Программа «Культура здоровья в речевом развитии»
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Атаманова Маргарита Степановна

Построение системы коррекционно- развивающей работы в ДОУ предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизиологического развития детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Культура здоровья в речевом развитии»

Пояснительная записка

        В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С.Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения, так или иначе, скажутся на последующем развитии и обучении ребенка.

        Ещё одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах культуры здоровья речевого развития своих детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь,  живет в здоровой, культурной обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.

        Для сохранения будущего нашего общества самыми актуальными являются два понятия – здоровье и культура. Они были ведущими во все времена, но сегодня их понимание самое важное. Ведь человек есть сплетение физического, эмоционального, ментального, социального и духовного. Именно эта структура и должна лечь в основу культуры, восстанавливающей здоровье детей, родителей, воспитателей, а значит общества.

Заболеваемость детей является одним из основных показателей, отражающих состояние здоровья детей и эффективность работы дошкольного учреждения. При проведении медицинских осмотров  была получена более объективная информация о состоянии здоровья  детей воспитанников ДОУ г. Муравленко. Приведенные данные свидетельствуют о росте детей с патологией, впервые осмотренных узким специалистом- логопедом. Так за 2016г. получены данные  при осмотре детей с патологией - дефекты речи:  старшие группы (5-6 л.)-65 детей, что составляет 19,2%

            Подготовительные группы (6-7л)-выявлено 17 детей, что составляет 4,9% от осмотренных.

В 2017 году  выявлена патология с дефектами речи: старшие группы-79 детей, что составляет 20,1%. Подготовительные группы-25 детей, что составляет 6,5 % от осмотренных. Из полученных данных видно, что количество детей с патологией -  дефекты речи возросло в  старших группах на 0,9%, в  подготовительных группах -  на 1,6%.

Поэтому, проблема раннего формирования культуры речи  актуальна и своевременна и требует конструктивного подхода педагогов и родителей. А формирование личностной культуры ребенка невозможно без воспитания соответствующей культуры здоровья.

        Целью данной программы является построение системы коррекционно- развивающей работы в МДОУ, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизиологического развития детей. Помимо этой  цели  будут решаться следующие задачи:1. укрепление культуры  физического здоровья, познавательного развития, формирование художественно-творческих и музыкальных навыков, нравственного и трудового воспитания детей.

2.Развитие диалогической речи, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста)

3.Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительной самооценки, осознание своего «Я», уверенности и своих способностях.

4.Формирование культуры речевого общения: развитие словесно-логического мышления, общей и мелкой моторики, тактильных ощущений, мимической и интонационной выразительности, целостности восприятия.

Учитывая:

  • Особенности индивидуальности ребенка;
  • его семейной ситуации;
  • и социальной обстановки.

Эти задачи будут решаться через основные направления:

  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • укрепление духовно-нравственных устоев семьи;
  • создание условий для раскрытия индивидуальности ребенка;
  • совместный поиск наиболее эффективного пути решения проблемы.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу коррекции речевой патологии, тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей.

Овладение родным языком  составляет один из основных элементов формирования личности и тесно связано с физическим, умственным, нравственным, культурно-эстетическим развитием. Отставание в развитии речи может привести к задержке развития психических функций, и, прежде всего мышления. Поэтому, предлагаемая коррекционно-развивающая работа по речевому развитию:

  • Учитывает состояние речевого развития детей на современном этапе;
  • Ориентируется в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не только на возрастные;
  • Активно использует педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;
  • Охватывает все стороны речи: произношения, словарь, грамматический строй и связную речь;
  • Рассматривает обучение связи звука с буквой;
  • Тесно взаимосвязано с другими видами жизнедеятельности ребенка;
  • Опирается на помощь родителей в вопросах развития речи детей.

Перечень коррекционных мероприятий

№ п/п

Мероприятия

Ответственные за выполнение

Сроки

I. Диагностика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Первичное обследование состояния речи детей  МДОУ ДС «Снежинка» для выявления нуждающихся в помощи логопеда;

Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии ребенка;

Психолого-педагогическое и медицинское наблюдение за детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Обследование детей с тяжёлыми речевыми  нарушениями в условиях ПМПК города

Динамическое наблюдение в процессе обучения.

Всестороннее обследование речи детей, заполнение речевых карт;

Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

Логопед

Логопед,

Воспитатели

Логопед

Педагог-психолог

Воспитатели

Логопед

Члены ПМПк

Логопед

Воспитатель

Педагог-психолог

Логопед

Логопед

2015-2017год

II. Организация коррекционной работы:

1.

2.

3.

Зачисление на логопункт детского учреждения;

Комплектование логопедических подгрупп

Сдача списков зачисленных на занятие детей заведующей МДОУ ДС «Снежинка»

Логопед

ПМПк

Логопед

Логопед

III. Анализ и планирование коррекционной работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Анализ результатов диагностики

Статистический учет

Выработка коррекционно-педагогического процесса в МДОУ ДС «Снежинка» – составление перспективного плана на год

Консилиумы:

  • Педагогические (по проблемам детей с речевыми нарушениями)
  • Медицинские (консультации детей с речевыми проблемами у врачей узких специальностей)

Выбор способа организации коррекционно-педагогического процесса в МДОУ ДС «Снежинка»

  • Комплектование подгрупп по проявлениям нарушений;
  • Планирование индивидуальной работы с детьми

Обеспечение документацией

  • Заполнение речевых карт
  • Заполнение медицинских карт на выходе из логопункта
  • Заполнение карт сопровождения детей в школу

Логопед

Логопед

Логопед

Члены ПМПк

Логопед

Логопед

Воспитатель

Логопед

Логопед

Логопед

 IV. Коррекционно-развивающие занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Работа по совершенствованию разных сторон речи

Работа по стимулированию психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления)

Работа по развитию темпо-ритмической организации.

Логоритмика

Работа по развитию общей моторики, ЛФК

Организация медицинского сопровождения детей с проблемами в развитии речи

Логопед, воспитатель

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Логопед

Педагог по физвоспитанию

Мед.персонал, массаж, физиокабинет)

V. Организация профилактической и консультативной работы

1.

2.

Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи

Профилактика нарушений устной речи у детей младшего возраста.

  • Раннее выявление детей с затруднениями в речевом развитии
  • Консультации педагогов и родителей по развитию артикуляционного праксиса

Логопед, педагоги, медперсонал

Логопед

Воспитатель

VI. Организация методического обеспечения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Научно-методическая помощь работникам МДОУ ДС «Снежинка» по вопросам коррекции речи у детей с речевыми проблемами.

Создание библиотеки коррекционной литературы в кабинете логопункта.

Участие в работе методических объединений города.

Участие в семинарах и конференциях

Участие в конкурсах «Методических идей».

Самообразование по вопросам коррекции

Логопед

Зам.зав.по УВР

Логопед

Логопед

Логопед

Логопед

Логопед

VII. Оптимизация коррекционно-педагогического процесса.

1.

Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете и на группах.

  • Оборудование логопедического кабинета
  • Использование технических средств: создание аудио- и видеотеки.

Логопед

Воспитатели

VIII.  Система контроля коррекционно-развивающего процесса

1.

2.

3.

4.

Информация на родительских собраниях

Подведение итогов работы за учебный год

Отчет – анализ о проделанной работе

Мониторинг коррекционного процесса

Логопед

Логопед

Логопед

Логопед

IX. Преемственность со школой

1.

2.

Передача в школу карт-сопровождения на детей

Отслеживание динамики развития детей в начальных классах

Логопед

Логопед

Воспитатели

Интегрированные связи логопеда со специалистами и педагогами

МДОУ «ДС «Снежинка»

Педагоги, специалисты, родители

Решение  совместных задач с логопедом

Воспитатели

  1. Расширение  лексического словаря;
  2. Развитие навыков словообразования и словоизменения;
  3. формирование грамматических категорий, согласование

      в роде, числе, падеже.

Музыкальный руководитель

  1. Работа над просодической стороной речи: тембром, темпом, силой, высотой, мелодико-интонацией
  2. Отрабатывание ритма,  координации движений, согласовывая с музыкой и речью  (логоритмика)

Педагог-психолог

  1. Совместная диагностика: выявление компенсаторных возможностей и трудностей в развитии интеллектуально-познавательной деятельности
  2. Знакомит воспитателей и родителей с технологиями оказания помощи ребенку, испытывающему трудности в социальной адаптации (речевая коммуникация)

Воспитатель по театрализованной деятельности

  1. Преодоление логофобий, развитие эмоциональной сферы через:

      сказкотерапию, куклотерапию, хромотерапию,        арттерапию,  

      мимикотерапию.

2. Работа над монологической и диалогической речью.

Воспитатель по физическому развитию

  1. Группы ЛФК, отрабатывание координации движения, развитие двигательных функций.
  2. Развитие дыхательной системы, развитие мелкой моторики.

Воспитатель по изобразительной деятельности

  1. Подготовка руки к навыка письма.
  2. Развитие образного мышления.
  3. Обогащение словаря, закрепление грамматических категорий через  восприятие мира в красках, через средства выразительности изобразительного искусства
  4. Развитие аналитической деятельности.

Воспитатель по введению в английский язык

  1. Совместное изучение речевых недостатков детей
  2. Консультации по составлению групп на занятия по английскому языку
  3. Развитие речевой моторики, четкого артикулирования

Медицинский персонал

  1. Раннее выявление отклонений в здоровье детей
  2. Укрепление соматического состояния детей с дизартрическим компонентом через:
  • физиопроцедуры  (электрофорез)
  • массаж

Родители

  1. Погружение родителей в проблему ребенка.
  2. Создание психологического микроклимата для устранения речевых нарушений.
  3. Подготовка ребенка к обучению в школе:
  • Формирование артикуляционной моторики;
  • Закрепление поставленных звуков;
  • Развитие мелкой моторики.

Структура программы и основные направления

коррекционно-развивающей работы

В структуре указаны  основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии.

  1. Речевое развитие

1. Развитие импрессивной речи:

  • Развитие пассивного словаря;
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • Развитие фонематической системы речи;
  • Формирование умения вслушиваться в речь, развитие понимания  простых предложений и коротких текстов (сказок, потешек)

2. Развитие экспрессивной речи:

  • Развитие экспрессивного словаря;
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • Развитие фонематической системы речи;
  •  Развитие фонетической стороны языка;
  • Формирование разговорной (диалогической) речи и речевого общения.

  1. Познавательное развитие
  • Сенсорное развитие;
  • Развитие психических функций (развитие слухового и зрительного внимания, памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления);
  • Ознакомление с окружающей действительностью;
  • Ознакомление  с художественной литературой;
  • Формирование пространственных, временных и элементарных математических представлений.

  1. Креативное развитие
  • Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса;
  • Художественно-творческая деятельность;
  • Музыкальное развитие;
  • Игровая  и театрализованная деятельность.

  1. Физическое здоровье и развитие

  • Всестороннее полноценное развитие двигательных способностей, обогащение двигательного опыта детей;
  • Укрепление здоровья, закаливание организма;
  • Развитие выносливости, быстроты, силы, координации движений, двигательных умений с целью укрепления и развития мышц;
  • Профилактика плоскостопия;
  • Формирование правильной осанки.

  1. Нравственное воспитание
  • Формирование навыков адекватного поведения в различных ситуациях;
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
  • Воспитание вежливости.

  1. Трудовое воспитание
  • Воспитание желания принимать участие в трудовой деятельности;
  • Формирование навыков самообслуживания.

Ожидаемые результаты

  1. Правильное, отчётливое произношение всех звуков родного языка.
  2. Красивая, мелодичная интонационно-выразительная диалогическая и монологическая речь, со своевременными паузами, логическими ударениями.
  3. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении).
  4. Хорошая регуляция темпа  речи и речевого дыхания.
  5. Свободное владение операциями словообразования и словоизменения

  1. Формирование эстетического идеала в области устной речи, языкового вкуса.
  2. Профилактика психофизических заболеваний посредством темпо-ритмического и мелодико-интонационного воздействия.
  3. Укрепление соматического состояния детей посредством дыхательных гимнастик, темпо-ритмических, общеразвивающих корригирующих упражнений  (профилактика ларингитов, фарингитов, ОРЗ);
  4. Повышение уровня слуховосприятия, логического осмысления воспринимаемого материала  ребенком.
  5. Совершенствование моторики речевого аппарата и мелкой моторики пальцев рук;
  6. Формирование правильного звукопроизношения;
  7. Развитие функций фонематических процессов;
  8. Совершенствование лексико-грамматических представлений;
  9. Закрепление связей звуков и букв, навыков звукобуквенного анализа.
  10. Организация  культурологической развивающей речевой среды
  11. Совместное воздействие детского сада и семьи на формирование речи ребенка.
  12. Комплексное коррекционно-оздоровительное воздействие на детей с речевой патологией совместно с воспитателями и другими специалистами.

Приложение1.Еженедельные  задания логопеда воспитателю.

                        Логопедические пятиминутки(средняя группа)

Тема: «Мамин праздник»

Беседа по сюжетной картине « Поздравляем маму»

Цели. Развитие диалогической речи, формирование умения отвечать на вопросы. Развитие связной речи, обучение повторению рассказа по картинке.

Оборудование. Мольберт, сюжетная картина « Папа и дети поздравляют маму».

Описание. Дети сидят на стульчиках, стоящих полукругом перед мольбертом. Воспитатель помещает на мольберт сюжетную картинку и организует беседу по ней.

Воспитатель Кто нарисован на картинке?

Дети. Папа,  мама и дети.

Воспитатель. Что делают папа и дети?

Дети. Поздравляют маму.

Воспитатель. Что дарит маме папа?

Дети.    Цветы.

Воспитатель. Что дарит сын?

Дети. Рисунок.

Воспитатель. Что дарит дочка?

Дети. Салфетку.

После этого воспитатель повторяет рассказ по картинке.

Воспитатель. Это папа, мама и дети. Папа и дети поздравляют маму. Папа дарит маме цветы. Сын дарит картинку, а дочка – салфетку.

Воспитатель предлагает детям повторить рассказ. Для этого можно вызвать детей и дать каждому из них план высказываний. Если это задание сложно для детей, воспитатель предлагает детям рассказывать вместе с ним, договаривая слова и словосочетания.

Подвижная игра « Подарок маме»

Цели. Координация речи с движением, совершенствование умения договаривать словосочетания, двигаться по кругу, взявшись за руки, выполнять  движения в общем для всех темпе.

Описание. Воспитатель приглашает  детей выйти на ковер и встать в круг. Дети выполняют движения и повторяют текст вслед за воспитателем, который поощряет проявления активности и самостоятельности и показывает образец интонирования (восклицательная интонация)

Мамочка,мамуля,                          Идут по кругу, взявшись за руки.

                                             

Так тебя люблю я!                         Останавливаются, прижимают руки к груди.    

                                                         

Я платок тебе дарю,                      Протягивают руки вперед.

Вот как я тебя люблю!                  Идут по кругу, взявшись за руки.

2.

Упражнение. « Кто кричит?»

Цели. Развитие речевого слуха. Упражнение в узнавании и различении звуковых сигналов, состоящих из 3-5 звуков. Формирование в импрессивной речи обобщающего понятия дикие птицы, первичных естественнонаучных представлений( внешний вид и образ жизни диких птиц).

Оборудование. Наборное полотно, предметные картинки с изображениями диких птиц, иаленькая настольная ширма.    

Описание.Дети и воспитатель сидят за общим столиком. Воспитатель помещает на наборное полотно предметные картинки.

Воспитатель. Посмотрите  на картинки. Это дикие птицы. Они живут в лесу, в парке, в саду и сами добывают себе еду. Вы знаете этих птиц. Назовите картинки. Кто это?

Дети. Воробей, ворона, грач, голубь.

Воспитатель. А знаете ли вы, как кричат эти птицы? Воробей: «Чик-чирик!», ворона: «Кар-кар!», голубь: «Гру-гру», грач: «Крак-крак!». А теперь возьмите все по одной картинке. Сейчас я спрячусь за ширму и буду кричать как птица. Тот, кто узнает свою птицу, поднимет картинку.

Воспитатель произносит звукоподражания, дети поднимают картинки.

Игра с мячом «Кто что делает?»

Цели. Расширение глагольного словаря ( сидит, летит, ходит, клюет). Закрепление умения ловить и бросать мяч.

Оборудование. Мяч среднего размера.

Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им встать в круг.

Воспитатель. Сейчас я буду называть птицу и бросать мяч. Тот, кто бросает мяч, должен придумать и сказать, что делает эта птица. Ворона.( бросает мяч ребенку.)

1-й ребенок. Сидит.(бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Воробей . (бросает мяч ребенку.)

2-й ребенок. Летит. (бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Грач.(бросает мяч ребенку.)

3-й ребенок. Ходит. (бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Голубь.(бросает мяч ребенку.)

4-й ребенок. Клюет. (бросает мяч воспитателю.)

Подвижная игра «Ворона»

Цели. Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания. Развитие подражательности. Закрепление приседать без опоры.

Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и встать в круг. Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем. Воспитатель поощряет проявления инициативы, самостоятельности, показывает образец интонирования речи  (восклицательная и  вопросительная интонации).

На фонарь ворона села,                           Присели.

Посидела, посмотрела.                            Поворачивают голову влево-вправо.

-Кар!-                                                         Нахмуривают брови, грозят указательным пальчиком правой руки.

        она сказала громко,-

Не капризничает Ромка?                          Грозят указательным пальчиком левой руки.

3.Тема «Дикие животные»

Игра «Угадай, кто это»

Цели. Расширение и уточнение словаря ( медведь, волк, заяц, лиса). Формирование грамматического строя речи, подбор к прилагательному существительного соответствующего рода. Развитие речевого слуха, мышления.

Оборудование. Наборное полотно, предметные картинки с изображениями диких животных.

Описание. Дети сидят на стульчиках, стоящих полукругом перед мольбертом. Воспитатель выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением диких животных.

Воспитатель. Кого вы видите на картинках? Назовите диких животных.

Дети. Медведь, волк, заяц, лиса.

Воспитатель. Сейчас я буду рассказывать по очереди о каждом из этих животных. Вы должны будете назвать этих животных. Маленький, серый, длинноухий. Кто это?

Дети. Заяц.

Воспитатель. Пушистая, рыжая, хитрая.

Дети. Лиса.

Воспитатель. Большой, коричневый, лохматый.

Дети. Медведь.

Воспитатель. Серый, зубастый, страшный.

Дети. Волк.

Воспитатель. Молодцы! Вы внимательны и догадливы!

Рассказывание русской народной сказки «Колобок»

Цели. Развитие памяти, мышления, связной речи. Совершенствование умения рассказывать знакомую сказку со зрительной опорой и с помощью взрослого.

Оборудование. Серия картинок к сказке «Колобок». Описание. Дети и воспитатель сидят за общим столом. Воспитатель раскладывает на столе перед детьми серию картинок к сказке.

Воспитатель. Вы знаете, как называется эта сказка?

Дети. «Колобок»

Воспитатель. Попробуйте разложить картинки по порядку.

Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает необходимую помощь.

Воспитатель. Кто хорошо помнит эту сказку и может начать рассказывать ее?

Далее дети коллективно, помогая друг другу, рассказывают сказку. При необходимости детям помогает педагог. На следующий день сказку желательно показать в настольном театре с помощью объемных фигурок, а через несколько дней- приступить к подготовке театрализованного представления.

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Медвежонок»

Цели. Координация речи с движением, закрепление умения договаривать словосочетания за воспитателем. Совершенствование навыка ходьбы по кругу, взявшись за руки.

Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и встать в круг. Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем, который поощряет проявления инициативы, показывает образец интонирования речи.

Медвежонок Жак простужен,                             идут по кругу, взявшись за руки, в центре один ребенок.

Мед ему сегодня нужен.                                       останавливаются, протягивают к ребенку руки с «ковшиком»

Мед дадим ему на ужин,                                       берут ребенка в круг, идут все вместе.

Потому что мы с ним дружим.                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».

Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.

Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Программа дополнительного образования по речевому развитию «Речевичок» (старшая группа)

Программа дополнительного образования по речевому развитию «Речевичок»...

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие

Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Речевое  развитие...

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы культуры здорового образа жизни у воспитанников по итогам диагностики

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы культуры здорового образа жизни у воспитанников по итогам диагностики...

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы культуры здорового образа жизни у воспитанников по итогам диагностики за 2022-2023

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы культуры здорового образа жизни у воспитанников по итогам диагностики...