Проект "Комлексная коррекция словоизмененения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
статья по коррекционной педагогике по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_korrektsiya2.ppsx | 878.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность исследования В настоящее время отмечается увеличение числа дошкольников с ОНР. В связи с этим проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии. Вопрос о методике, приемах и способах их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Выявление особенностей словоизменения у детей дошкольного возраста с ОНР являлось целью исследования следующих ученых: Р.И. Лалаева , Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская. Они отмечают разнообразные нарушения процесса словоизменения у всех детей, но у детей с ОНР они более выраженные и стойкие.
Проблема исследования противоречие между необходимостью более глубокого изучения вопросов, связанных с использованием различных методов и средств устранения нарушений словоизменения у детей с общим недоразвитием речи и ее недостаточной разработанностью в виде практических рекомендаций для воспитателей ДОУ. проблема исследования : каковы педагогические условия комплексной коррекции нарушений словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Цель, объект и предмет исследования Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия комплексной коррекции нарушений словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Объектом исследования являются навыки словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предметом исследования является процесс комплексной коррекции нарушений словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования М ы предположили, что комплексная коррекция нарушений словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет более эффективной, если будут выполнены следующие педагогические условия: учет в формирующей работе структуры речевого дефекта, соотношения первичных и вторичных признаков; учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи в онтогенезе; использование игры как ведущего вида деятельности дошкольника.
Задачи исследования Проанализировать современное состояние проблемы формирования навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психологических исследованиях. Разработать , апробировать и выявить степень эффективности системы мероприятий по формированию навыков словоизменения у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Апробация результатов исследования На XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов с международным участием «Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогической аспект» (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 26 апреля 2016 г.).
Организация исследования Исследование проводилось на базе МБДОУ « Детский сад №27 « Путене » комбинированного вида Моргаушского района Чувашской Республики. В эксперименте участвовали 20 детей в возрасте 6 - 7 лет, имеющие общее недоразвитие речи.
Исследование особенностей словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цель исследования – изучить уровень развития и качественные особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1 . Провести анализ анамнестических данных детей; 2 . Осуществить отбор методик и определить критерии оценки; 3 . Проанализировать особенности словоизменения у детей, страдающих с общим недоразвитием речи; 4 . Провести количественный и качественный анализ показателей констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент Для решения поставленных задач были использованы модифицированные методики Р.И. Лалаевой , Г.В.Чиркиной . Методика исследования сформированности системы словоизменения состояла из семи заданий: Изменения имен существительных по падежам; Согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе; Способность образования имен существительных в форме родительного падежа в единственном и во множественном числе; Способность изменять глаголы по числам; Способность согласования глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде и числе; Способность согласования глаголов с личными местоимениями; Способность согласовывать имена существительные с именами числительными «два» и «пять».
Констатирующий эксперимент Уровни Уровни Группы Группы Экспериментальная Контрольная абс . % абс . % Высокий 0 0 1 10% Средний 30 30% 9 90% Низкий 70 70% 0 0%
Констатирующий этап исследования Результаты исследования уровня навыка словоизменения старших дошкольников из экспериментальной группы. Результаты исследования уровня навыка словоизменения у старших дошкольников из контрольной группы.
Формирующий этап исследования Цель: Содержание работы Задания и игры Длительность 1 этап Формирование простых и продуктивных форм имен существительных и глаголов Имена существительные: 1)дифференциация имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа 2)формирование беспредложных конструкций имен существительных единственного числа: - именительный падеж - винительный падеж ; - родительный падеж ; - дательный падеж; - творительный падеж. Глаголы : 1) согласование имени существительного и глагола настоящего времени третьего лица. - дифференциация глаголов третьего лица единственного и множественного числа «Один – много». «Что в магазине » Именительный падеж «Живые и неживые слова», игра«Кто ? Что?»; Винительный падеж «Огород», «Кто подберет больше слов» Родительный падеж «Что без чего?»,«У кого...?» Дательный падеж «Кому что дадим» на тему «Дикие животные» Творительный падеж «Чем я могу помочь» « Поймай - скажи» «Скажи про несколько» В зависимости от возможностей образования новых слов и динамики развития детей
Цель: Содержание работы Задания и игры Длительность 2 этап закрепление простых и продуктивных форм имен существительных, глаголов и имен прилагательных, понимание сложных и менее продуктивных форм словоизменения; Имена существительные: 1) понимание и употребление предложно – падежных конструкций единственного числа; 2) закрепление беспредложных форм множественного числа. Глаголы : 1) дифференциация глаголов первого, второго, третьего лица настоящего времени (единственное и множественное число) 2)согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде и числе Имена прилагательные: 1)согласование имени прилагательного и имени существительного в именительном падеже единственного и множественного числа «Закончи предложение » « Сказка » « Кто с кем? Кто с чем ?» « Еда для животных » « Угости зверей» « Путешествие » « Кто где живет», Лото «Два и пять» « Здравствуйте » «Послушный ребенок», «Что спросила мама?», «Расскажи о нем» «Дружные ребята» «Он, она, они » «Помоги Незнайке», «Пароль», игра с мячом «Угадай предмет». В зависимости от возможностей образования новых слов и динамики развития детей
Цель: Содержание работы Задания и игры Длительность 3 этап закрепление сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи Имена существительные: 1)употребление предложно – падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа. Имена прилагательные: 2)согласование имени прилагательного и имени существительного в косвенных падежах. «Кому что дадим», «Чем можно», «Угадай, чего (кого нет)?», «Скажи не ошибись», «Закончи предложение», «Что с чем», закончить предложение (с опорой на картинку), «Помоги Незнайке» В зависимости от возможностей образования новых слов и динамики развития детей
Контрольный этап Целью контрольного эксперимента являлось выявление результативности проведенных мероприятий по комплексной коррекции нарушений словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи : 1. Выявить уровни сформированности навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 2. Обобщить и сравнить полученные данные с результатами констатирующего эксперимента.
Результаты диагностики уровня сформированности навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на контрольном этапе Уровни Группы экспериментальная контрольная абс . % абс . % высокий 2 20 1 10 средний 6 60 6 60 низкий 2 20 3 30
Результаты сравнительной диагностики уровня сформированности навыков словоизменения старших дошкольников из экспериментальной группы
Результаты сравнительной диагностики уровня сформированности навыков словоизменения старших дошкольников из контрольной группы
Результаты сравнительной диагностики исследования уровня сформированности навыков словоизменения в экспериментальной и контрольной групп
Выводы Выдвинутая нами в начале исследовательской работы теоретическая гипотеза подтвердилась. Цель исследования достигнута, задачи решены. Работу по развитию навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо расширять и совершенствовать.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...
Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...
Интересно работать творчески - Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
Материал «Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи» предлагается для учителей ...
Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи
Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у дете...