ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ
ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
РОДНОГО КРАЯ
В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
С ОВЗ
Стукалова Наталья Евгеньевна
Воспитатель коррекционной группы
МБДОУ «Детский сад №8»
города Сосновый Бор, Ленинградской области
Сосновый Бор
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ:
- Роль формирования представлений о макросоциальном окружении
в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками
с задержкой психического развития…………………………………………..2
- Цели и задачи коррекционно-воспитательной работы по формированию
представлений о макросоциальном окружении………………………………3
- Содержание коррекционно-воспитательной работы по формированию
представлений о макросоциальном окружении………………………………6
- Методы организации коррекционно-воспитательной работы……………….7
- Использование ИКТ технологий в коррекционно-воспитательной работе…7
- Результаты работы………………………………………………………………11
- Пример перспективного планирования………………………………………..13
- Роль формирования представлений о макросоциальном окружении в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с задержкой психического развития.
Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А. Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками — членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности.
Дошкольный возраст считается наиболее сенситивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребенка становится определяющей в его психическом развитии. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие самосознания ребенка, он открывает для себя сверстника, вступает с ним в эмоциональные, деловые, внеситуативно-личностные и внеситуативно-познавательные формы общения. На основе взаимодействия с членами детского сообщества у него налаживаются межличностные отношения, складываются и первые ценностные ориентации, определяющие направленность поведения ребенка в целом.
У дошкольника в норме большое значение в умственном развитии имеет стихийное обучение, которое происходит в повседневной жизни. У ребенка с ОВЗ стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития, не создает основы для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний у ребенка с ОВЗ, в их систематизации, в том, чтобы накоплений знаний способствовало умственному развитию ребенка.
Педагоги и воспитатели передают детям знания об окружающем в процессе всей жизни и деятельности в дошкольном учреждении. Особую роль в этом процессе играют занятия, наблюдения и специально организованная деятельность детей.
Одним из специальных разделов, обеспечивающих получение ребенком дошкольником систематических знаний, является ознакомление с окружающим. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда они будут получать не отдельные знания о предмете, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимость той или иной области действительности.
Ознакомление с окружающей действительностью ведется по разным направлениям. Это ознакомление и с неживыми объектами, и с живой природой, и с явлениями общественной жизни. Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, со специфическими для данной области действительности закономерности. Но есть и общие задачи, которые решаются на всех этапах по ознакомлению с окружающим.
В ходе ознакомления с окружающим, прежде всего, появляется возможность расширить представления ребенка-дошкольника о том предметном мире, в котором он живет, выделить и сделать предметом его внимания те материальные условия существования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определять условия деятельности.
Ознакомление с окружающими явлениями и объектами природы предполагают опору на существенные свойства и отношения объектов, умение выделять их, что при правильной организации обучения может способствовать формированию мыслительных процессов ребенка-дошкольника.
Ознакомление детей с окружающим миром состоит не только в создании полных и устойчивых представлений о его разнообразии и изменчивости, но главное — в формировании отношения ребенка к тому, что его окружает, поведения в социуме, природе, среди животных.
В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей продолжается развитие последовательных познавательных установок: «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?». Ребенок знакомится с разнообразием функциональных свойств и назначением объектов, овладевает умением анализировать их, устанавливать причинные, временные и прочие связи и зависимости между внутренними и внешними, пространственными свойствами.
Обогащение детей знаниями, об окружающем мире, неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.
Ознакомление с изучаемыми предметами и явлениями и первоначальные представления о них дети получают посредством наблюдений во время целенаправленных прогулок и экскурсий. Анализ, сравнение, обобщение, суждения об увиденном, установление причинно-следственных связей, составление высказываний и рассказов происходят на занятиях, организуемых педагогом-дефектологом. Закрепление и расширение сформированных на занятиях представлений и знаний должны происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.
- Цели и задачи коррекционно-воспитательной работы по формированию представлений о макросоциальном окружении.
Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», родной, культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры, спорта, за подвиги защитников Отечества, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
У каждого ребенка есть своя родина и для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — все! Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Главным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе.
Детский сад вместе с семьей должны помочь детям полюбить свою малую родину, свой город, т. е. место, где он родился и вырос. И пусть оно останется у него в памяти на всю жизнь. А это может произойти, только благодаря нашей помощи, правильной методике воспитания. Без любви к своей семье, дому, Родине – не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
Основной целью коррекционно-воспитательной работы я считаю создание условий для воспитания и образования, при которых интеллектуальное, духовное нравственное, эстетическое и патриотическое развитие дошкольников осуществляется не только в процессе освоения основной образовательной программы, но в процессе приобщения к региональному компоненту.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование знаний и представлений о себе как о члене общества, семье, профессиях близких людей.
- Формировать у детей элементарные представления о родном городе, его характерных особенностях, достопримечательностях.
- Формировать представления о городах и селах, их значении в жизни людей края, их красоте и уникальности; достопримечательностях края.
- Познакомить детей с климатом родного края, разнообразным растительным и животным миром, с природоохранными мероприятиями, экологическими проблемами.
- Познакомить с творчеством поэтов, писателей и художников родного города.
- Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как столице России.
- Формировать представления о символике родного города, края, России.
Развивающие:
- Развитие речевой активности детей дошкольников с нарушением речи посредством составления описательных, творческих, из личного опыта рассказов о своей семье, родном крае, на материале пословиц, стихов, поговорок, песен.
- Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщении знаний о своей малой родине.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение символики родного города, края, России.
Воспитательные:
- Воспитание у детей чувства любви и гордости к родному краю, своей малой родине через непосредственное общение с ней, через знакомство с прошлым и настоящим поселка, достопримечательностях поселка, людях-героях поселка, семейные традиции, традиции и праздники поселка, художественное творчество.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, через патриотическое воспитание в семье.
- Формирование коммуникативных навыков, сотрудничества, доброжелательности, заботы, уважения.
Все задачи решаются в ходе освоения образовательных областей с учетом интеграции в разнообразных формах деятельности:
• «Познание»: занятия, интегративная и познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание объектов, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры, коллекционирование, проекты, исследовательская деятельность.
• «Социализация»: дидактические, сюжетно-ролевые игры; экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми
• «Художественное творчество»: рассматривание произведений живописи о природе по сезонам, предметов народно - прикладного искусства; продуктивная деятельность; выставки детского творчества.
• «Чтение художественной литературы»: знакомство с творчеством ленинградских писателей и поэтов; чтение; рассматривание иллюстраций, картин.
• «Музыка»: прослушивание произведений, заучивание, праздники (в том числе и фольклорные), фестивали, музыкальные игры.
• «Физическая культура»: подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.
• «Здоровье»: оздоровительные мероприятия, беседы, ситуативные разговоры, беседы.
• «Труд»: наблюдения, поручения, совместная трудовая деятельность, ручной труд.
• «Безопасность»: обучающие, проблемные ситуации, беседы, игры, творческие задания, чтение.
3. Содержание коррекционно-воспитательной работы по формированию представлений о макросоциальном окружении.
Планируя свою работу по формированию представлений о макросоциальном окружении, я выделила для себя основные блоки представлений:
- «МОЯ СЕМЬЯ»
- формирование и закрепление представлений детей о членах своей семьи, родственных связях, которые их объединяют, истории возникновения семьи;
- формирование представлений о профессиях членов семьи ребенка, предприятиях, на которых те работают;
- формирование представлений о семейных увлечениях и личных увлечениях каждого члена семьи.
- «МОЙ ДОМ. МОЯ УЛИЦА. МОЙ ГОРОД»
- формирование представлений о ближайшем социальном окружении ребенка: дом, детский сад, места частого посещения (магазины, поликлиника, банк, почта, транспорт, развлекательные центры, учреждения дополнительного образования);
- формирование первичных представлений об устройстве города (здания, дома, улицы, площади и парки, основные достопримечательности, предприятия города); знакомить детей с символикой родного города и края (флаг, герб города Сосновый Бор);
- формирование представлений о природе родного края, сезонных изменениях в природе, особенностях климата; знакомить детей с животным и растительным миром родного края;
- знакомство с выдающимися личностями родного города (спортсмены, деятели культуры, заслуженные представители различных профессий).
- «МОЯ РОДИНА»
- формирование представлений о большой и малой Родине (страна – Россия, столица – город Москва, столица нашего региона – город Санкт-Петербург, родной город – Сосновый Бор);
- формирование представлений о государственной символике (гимн, флаг, герб);
- формирование представлений о государственных и традиционных народных праздниках; знакомство детей с традициями празднования, праздничной символикой и атрибутикой;
- формирование представлений об искусстве и культуре русского народа (народные промыслы, произведения художественного и музыкального искусства);
- формирование представлений о месте нашей страны в мире, народах, населяющих нашу страну;
- формирование представлений о знаменитых представителях и значимых достижениях русского народа.
4. Методы организации коррекционно-воспитательной работы.
1. Методы устного изложения знаний педагогом и активизация познавательной деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.
2. Методы закрепления изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изо-деятельности (рисунки, аппликации, коллажи, организация выставок.
3. Поисково - исследовательские методы – проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач совместно с родителями.
4. Методы оценки и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей, вопросы к детям, проведение контрольных срезов, диагностики.
5. Методы самостоятельной работы по усвоению и закреплению материала – игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.
6. Метод проектной деятельности – постановка проблемы, поэтапное решение, презентация.
5. Использование ИКТ технологий в коррекционно-воспитательной работе.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия.
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Преимущества использования интерактивных дидактических пособий в коррекционно-воспитательной работе:
- Предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме привлекательно для ребенка, так как вызывает у него яркие эмоции (игровую задачу может озвучивать любимый сказочный герой, возможность насыщения процесса коррекционно-воспитательной работы звуками и видео материалами).
- Играя в специально созданные (в соответствие с педагогическими задачами) игры, ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий.
- Компьютерные игры, соединяя в себе аудио- и видео материалы привязывают непроизвольное внимание ребенка, благодаря демонстрации явлений и объектов в динамике.
- При правильном решении игровой задачи герои игры поощряют ребенка, тем самым повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.
- Возможность «погружения» в определенную среду, соответственно цели занятия (виртуальные путешествия в лес, на ферму, на строительную площадку, в концертный зал, на улицы городов, в космическое пространство, в гости к героям сказок и т.п.).
- Моделирование жизненных ситуаций, которые помогают ребенку не испытывать затруднения в реальных условиях.
В своей работе я использую несколько видов компьютерных дидактических материалов:
- Презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point, помогают обогатить сенсорный опыт воспитанников новым демонстрационным фото-, аудио- и видео материалом, экономят время и средства для создания и приобретения демонстрационного материала.
- Интерактивные игры, созданные при помощи программы Mimio Studio, помогают смоделировать игровую ситуацию, активизировать внимание и познавательный интерес детей.
- Авторские дидактические пособия для коррекционно-воспитательной работы
При использовании интерактивных игр на занятиях дети быстрее и лучше запоминают информацию, легко и ненавязчиво знакомятся с общественными явлениями, разнообразием животного и растительного мира, профессиями, подражают услышанным звукам, учатся сопоставлять картинки словам.
6. Результаты работы.
Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», родной, культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям своего народа.
Характерной особенностью моей углубленной работы является повторное обращение на разных этапах воспитательно - образовательной работы к одним и тем же объектам, что даёт возможность ребёнку дополнить и углубить свои знания и умения.
Уровень сформированности представлений, приобретённых ребёнком в результате коррекционно-воспитательной работы значительно вырос: большинство детей правильно и подробно отвечают на вопросы, называют несколько понятий по обсуждаемому вопросу; используют имеющиеся знания в сюжетно-ролевых и дидактических играх, художественном творчестве и продуктивной деятельности; проявляют самостоятельно поисковую активность по теме; знают и соблюдают основные правила поведения на улице и в общественных местах.
Значительно расширился кругозор воспитанников.
Наблюдается активизация познавательной и творческой активности детей.
Перспективное планирование по формированию представлений о макросоциальном окружении у детей подготовительной к школе группы №5 посредством изучения истории и культуры родного края
СЕНТЯБРЬ
Тема: Мой дом, моя семья.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о членах своей семьи (братьях, сестер, бабушках, дедушках, папах, мамах и т. д.): чем занимаются, сколько им лет, родственных связях членов семьи. Вызывать интерес к истории своей семьи. Развивать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать любовь и привязанность к родному дому, чувство гордости за них.
Содержание: выставка семейных фотографий, составление совместно с родителями рассказа-презентации «Моя семья в городе Сосновый Бор».
ОКТЯБРЬ
Тема: Моя родина - Россия
Цель: формировать представления о родной стране (страна - Россия, столица – город Москва, столица нашего региона – Санкт-Петербург, родной город – Сосновый Бор), уточнять и закреплять представления о величии страны, в которой мы живем, знакомство с людьми, прославившими Россию.
Содержание: составление альбома рисунков «Моя Родина», просмотр фотографий на интернет-картах с достопримечательностями и улицами Москвы и Санкт-Петербурга, чтение художественной литературы по теме, подготовка совместно с родителями рассказа-презентации «Ими гордится наша страна» (рассказ о человеке, прославившим нашу страну)
НОЯБРЬ
Тема: Природа Ленинградской области.
Цель: формировать представления о природе родного края, сезонных природных явлениях, географических особенностях (город расположен на берегу Финского залива); знакомить с животным и растительным миром родного края; прививать интерес к природе, воспитывать бережное к ней отношение.
Содержание: просмотр медиапрезентации «Природа Ленинградской области», дидактические игры, тематические прогулки, экскурсии по микрорайону и на берег Финского залива, конкурс рисунков «Осень в Сосновом Бору»
ДЕКАБРЬ
Тема: Сосновый Бор – Атомград.
Цель: формировать представления о главном предприятии города – Ленинградской АЭС, профессиях людей, работающих на ней: познакомить с понятием «электроэнергия»; знакомство с символикой на городском гербе (мирный атом, Андерсенград, берег Финского залива); воспитание чувства уважения к труду взрослых.
Содержание: тематические беседы, просмотр фото и видеоматериалов по теме, составление совместно с родителями рассказа-презентации «Профессии родителей», познавательный досуг с участием родителей – работников Ленинградской АЭС.
ЯНВАРЬ
Тема: Русская зима.
Цель: расширение и закрепление представлений о зиме, сезонных изменениях в природе, зимних забавах и развлечениях; знакомство с зимними традициями русского народа (колядование, рождественские гадания).
Содержание: организация выставки репродукций картин русских художников на зимнюю тему, составление совместно с родителями рассказа-презентации о любимом месте зимнего отдыха в нашем городе (парк «Белые пески», биатлонная трасса в Липово, рождественские гулянья в Андерсенграде); чтение художественной литературы, разучивание колядок; межгрупповой досуг «Коляда» (колядование в группах младшего возраста).
ФЕВРАЛЬ
Тема: Будем в армии служить
Цель: расширение и закрепление представлений об армии и защитниках Отечества; закрепление представлений о родах войск и военных профессиях; воспитание уважения к защитникам Родины, желания у мальчиков стать солдатами; приобщение к культуре государственных праздников.
Средства: встреча с защитниками Родины и нашего города – военнослужащими В/Ч № 3705, подготовка подарков солдатам (сладкое угощение), праздничный концерт для Защитников Отечества (чтение стихов, песни и танцевальные номера); оформление фотогазеты «Мой папа – защитник Отечества»;
МАРТ
Тема: Герб. Флаг. Гимн,
Цель: закрепление и расширение представлений детей об основных государственных и городских символах, историей их появления, их назначении.
Содержание: рассматривание и изучение государственной символики, тематическое рисование; творческое задание для родителей с детьми – создание герба семьи.
АПРЕЛЬ
Тема: Земля – наш общий дом.
Цель: Закрепление и обобщение представлений о космосе и космических объектах: планетах, звездах, Млечном пути, Солнечной системе. Знакомство с профессией «Астроном», «Звездочет».
Средства: рассматривание плакатов с изображением планет солнечной системы, подбор и размещение на полочке «умных книг» литературы о космосе; познавательные беседы с детьми на темы: «Роль Солнца в жизни человека», «Солнце и наше здоровье»; проведение цикла познавательных вечеров «Сейчас узнаем» по темам: «Начало космических путешествий», «Планета Земля».
МАЙ
Тема: «День Победы»
Цель: расширение и закрепление представлений о ВОВ и защитниках родины в годы войны; воспитывать чувство гордости за наше Отечество в годы ВОВ.
Средства: тематические беседы, выставки семейных рисунков, творческое задание для родителей – посетить вместе с детьми памятные места нашего города (мемориал «Берег Мужественных», мемориал на реке Воронке, музей боевой славы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_o_makrosotsialnom_okruzhenii_u_doshkolnikov_s_ovz_2.docx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края
Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...
Доклад на РМО "Формирование у дошкольников познавательных способностей посредством приобщения к истории родного края"
Доклад на РМО по теме "Формирование у дошкольников познавательных способностей посредством приобщения к истории родного края"Подготовила воспитатель Вахитова Лилия Григорьевна2018 г....
Презентация к докладу "Формирование у дошкольников познавательных способностей посредством приобщения к истории родного края"
Презентация к докладу "Формирование у дошкольников познавательных способностей посредством приобщения к истории родного края"...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями.
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родиелями....
Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»
Педагогический совет«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОУ.Цель...
План по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями»
План по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями»...