Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Насекомые»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Коррекция и совершенствование лексико-грамматических категорий по лексической теме "Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровые упражнения | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
в старшей группе «Насекомые»
Программное содержание.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнение и расширение предметного словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы …).
- Расширение словаря антонимов.
- Активизация словаря признаков и действий.
- Формирование обобщающего понятия насекомые.
- Совершенствование грамматического строя речи:
- образование и употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; существительных В. п. в ед. ч. без предлога;
- согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе; согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе;
- образование сложных слов;
- составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что».
Коррекционно-развивающие:
- Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха.
- Развитие тонкой и общей моторики.
- Развитие графо-моторных навыков.
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
- Воспитание бережного отношения к природе
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики "Пчелка", слушание сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха»; рассматривает насекомых, изображенных на картинках; проведение ознакомительной беседы о жизни, повадках, строении насекомых.
Лексический материал:
Стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, паук, таракан.
Ход ООД
- Организационный момент
Л. Весна в разгаре, снег уже давно растаял, появились первые цветы и кое-кто проснулся. А кто проснулся, вы мне сейчас скажите. Послушайте и догадайтесь. (Фонограмма «голоса» пчелы). Кто же это?
Д. Пчелы.
Дл. Да, пчелы проснулись и полетели к цветам. Для чего?
Д. Собирать нектар.
Л. А теперь немного пофантазируем и представим себя пчелками! А вот и цветы. Насекомые очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы:
-Ах!
-Ах, как пахнет!
-Ах, как приятно пахнет!...
-А теперь подуем на цветы. Молодцы!
- Основная часть
Дети садятся за столы. На доске расположены картинки с изображением насекомых.
- Упражнение «Кого я вижу». Образование существительных в форме винительного падежа единственного числа без предлога.
Л. Посмотрите внимательно на картинки. Назовите, кого вы видите?
Д. Я вижу пчелу.
Я вижу кузнечика.
Я вижу комара. И. т.д.
Л. Скажите мне, а как всех тех, кого вы видите, называют одним словом?
Д. Насекомые.
Л. Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?(Строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало). А чем отличаются? (у одних есть крылья - называются «летающие», у других нет - «нелетающие»). У насекомых есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».
- Дидактическая игра «Где живёт?».
Цель: закрепить знания детей о местах обитания насекомых; развить фразовую речь.
Л. А сейчас подскажите мне, где живут насекомые?
Логопед показывает изображения пчелы, муравья, осы и божьей коровки.
Д. Пчела живет в улье.
Муравей живет в муравейнике.
Оса живет в гнезде.
Божья коровка живет на травке.
- Игра «Что делает сегодня? Что делал (ла)? вчера». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Л. А что делают насекомые? Чем они занимаются сегодня? Чем занимались вчера? Мы сейчас узнаем.
Бабочка порхает, и вчера бабочка… (Порхала).
Пчела мед собирает, и вчера пчела
Оса жалит, и вчера оса …
Жук жужжит, и вчера жук…
Комар звенит, и вчера комар …
Стрекоза стрекочет, и вчера стрекоза …
Муха в дом залетает, и вчера муха
Кузнечик прыгает, и вчера кузнечик …
Паук паутину ткёт, и вчера паук …
Муравей муравейник строит, и вчера муравей …
- Пальчиковая гимнастика «Пчела». (Н.Нищева)
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Жук-жучок и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали От усталости упали. | Взмахи перекрещенными кистями рук На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца «Колечки» - указательные и большие пальцы соединены Взмахи перекрещенными кистями рук Медленно опускают руки |
5. Игра «Четвертый лишний». Употребление сложных союзов «потому что».
Л. Предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний».
Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, кто лишний и почему?
Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.
- «Отгадай, кого я хочу назвать». Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.
Мель-мель-мель, назову я …
Са-са-са, называю я…
Мар-мар-мар, называю я ...
Ла-ла-ла,называю я ..
- Игры с мячом. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие ловкости.
Логопед приглашает детей встать в круг.
Л. Будем играть в игру «Один - много». Нужно изменить слово так, чтобы оно стало обозначать несколько предметов.
«Один - много»
муха - мухи стрекоза - кузнечик - сверчок -
пчела - бабочка - жук - гусеница -
оса - муравей - паук - божья коровка –
Л. А теперь изменим слово так, чтобы оно обозначало ласковое название насекомого.
«Назови ласково».
муха - мушка крыло – крылышко
пчела - пчелка жук - жучок голова - головка паук - паучок
лапа - лапка комар – комарик
муравей - муравьишко глаз - глазик
- Упражнение «Скажи наоборот» (по карточкам). Составление сложных предложений со значением противопоставления. Активизация словаря антонимов.
Л. А сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот»:
Муха ленивая, а пчела (какая?) /трудолюбивая/.
Шмель пушистый, а жук … /гладкий/.
У комара крылья короткие, а у стрекозы… /длинные/.
У жука усы толстые, а у бабочки… /тонкие/.
У шмеля спина широкая, а у муравья… /узкая/.
Божья коровка полезная, а комар … /вредный/.
У кузнечика усы длинные, а у божьей коровки … /короткие/.
Муравей ползает быстро, а гусеница … /медленно/.
Комар маленький, а паук … /большой/.
Божья коровка пятнистая, а шмель … /полосатый/.
- Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе).
У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой).
У таракана длинные усы, поэтому его называют… (длинноусый).
10. Упражнение на развитие графо-моторных навыков «Найди и раскрась насекомое».
Л. Перед вами изображения насекомых, но они спрятались друг за друга. Найдите одно любое насекомое и раскрасьте его.
11. Упражнение для глаз «Пчёлка».
-Где была ты?
-Тут и там. Дети глазами следят за полётом пчелки.
-Где летала?
-По цветам.
III. Итог ООД
Игра «Подбери признак». Согласование существительных с прилагательными в роде.
Л. У меня есть корзинка. В нее нужно положить слова о насекомых. Но не любые слова, а которые отвечают на вопросы: какая? какой?
Бабочка (какая?) - …
Муравей (какой?) - … И т.д.
Л. Что-то корзиночка стала тяжелой от ваших слов. Посмотрите, ваши слова-признаки превратились в конфеты. Это вам награда за хорошую работу. Угощайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе по теме «Насекомые»
Занятие «Насекомые»Цель: Познакомить детей с понятием «насекомые».Задачи:Уточнить названия, внешние признаки, их строение;Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;Р...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Насекомые"
Предлагаю вашему вниманию конспект проведенного мною занятия в старшей логопедической группе....
Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Насекомые" с использованием ИКТ.
В конспекте представлен материална обогащение словаря по теме, множество лексических игр и заданий , интересные подвижные физминутки , а так же упражнения на релаксацию....
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Насекомые"
1 Познакомить детей с понятием «насекомые». 2 Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение; 3 Образовывать количественные существительные 4 Развивать словарь по данной теме, внимание, п...
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Насекомые"
Познакомить детей с понятием «насекомые». 2 Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение; 3 Образовывать количественные существительные 4 Развивать словарь по данной теме, внимание, памя...
Фронтально-групповое логопедическое занятие в старшей группе "Насекомые"
Завершающее занятие по теме "Насекомые"...
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Насекомые".
Расширять знания о насекомых ,особенностях их внешнего вида и образе жизни....