

Индивидуальная работа с детьми с тяжелой степенью адаптации к ДОУ

в течение всего проекта

  1. Итоговый

«Результаты адаптационного периода»

январь 2015г.

Вывод:

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

 

В перспективе:

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения).  Рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года, поэтому дальнейшим развитием данного проекта, планируется написание программы поддержки детей раннего дошкольного возраста.

 

При подготовке проекта использована методическая литература:

1.      ​Н.Е.Веракса Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

2.      ​О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»

3.      Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

4.      ​Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

5.      Корнеева Е.Н.Вы и ваш ребенок 100 ответов на родительское «почему»?- ООО Издательство «мир и образование», 2012.

6.      Алексеева Е.Е. «Что сделать, если ребенок…..» Психологическая помощь семье с детьми от 1 до7 лет- С-П «Речь»,2012г.

7.      Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль2000

8.      Е. Н. Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель»Воронеж2006

9.      Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2000

10.  Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду. Ярославль2000

11.  А.С.Галанов Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех лет.М.Аркти2002

12. Алямовская В. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-Пресс 1999г.

13. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью" (Приложение)

Методическая разработка педагогического проекта, направленного на создание благоприятных условий для облегчения адаптации детей к ДОУ...

Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью"

Методическая разработка краткосрочного педагогического проекта по обеспечению условий для успешной адаптации детей к ДОУ....

Проект "В детский сад -- с радостью!"

Актуальность проблемы адаптация детей младшего дошкольного возраста...

проект "В детский сад с радостью!"

Актуальность темы проекта связана с тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни.Общеизвестно, что раннее детство – э...

проект "В детский сад с радостью"

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без с...

Проект в детский сад с радостью

Период адаптации является очень важным периодом для  детей, вновь поступающих в детский сад. С приходом в группу раннего возраста у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Поэто...