Игротерапия в системе коррекционно-воспитательной работе с аутичными дошкольникми
презентация по коррекционной педагогике на тему

Нардекова Светлана Анатольевна

Использующиеся в коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми  различные игры, создают  особую  «терапевтическую  среду»,  расширяющую использование ребенком игрушек, помогающую поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, формирующую устойчивую совместную деятельность  взрослого с ребенком, стимулирующую  развитие  его личности,  способствующую формированию его речевых,  коммуникативных и социальных  навыков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРОТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО –ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ Нардекова С.А., учитель –дефектолог, МБДОУ д/с №67, г.Таганрог

Слайд 2

Для достижения целей в коррекционно – воспитательной работе используются игры, которые направлены на: 1. - Установление контакта; 2. - Устойчивую совместную деятельность взрослого и ребенка; 3. - Совместную деятельность ребенка с педагогом и детьми подгруппы (2-3 человека); 4. - Совместную деятельность ребенка с педагогом и детьми группы; 5. – Формирование учебных навыков; 6. – Формирование речевых навыков; 7. – Формирование коммуникативных навыков; 8. – Развитие эмоциональной сферы; 9. – Формирование социоэмоциональных навыков; 10. - Формирование правильного поведения.

Слайд 3

Игротерапия на этапе установления контакта с аутичным безречевым ребенком Присоединение к возгласам и действиям ребенка Безречевой ребенкок издает лепет и вокализации: «Ля-ля-ля-ля-ля…Да-да-да-да-да; аааа, ииии и т.п.» Взрослый повторяет за ребенком. И ребенок начинает смотреть на взрослого. Ребенок перебирает и стучит пальцами по столу. Взрослый повторяет движения за ребенком. Ребенок начинает улыбаться и изредка поглядывать на взрослого. Так у ребенка начинает появляться доверие к взрослому.

Слайд 4

Сенсорные игры на этапе установления контакта Игры с воздушным шариком Взрослый подбрасывает шарик и прочитывает стихотворение: Шарик мы с тобой подбросим И посмотрим на него Мы увидим, как наш шарик Опускается легко. Игры с мыльными пузырями; игры с водой. Игры с включением и выключением света; игры с тенью. Игры с дутьем на фантики, пакетики, листики, тюль и т.п.

Слайд 5

Сборно-разборные игрушки как способ установления взаимодействия с аутичными детьми Пирамидки, чашечки, матрешки, доски Сегена, «Почтовые ящики», логические кубы, паззлы способствуют опосредованному контакту и взаимодействию с ребенком, а в дальнейшем формированию речевых и коммуникативных навыков.

Слайд 6

Игры на формирование навыка соблюдения очередности Навык соблюдения очередности очень важен, т.к. без этого навыка не формируется способность к диалогу. Игры с кубиками при выстраивании башни: «Твой кубик, мой кубик». Игры с мозаикой при выкладывании дорожки: «Моя мозаика, твоя мозаика». Игры с толканием мяча или машинки. Игры в домино с более продвинутыми детьми: «Моя очередь, твоя очередь». Игры с музыкальными инструментами в музыкальном зале. «Сначала звучат погремушки, потом ложки, потом бубен и т.п»

Слайд 7

Игры на формирование навыка сотрудничества с напарником по занятию Взрослый дает разрезные картинки и с задором говорит: «Раз, два, три - картинку собери». Дети с аутизмом тяжело переживают ситуации неудачи и проигрыша. Взрослому важно корригировать поведение детей в этих ситуациях: «В прошлый раз ты собрал первым, а в этот раз - Витя…»

Слайд 8

Игры на растормаживание эмоциональной сферы «Догоню, догоню». «Убегу, убегу». Взрослый делает возле головы «рожки» и бежит за ребенком: «Напугаю, напугаю», «Забодаю, забодаю». Взрослый берет ребенка за пояс, поднимает и кружит его со словами: «Полетели, покружили».

Слайд 9

Игры и занятия с неговорящим ребенком на формирование зрительного контакта Перед тем как начать новую игру или занятие, необходимо всегда устанавливать зрительный контакт. Для этого Сара Ньюмен, мама аутичного ребенка, рекомендует: Сделать свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось посмотреть, попробовать привлечь внимание ребенка к своему лицу. Для этого можно, например: Широко и часто улыбаться. Издавать забавные звуки Надевать маски. Брать предмет, который заинтересовал бы ребенка, и подносить его к лицу. Ребенок последует взглядом за ним. Играть в прятки, закрывая и открывая лицо себе и ребенку, приговаривая: «Ку-ку!»

Слайд 10

Игры на формирование речевых навыков Пальчиковые игры; Дидактические игры в лото; Игры с картинками, кубиками: «Найди», «Покажи», «Назови», «Собери». Игры с мячом (для детей 3-4 гр.), в ходе которых, взрослый катит ребенку мяч со словом, например: «Кукла», ребенок должен откатить мяч с обобщающим словом «Игрушка» и т.п.

Слайд 11

Игры на формирование диалоговых и коммуникативных навыков Доскажи словечко Игры для детей В предложении: «Летом жарко, а зимой…» В стихотворении: Би-би-би, - кричит машина, Не могу я без… (бензина). В загадке: Захотелось плакать вдруг, Слезы лить заставил … (лук). Договаривание словосочетаний, предложений в тексте литературного произведения.

Слайд 12

Куклотерапия в формировании коммуникативных и социально-поведенческих навыков С помощью персонажа куклы дети учатся приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку. Учатся задавать вопросы и отвечать на них. Учатся различать эмоциональные состояние, настроения, нежелательное поведение: нежелание общаться - Медвежонок Бука, грусть – Ослик, жадность - Мышонок Жадина .

Слайд 13

Куклотерапия помогает формировать важные социоэмоциональные навыки Взрослый с помощью куклы решает множество задач: Он учит детей, прежде всего, выражать заинтересованность в общении. Шутит от имени персонажа, способствуя созданию атмосферы доброжелательности. Активизирует безынициативных детей. Постоянно создает ситуацию успеха, повышая тем самым уверенность у детей. Делает более раскованными стеснительных, зажатых, необщительных детей. Помогает детям оценивать правильность или неправильность поведения персонажа .

Слайд 14

Речевые шуточные игры Для активизации коммуникативных возможностей детей 3,4-й группы часто используем шуточные, «нелепые» вопросы. Подобные шуточные вопросы от персонажа Петрушки эмоционально зажигают, смешат ребенка, заставляя его строить развернутые предложения. «Яблоко синее»? «Лимон сладкий?» «Автомобиль летает?» «Мотоцикл плывет?» Используются картинки и стихи с нелепым содержанием про то, чего на свете не бывает .

Слайд 15

Игры с конструктором Плоскостное и объемное конструирование в: Совместном конструировании; В самостоятельном конструировании объектов; В сюжетном конструировании: «Автобус для ребят», «Как я шел в детский сад» и т.п.

Слайд 16

Речедвигательные игры с небольшим сюжетом Белочка Раз два! Хлопают попеременно Раз два! у правого и левого уха; Колет белочка дрова, складываю ладошки вместе, ритмично опуская, изображая взмахи топором; Даже детки, опускают ручки вниз, Тащат ветки, сжимая кулачки; По охапке ставят по отдельности, В каждой лапке каждую ручку на бочок; Раз! Два! Раз! Два! хлопают попеременно; А теперь домой пора! опускают ручки.

Слайд 17

Подвижные игры в работе с аутичными детьми Подвижная игра «Мыши и кот» Мышки водят хоровод, Дети - «мыши» ходят в хороводе, На лежанке дремлет кот, а один ребенок -«кот» сидит в круге Старый кот, толстый кот Громко песенку поет: («Кот» показывает детям когти) «Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу! Всех сейчас я поймяу!» (Дети отбегают) По мотивам фольклорного жанра

Слайд 18

Песни и танцы с несложными движениями – всегда игра для детей с аутизмом «Дождик кап!» Потешка выполняется под музыкальное сопровождение Дождик кап! Дождик кап! Все сильней, все тише (стучат указательным пальчиком по ладошке другой руки) Не стучи, не стучи, не стучи по крыше! (делают отрицательный жест указательным пальцем) Непослушный, какой, Перестань, не лейся («грозят» пальчиком) Заходи в детский сад (делают пригласительный жест рукой) И в тепле погрейся!

Слайд 19

Игры-песни, игры-танцы с ритмами способны активизировать речь и коммуникацию, положительно сказываются на эмоциональной сфере аутичного ребенка Игра «Маленькая полечка» На слова А. Шибицкой, музыку Е. Тиличеевой. Педагог учит выполнять повороты кистями слегка вытянутых вперед и поднятых на уровень глаз рук, а также ритмично топать одной ногой или двумя поочередно . Ручки пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та! Вот как пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та! Ножки пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та! Вот как пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та! Дружно пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та Вот как пляшут: та – та – та, та – та – та, та – та – та !

Слайд 20

Коммуникативные коллективные игры Игра «Цветок» Цель: Формирование коммуникации между детьми группы. Оборудование: искусственный цветок Педагог читает: Встали дети в кружок, Увидали цветок. Кому дать? Кому дать? Кому цветок передать? Игра с мячом Дети передают мяч по кругу друг другу, называя имя ребенка.

Слайд 21

Игротерапия в работе с аутичными детьми Важная составляющая методического подхода в коррекционно – воспитательной работе с аутичными детьми - эмоциональное подкрепление состояния успешности. Ситуации успеха нужно передавать с оттенком особой эмоциональной окрашенности: «Ух ты! Смотри, какой ты молодец, как здорово у тебя получилось!» Использующиеся в коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми различные игры, создают особую «терапевтическую среду», расширяющую использование ребенком игрушек, помогающую поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, формирующую устойчивую совместную деятельность взрослого с ребенком, стимулирующую развитие его личности, способствующую формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.

Слайд 22

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Театрализованные игры-представления в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

В материалах выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей представлен опыт работы по развитию дошкольников в театрализованной деятельности....

Музыкально-дидактические игры в системе коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта.

Представляю опыт работы музыкального руководителя с детьми имеющиеми ограниченные возможности здоровья. В раммках данной работы расскрываю  теоретические положения, систему работы с музыкальной-д...

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

"Система коррекционно-воспитательной работы в подготовительной группе с ФФНР в соответствии с ФГОС ДО"

Презентационный материал дополняет сообщение учителя-логопеда на первом родительском собрании в подготовительной группе для детей с ФФНР о системе коррекционно-развивающей и  коррекционно-воспита...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ  И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬ...