Дети, поступающие в детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступало к нам в группу без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдали все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечалась ограниченность и бедность словаря.
Следует отметить и то, что ребята не умели вступать в контакт с детьми и взрослыми. У них не было потребности в общении, не были сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдали от неустойчивого внимания, испытывали трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечалась незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления их оставались на очень низком уровне. Часть детей была пассивна, не выражала каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. Почти у всех детей отмечались в той или иной степени выраженности аутичные черты характера.
В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста, мы пришли к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.
Реализуя этот проект, мы поставили перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.
Первая и самая главная задача – это социальная адаптация
детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы посещения детского сада мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Для выполнения этой задачи мы использовали разные виды деятельности:
Трудовая деятельность и развитие моторики.
Сюжетные игры («У нас гости», «Угостим кукол чаем», «Дочки-матери»)
Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи у детей с ОВЗ.
Изобразительная деятельность.
Развитие эмоциональной сферы детей.
Игра на музыкальных инструментах. Каждому ребенку в зависимости от двигательных нарушений подбирается свой инструмент.
Исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек).
Танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера (минорную и мажорную).
Повышение уровня самооценки у детей.
На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в
свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями (родители, дети из других групп, студенты педагогического университета, гости), дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.
Реализация творческих возможностей каждого ребенка.
На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной
постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.
Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.
Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между
героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.
Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.
Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
В нашем детском саду контакт между детьми с ограниченными возможностями и их более здоровыми сверстниками происходит на разных уровнях:
В кабинете педагога-псхолога взаимодействие осуществляется сначала в диадных группах, затем в малых подгруппах.
Экскурсии в группы («Поход к друзьям»).
Совместные праздники на улице («Здравствуй, Осень золотая», «Масленица»).
Организация коллективных выставок работ из природного материала («Осень золотая»), бросового материала («Зимушка-зима»), поделок из бумаги (использование разных техник работы с бумагой «Весна-красна»).
Посещение музыкальных занятий и праздников друг друга.
Совместная игровая деятельность.
Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь группы и детского сада.
Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника.
Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках.
Изготовление родителями костюмов для детей.
Украшение группы и музыкального зала к праздникам, изготовление декораций для спектаклей.
Организация совместных праздничных чаепитий.
Развитие компенсаторных возможностей у детей.
В своей работе мы стремимся использовать любые способности
и возможности детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с тяжелым недоразвитием речи, танцуют в группе, парами или индивидуально. Дети с глубокими умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях.
Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.
Педагоги группы не делят детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках.
Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:
знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются
развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
активизируется собственная речь
активнее и успешнее формируются навыки невербального общения
обогащается словарный запас
совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений
развивается эмоционально-волевая сфера
корректируется поведение
формируется самостоятельность и активность
Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.
Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.
Список литературы:
Н.В. Верещагина, «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. – 160 с.;
В.А. Гончарова, Т.А. Колосова, Моторные сказки для самых маленьких: Учебно - методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2012. – 128 с.: ил.;
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М.: «Просвещение», 2005. – 278 с.;
М.Д. Махнева, Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2009. – 256с.: ил.;
Л.М. Шипицына, Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 336с.;