Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по развитию речи
Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oktyabr.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед МДОУ
«Детский сад № 17 с.Пушкарное»
Перелыгина Анна Олеговна
Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению. В конце марта, начале апреля мы в своем детском саду проводим обследование детей среднего возраста с целью выявления детей нуждающихся в логопедической помощи. Далее с согласия родителей они проходят ППк и ПМПК комиссию. Дети получившие заключения зачисляются в логопедические группы или логопункт.
В начале учебного года проводится обследование речи детей, заполнение речевых карт и составление индивидуального маршрута коррекции речевого развития.
Кроме коррекции звукопроизношения, логопеду необходимо работать и над другими сторонами речи. Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Зачастую после исправленного звукопроизношения остаются ошибки на письме.
У ребенка с нарушенным произношением звуков зачастую страдают и другие компоненты: лексическая сторона речи, грамматический строй и как следствие связная речь. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д., одна из основных задач, стоящих перед учителем-логопедом. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению, письменная речь формируется на основе устной, и зачастую у детей с недоразвитием фонематического слуха возникают трудности с освоением чтения и письма. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
При формировании правильного звукопроизношения традиционно соблюдается ряд общих требований к этапам логопедической работы.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа:
- Подготовительный этап;
- постановка звука;
- автоматизация поставленного звука;
- этап дифференциации.
Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность.
Первый этап – подготовительный. На данном этапе проводится предварительная работа по развитию моторики артикуляционного аппарата: укрепление мышц губ, щек, языка. Развитие правильного физиологического и речевого дыхания, развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи).
Цели подготовительного этапа:
1. Подготовить артикуляционный аппарат ребенка.
2. Осуществлять развитие речевого дыхания и голоса.
3. Вести работу по развитию фонематического восприятия.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук ребенка.
Логопедическая работа на подготовительном этапе занимает довольно длительное время. С детьми проводятся фронтальные подгрупповые занятия, куда включаются:
• артикуляционная гимнастика;
• игры на коррекцию дыхания и развитие голоса;
• игры по развитию дифференцированных движений пальцев рук;
• игры на развитие слухового внимания;
Второй этап – непосредственно постановки звука. Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов.
При коррекции звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляется базовый звук для определенной группы. В группе свистящих это звук с. Затем, отталкиваясь от него, ставится звук з, после этого можно переходить к мягким звукам сь и зь; последним в группе свистящих ставим звук ц. В группе шипящих прежде всего исправляем звук ш. Затем на основе его артикуляции ставим звуки ж, ч, щ. В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является артикуляция звука к.
Выполнять упражнения надо поэтапно, нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции даются последовательно например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение. Когда у ребёнка появляются изолированные звуки, их нужно постепенно вводить в речь на этапе автоматизации.
Не торопитесь переходить к следующему этапу (или упражнению), не освоив предыдущий.
Третий этап автоматизация поставленных звуков - один из самых длительных и сложных этапов.
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.
Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала:
- автоматизация звука в слогах;
- автоматизация в словах;
- автоматизация в специально подобранных фразах;
- автоматизация в текстах, насыщенных вновь поставленным звуком;
- автоматизация в обычной разговорной речи.
Четвертый этап - дифференциации смешиваемых звуков. Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык употребления в речи поставленного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Немаловажным является тот факт, что длительность и успешность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия воспитателей в группе и родителей.
Регулярное выполнение вне логопедического кабинета воспитателями и родителями, вместе с ребенком комплекса упражнений по развитию артикуляционного аппарата предлагаемые учителем – логопедом – значительно сокращают время на подготовительном этапе и оказывают неоценимую помощь в коррекции звукопроизношения.
Задача родителей на этапе автоматизации - вместе с ребенком отрабатывать речевой материал, предложенный учителем-логопедом в качестве домашних заданий. Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано, т.е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению.
Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в повседневной разговорной речи.
Воспитатели и родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...
Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...
Этапы коррекционной работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
В данной методической разработкет рассматривается поэтапное формирование фонематических процессов у дошкольников, которое можно использовать для работы с дошкольниками как с нормальным онтогенез...
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи....