Информационно-игровой проект «Дорога в школу ».
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Кадышева Татьяна Анатольевна

Цель проекта: профилактика школьной дезадаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016-17proekt_dogoga_k_shkole.docx49.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1161»

 (ГБОУ ШКОЛА №1161)

Информационно-игровой проект

«Дорога в школу ».

Паспорт проекта.

Название проекта: «Дорога в школу».

Руководитель проекта:

педагог-психолог высшей квалификационной категории:

 Кадышева Татьяна Анатольевна.

Линии развития: познавательное и психическое развитие.

Возраст учащихся: 6-7 лет. 

Состав группы: дети подготовительных групп.

Типология проекта:

По форме: информационно-практико-ориентированный.

По предметной области: психологический.

По количеству: групповой.

По содержательным областям: монопроект.

Долгосрочный проект (2016 – 2017 уч.г.)

«Дорога в школу»  разработан в рамках направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.

Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе? В этот период родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе. Это очень актуальная проблема.
Насколько правомерна подобная позиция мам и пап? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название 
"школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Что обеспечивает успешное 
освоение новой социальной роли школьника, его лёгкую адаптацию к школе.

Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации.

Здесь ребёнку требуется помощь родителей, которые помогут стимулировать и поддержать интерес к учёбе, получению новых сведений, приобретению новых навыков, умений, формированию учебной мотивации, повышению самооценки ребёнка, способствуя тем самым важнейшей задаче – профилактике школьной дезадаптации ребёнка.

Цель проекта: Профилактика школьной дезадаптации.

Задачи проекта:

1.   Формировать у детей позитивные модели поведения.

2.      Снижать уровень тревожности по отношению к школе.

3.      Повышать учебную мотивацию.

Оборудование: Столы, стулья, доска, настольные игры, материалы для занятий, книга «Лесная школа» М.А. Панфиловой.

 

Подготовительный этап. (сентябрь-октябрь)

 

         Диагностическое исследование предпосылок школьной зрелости детей подготовительных к школе групп по комплексу методик, составленных Кучук Т.Е.

         Формирование группы «риска».

         Составление программы (цикла) занятий «Дорога в школу» по подготовке детей к школе.

 

 Основной этап. (ноябрь-март)

 

Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием методов сказкотерапии, игровой терапии, арттерапии.

         Чтение и заучивание стихов о школьных правилах с использованием литературы:

1.      Панфилова М.А. «Лесная школа».

2.      Шалаева Г.П., Журавлёва О.Н. Новые правила поведения для воспитанных детей.

         Чтение коррекционных сказок из книги «Лесная школа» М.А. Панфиловой.

         Сюжетно-ролевая игра в школу.

         Этическая настольная игра «Дорога в школу». Цель: развитие и закрепление нравственно-этических представлений у дошкольников.

         Рисование на тему «Моя школа», «Школьные правила».

         Мечтаем о школе…

         Настольная игра «Школьные правила». Цель: развитие и закрепление позитивных форм поведения в школе.

Практикум для родителей «Я в школу не пойду… или формирование мотивационной готовности к школе». (Родители, педагог-психолог) Родители рисуют школу, играют в школу, сочиняют сказки о школе.

Заключительный этап. (март-апрель)

 

Презентация:

         Конспектов открытых занятий по теме «Школьные правила», «Школьные оценки».

         Выставки детских рисунков «Мои мечты по дороге в школу».

         Папки творческих работ детей и родителей «Школьные правила».

         Письменных консультаций для родителей «Психологическая готовность к школе», «Как помочь ребёнку в адаптации к школе», «Как помочь первокласснику адаптироваться в школе».

          Практикума для родителей «Не хочу учиться… или формирование мотивационной готовности к школе».

        Настольной игры «Школьные правила». Автор-составитель: Точинова С.Г., художник: Емельянова Е.Г., компьютерный дизайн: Прибыткова Е.В.

Пояснительная записка

к  программе (циклу) занятий «Дорога в Школу».

Цель: Психопрофилактика школьной дезадаптации.

 

В работе была использована следующая литература:

1. М.А. Панфилова. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. (30 сказок психопрофилактической и коррекционной направленности, помогающих в преодолении проблем школьной дезадаптации и школьного невроза).

2. Вся дошкольная программа. Тесты.- Москва, Росмэн, 2007 (основные разделы дошкольной программы: Внимание, Память, Мышление, Математика, Речь, Чтение, Письмо).

3. О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. В школу – с игрой. - Москва, «Просвещение», 91г.

(игры, занятия с первоклассниками).

4. О.Н. Земцова. «Тесты для детей 5-6 лет»: учебное пособие.- М.: Махаон, 2008.Сборник тестовых заданий. (подготовка к школе)

М.М. Безруких. Ребёнок - непоседа.- М.: Вентана – Граф, 2006. (будущий первоклассник).

5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

 

Данный цикл  состоит из 16 занятий.

Занятия тематические.

6 занятий для школьной адаптации;

7 открытое итоговое занятие по теме «Школьные правила»;

8 занятие об отношении учеников к вещам;

9, 10, 11, 12 об отношении учеников к урокам, к знаниям;

13, 14, 15 занятие о школьных конфликтах.

Занятия проводятся с подгруппами детей, имеющих основную проблему  мотивационной готовности к школе.

Форма проведения: подгрупповая.

Время проведения: согласно циклограмме групповых занятий, раз в неделю с ноября по март.

Место проведения: кабинет психолога.

Развивающая среда: столы, стулья, доска , игрушки, сказки, колокольчик.

Объект деятельности: дети «группы риска» подготовительных групп.

 

В цикле занятий использованы дидактические игры:

1.      «Дорога в школу» (этическая настольная игра)

2.      «Расскажи свою сказку» (развитие логического мышления, внимания и речи)

3.      «Все о времени» (развитие временных представлений)

4.      «Развиваем внимание» (задания для подготовки к школе)

5.      «Скоро в школу» (материал для диагностических и развивающих занятий)

6.      «Подбери картинку» (классификация и обобщение, развитие внимания, памяти, мышления, речи)

7.      «Что не подходит?» (развитие зрительного внимания, логического мышления)

8.       «Парочки. Обитатели рек, озер, морей» (развитие памяти и внимания, расширение кругозора)

9.      «Картинка в картинке» (логическое мышление, зрительное восприятие)

10.    «Находим противоположности» (расширение словарного запаса, произвольного внимания, зрительного восприятия, логического мышления, подготовка руки к письму)

11.  «Нарисуй по образцу» (развитие произвольного внимания, зрительного внимания, логического мышления, подготовка руки к письму)

12.  «Послушный карандаш» (подготовка руки к письму)

Занятия комплексные, использовались задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, разукрашивание, аппликации, игры с фасолью, графические диктанты и т. д.), подвижные игры, релаксации, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения и др.

В программе реализуются следующие задачи:

Образовательные:

1. Формировать позитивные модели поведения.

2. Учить способам расслабления и активизации, навыкам самоконтроля.

3. Закреплять знания о школьных правилах, учить ими пользоваться.

Коррекционные:

1. Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, создавать позитивное отношение к школе.

2. Способствовать снижению уровня тревожности по отношению к школе, агрессивности по отношению в группе детей.

3. Развивать психические процессы: творческое и логическое мышление, воображение, слуховую и зрительную память, произвольное внимание, выразительность речи.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность, организованность, вежливость, самостоятельность, 

2. Воспитывать волевые качества личности.

3. Обучать навыкам сотрудничества и взаимопомощи.

Методы: Сказкотерапия, арттерапия, игровая терапия.

Программа (цикл) занятий  «Дорога в школу»

по подготовке детей к школе.

                                                                                  

Занятие № 1.

1)      Сказкотерапия «Создание лесной школы» (формируем познавательную мотивацию)

Узнаём новые правила, знакомимся со школьными предметами.

Что такое школа? Класс? Что там делают?

Какие предметы находятся в классе? (парты, стулья, доска, мел и т.д.)

Что такое учебник? (книжка с картинками, по которой учатся писать считать и узнают что-то новое). Зачем нужен звонок?

2)      Игры-задания на развитие внимания:

     «Найди такой же предмет», «Перепутанные линии», «Лабиринты».

3)      Задания на развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму.

Занятие № 2.

1)      Сказкотерапия «Букет для учителя» (формируем положительное отношение к школе).

Что необходимо 1 сентября? Зачем надо быть нарядными? Как одеваться в школу?

Что такое перемена? Урок? Зачем они? Учитель-какой он?

2)      Игра на развитие внимания «Что не подходит?»

3)      Рисуем школу (простой карандаш) развиваем мелкую моторику и учебную мотивацию.

4)      «Наши мечты»

Какая твоя школа? О каком учителе ты мечтаешь? Кем ты хочешь стать?

                                                  Занятие № 3.

1)      Сказкотерапия «Смешные страхи».

      Снижаем тревожность по отношению к школе.

      Закрепляем правила поведения в школе.

2)      Игра «Времена года» - учим, повторяем времена года, месяцы, явления природы.

3)      Игра настольная с правилами «Дорога в школу».

Развиваем и закрепляем нравственно-этические представления у детей.

Закрепляем математические навыки (счёт, знание цифр).

Воспитываем волевые качества личности,

навыки сотрудничества и взаимопомощи.

4)      Рисунок школы разукрашиваем цветными карандашами.

Занятие № 4.

1)      Сказкотерапия  «Игры в школе».

Учим правила поведения в школе.

Узнайте у детей, где, когда, в какие игры можно играть в школе.

2)      Подвижные игры «Ручеёк», «Путанка».

3)      Задания на развитие внимания «Найди отличия» из серии игр «Скоро в школу».

4)      Задание на развитие воображения, эмоциональной сферы «Узнай эмоции».

Учимся распознавать  и называть эмоции  и настроение человека «радость, испуг, удивление, обида, злость».

Придумывать различные истории про людей и отображать в них своё отношение к происходящему, давать правильную оценку поступкам главных героев и событиям.

5)      Задание на листочках «Весёлый - грустный», развиваем мелкую моторику рук, формируем эмоциональную сферу.

Занятие № 5.

1)      Сказкотерапия «Школьные правила». Правила №1,2,3.

Учим правила в стихотворной форме, развиваем слуховую память.

2)      Кинезиологические упражнения «Кулак, ребро, ладонь», «Лесенка».

Развитие межполушарного взаимодействия.

3)      Дыхательные упражнения направленные на активизацию межполушарного взаимодействия.

4)      Задания на развитие мелкой моторики рук на листочках.

Развиваем внимание и память. Учимся слышать задание с первого раза.

Занятие № 6. 

(продолжение изучения школьных правил)

 Изучение  правил №4, 5. Повторение пройденного.

Школьные правила.

Правило первое: В школе ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

В школе «Здравствуй» говорят

И с улыбкой дарят взгляд!

Правило второе: До звонка на урок надо подготовить всё необходимое для учёбы.

А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждёт приглашения учителя около своей парты.

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя, стоят!

Правило третье: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Если хочешь отвечать

Или важное сказать.

Правило четвёртое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовёт.

Правило пятое: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да помним, что надо подготовиться к следующему уроку и навести порядок на парте, в классе.

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку всё,

Чтоб училось нам легко!

Занятие № 7.

Итоговое по теме: «Школьные правила».  См. конспект.

Занятие № 8.

1)      Сказкотерапия «Собирание портфеля».

 Знакомим с дополнительным мотивирующим фактором - школьной атрибутикой.

2)      Игра с мячом «Школьные принадлежности». Развиваем слуховую и тактильную память, произвольное внимание.

3)      Кинезиологические упражнения  «Перекрёстные движения», «Горизонтальная восьмёрка». Увеличиваем эффективность работы головного мозга.

4)      Задания на листочках по подготовке руки к письму.

Занятие № 9.

1)      Сказкотерапия «Домашнее задание». Учим преодолевать трудности в отношении домашних заданий, адекватно оценивать свои результаты.

2)      Подвижная игра « Я не знаю». Развитие выразительности движений, коммуникативных способностей.

3)      Дидактическая игра «Расскажи свою сказку» (развитие логического мышления, произвольного внимания и монологической речи) Индивидуальные задания.

4)      Задания на листочках по подготовке руки к письму.

Занятие № 10.

1)      Сказкотерапия «Школьные оценки». Учим детей адекватно реагировать на оценку, что позволит детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость от затраченного труда или усвоения материала.

2)      Дидактическая игра «Все профессии важны» (развитие творческого мышления,  произвольного внимания,  диалогической речи, расширение кругозора) Формируем социальную мотивацию.

3)      Подвижная игра «Зеваки». Развитие волевого (произвольного) внимания.

4)      Игры с фасолью. Развиваем мелкую моторику рук. Выкладываем цифры от 1 до 5.

5)      Дыхательные упражнения «Дышим через левую ноздрю», «Задержи дыхание». Расслабление.

Занятие № 11.

1)      Сказкотерапия «Списывание». Учим позитивным моделям поведения. Повышаем уверенность в своих силах.

2)      Сюжетно-ролевая игра «Лесная школа» Снятие страхов. Построение гармоничных способов адаптации и разрешения конфликтов.

3)      Дидактическая игра «Нарисуй по образцу» (развитие произвольного внимания, зрительного внимания, логического мышления)

Занятие № 12.

1)      Сказкотерапия «Подсказка». Учим позитивным моделям поведения. Повышаем уверенность в своих силах.

2)      Подвижная игра: «Возьми и передай» - развитие творческого воображения.

3)      Дидактическая игра «Парочки. Обитатели рек, озер, морей» (развитие наглядной памяти и произвольного внимания, расширение кругозора)

4)      Кинезиологические упражнения  «Змейка», «Ухо-нос». Увеличиваем эффективность работы головного мозга.

Занятие № 13.

1)      Сказкотерапия «Шапка- невидимка». Коррекция демонстративного поведения, агрессивности.

2)      Дидактическая игра «Находим противоположности» (расширение словарного запаса, произвольного внимания, зрительного восприятия, логического мышления)

3)      Подвижные игры с мячом «Назови противоположное слово». Развитие логического мышления.

4)      Дидактическая игра «Послушный карандаш» (подготовка руки к письму)

Занятие № 14.

1)      Сказкотерапия «Дружная страна». Коррекция межличностных отношений между девочками и мальчиками. Воспитывать навыки взаимопомощи, сотрудничества.

2)      Подвижная игра «Запрещённое движение». Развитие произвольности поведения.

3)      Дидактическая игра «Скоро в школу», задание №3,4.

4)       Задания на листочках по подготовке руки к письму.

                                                  Занятие № 15.

1)      Сказкотерапия «Гордость школы». Воспитываем желание стать лучше, формируем социальную мотивацию.

2)      Подвижные игры: «Иголочка-ниточка», «Море волнуется». Развитие произвольности поведения.

3)      Кинезиологические упражнения  «Лезгинка», «Зеркальное рисование». Увеличиваем эффективность работы головного мозга.

4)      Загадки о «лесных учениках». Развитие мышления.

5)      Аппликация, оформление газеты «Дорога в школу». Совместная деятельность. Сплочение группы.

Занятие № 16.

1)      Экскурсия в школу.

Снижение школьной тревожности. Формирование новой социальной роли школьника.

Заключение

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия) и т.п.

 Следует отметить ценность развивающих занятий для подготовки детей к школе. Систематическая работа, с применением эффективных методов и приемов (предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение) дает положительную динамику.

 Что значит ребенок готов к школе? Это не только умение читать, считать, писать, а развитая познавательная активность будущего ученика. И только через игру можно присвоить ребенку дошкольного возраста нравственные общечеловеческие ценности, уважение к национальным традициям, начало гражданственности и любви к своей семье и Родине. В игре развивается память, мышление внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т.д. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно добывать знания и умения и применять их.

Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей помочь ребенку в этом.

В ходе проведенного исследования гипотеза полностью подтвердилась, цели и задачи достигнуты.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Алиева Т.И., Трифонова Т.В. «Истоки»: система оценки результатов освоения программы. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. N5. С. 10-15.
  •  Бурлакова И.А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. N 2. С.4-10.
  • Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. N16. С.24-28.
  • Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. // Психолог в детском саду. 2007. N4. С.47-65.
  •  Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.
  • Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с.
  • Карпекина Т.В., Макарьева О.Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. N1. С. 29-35.
  • Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
  • Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
  • Родительские собрания: подготовительная группа / Авт.-сост. С.В.Чиркова. - М.: ВАКО,2008. - 336 с.
  •  Рылеева Е.В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. N4. С. 104-111.
  •  Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. - 384 с.
  •  Юдина Е.П. Из детского сада – в начальную школу. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. N4. С. 82-85.
  •  Юдина Т.П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. N1. С. 62-74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дорога в Школу"

Проект "Дорога в Школу"...

Информационно - игровой проект по ПДД "Мой друг - светофор"

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ребенку дошкольного возраста трудно понять ту опасность. которую представляет автомобиль. Поэтому с...

Информационно-игровой проект "В стране мячей"

Проект сочетает в себе средства и способы развития физических и речевых способностей, способствует развитию у детей познавательной активности....

Информационно-игровой проект "Где и как растут чемпионы"

Есть одно чудесное средство, которое превращает слабого человека в сильного, больного – в здорового, нерешительного – в смелого. Это лекарство для всех носит название «физкультура&ra...

ИНФОРМАЦИОННО-ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА « КАРАВАЙ, КАРАВАЙ КОГО ХОЧЕШЬ ВЫБИРАЙ…»

ИНФОРМАЦИОННО-ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА       « КАРАВАЙ, КАРАВАЙ КОГО ХОЧЕШЬ ВЫБИРАЙ…»...

"Через игру к театру" информационно-игровой проект для детей второй младшей группы

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...