Развитие познавательно-исследовательской деятельности (формирование целостной картины мира) для детей с ЗПР от 5 до 6 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности (формирование целостной картины мира):
Месяц | Неделя | Тема | Содержание |
Сентябрь | 1-я (01.09-02.09) | До свидания, лето! Здравствуй детский сад. | Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка. Расширять представления о профессиях сотрудников детского сада, назначении помещений, о предметном окружении. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Правила поведения в детском саду. Ориентировка в режимных моментах группы. Составление коротких рассказов из личного опыта ребенка на тему «Что я делал летом?». Продолжать закреплять понятие «части суток». Знакомить с понятием «дни недели» и их названиями. |
2-я (04.09-09.09) | Ранняя осень. Признаки осени. | Расширять обобщенные представления детей об осени, как о времени года; о существенных признаках сезона (похолодание, сокращение светового дня, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди; сбор урожая, перелет птиц на юг; труд людей в осенний период и т.д.). Продолжать учить замечать изменения в природе; побуждать запоминать названия осенних месяцев; продолжать учить описывать осень по сюжетной картине. | |
3-я (11.09-16.09) | Деревья, кустарники. | Уточнять, расширять, обогащать представления детей о деревьях и кустарниках. Продолжать учить детей классифицировать деревья по их видам: лиственные и хвойные. Закреплять представления о кустарниках, их отличиях от деревьев, изменениях относительно времени года. Соотнесение листьев и соответствующего дерева. Обобщающее слово: деревья, кустарники. Названия деревьев: береза, клен, рябина, дуб, осина, ель, сосна, сирень, черемуха. Части дерева: корень, ствол, крона (ветки с листьями), плоды. Назначение корня (пьет воду, «держится» за землю), листьев (дышат), особенности внешнего вида каждого дерева, кустарника (какой ствол, листья, плоды), как и когда сажают деревья, можно ли ломать деревья, какую пользу приносят людям и природе деревья, что изготавливают из дерева. | |
4-я (18.09-23.09) | Дары леса: грибы, ягоды. | Уточнять, закреплять и расширять представления детей о грибах. Учить различать съедобные и несъедобные грибы по их строению и характерным внешним признакам. Обобщающее понятие «Грибы». Названия некоторых съедобных и ядовитых грибов: подберезовик, подосиновик, боровик, сыроежка, лисичка, мухомор, поганка. Части гриба: шляпка, ножка, корень, юбочка. Когда собирают грибы (в конце лета, в начале осени). Во что собирают грибы (корзинка, лукошко, туесок) Что можно приготовить из грибов. Учить составлять короткий рассказ по стихотворению. Упражнять в образовании форм единственного и множественного чисел имен существительных. Беседы и д/и о правилах поведения в природе (в лесу). | |
5-я (25.09-30.09) | Дары леса: грибы, ягоды. | Знакомить детей с разнообразием лесных ягод, уточнять названия, отличительные признаки и качества лесных ягод. Обобщающее понятие «Ягоды». Названия некоторых лесных ягод: черника, брусника, клюква, малина, земляника. Когда поспевают ягоды. Что можно приготовить из лесных ягод. Чем полезны ягоды. | |
Октябрь | 1-я (02.10-07.10) | Огород. Овощи. | Закреплять и систематизировать знания детей об овощах, труде взрослых в огородах. Обобщающее слово: овощи. Названия овощей: помидор (томат), огурец, морковь, картофель, репа, свекла, лук, капуста, кабачок, горох, перец, чеснок, тыква. Где растут овощи: в огороде, на грядке, в поле. Как растут овощи: над землей, под землей. Как собирают овощи: выдергивают, срезают, выкапывают. Цвет и форма овощей. Почему нужно есть овощи. Что можно приготовить из овощей. Какие овощи можно употреблять в пищу сырыми, а какие нужно готовить. Соотнесение изображения и натурального овоща, называть цвет, форму, свойства знакомых овощей. |
2-я (09.10-14.10) | Сад. Фрукты. | Закреплять и систематизировать знания детей о фруктах, труде людей в садах. Обобщающее слово: фрукты. Названия фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, абрикос, банан, персик. Где растут фрукты: на фруктовых деревьях, во фруктовом саду. Как называются фруктовые деревья. Цвет и форма фруктов. Что находится внутри фрукта. Чем полезны фрукты. Почему нужно мыть фрукты перед едой. Какие фрукты можно есть с кожурой, а какие нужно сначала почистить. Что можно приготовить из фруктов. Дифференциация овощи/фрукты. | |
3-я (16.10-21.10) | Продукты питания. | Закреплять и расширять представления детей о продуктах питания. Обобщающее понятие: продукты. Виды продуктов: мясные, молочные, хлебобулочные изделия, крупы, фрукты-овощи. Способы приготовления. Из чего сделаны продукты. В каких отделах магазина продают различные продукты. Закрепить и систематизировать знания о профессиях «продавец», «повар». | |
4-я (23.10-28.10) | Бытовые приборы. | Познакомить детей с электробытовыми приборами и правилами безопасности при их использовании. Обобщающее понятие: бытовые приборы. Названия некоторых приборов: холодильник, стиральная машина, посудомоечная машина, плита, пылесос, утюг, телевизор, фен. Назначение приборов. Части приборов. Где их можно купить. Как нужно обращаться с электрическими приборами. | |
Ноябрь | 1-я (30.10-04.11) | Одежда. Обувь. Головные уборы | Уточнять, закреплять и систематизировать знания детей об одежде, обуви, головных уборах. Обобщающее слово: одежда, обувь, головные уборы. Названия некоторых предметов нижней и верхней одежды: трусы, колготки, майка, пижама, рубашка, свитер, платье, кофта, юбка, брюки, шорты, джинсы, футболка, пальто, плащ, куртка, носки, рукавицы, перчатки. Обувь: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, тапки. Головные уборы: шапка, кепка, шляпа, панама. Назначение одежды. Виды одежды: детская – взрослая, женская – мужская, домашняя - уличная, верхняя – нижняя, летняя – зимняя – демисезонная, спортивная, праздничная, рабочая. Где можно купить одежду. Как нужно ухаживать за одеждой. Кто и где шьют одежду, обувь, из чего. |
2-я (06.11-11.11) | Одежда. Обувь. Головные уборы | Продолжать уточнять, закреплять и систематизировать знания детей об одежде, обуви, головных уборах. | |
3-я (13.11-18.11) | Домашние птицы | Расширять, уточнять, систематизировать знания детей о домашних птицах. Обобщающее понятие. Названия домашних птиц: петух, курица, индюшка, гусь, утка. Названия частей тела птиц, чем оно покрыто. Почему эти птицы называются домашними. Почему люди заботятся о домашних птицах. Какую пользу приносят птицы людям. Как люди ухаживают за домашними птицами. Названия всех членов семьи (гусь, гусыня, гусята). Чем питаются домашние птицы. Как «разговаривают» птицы. | |
4-я (20.11-25.11) | Перелетные птицы. | Расширять, уточнять, обобщать представления детей о перелетных птицах. Обобщающее слово. Названия некоторых перелетных птиц: утка, гусь, лебедь, цапля, аист, журавль, кукушка, ласточка, скворец, грач. Почему птицы называются перелетными. Почему перелетные птицы улетают в теплые края. Части тела птицы. Чем покрыто тело птицы. Когда птицы улетают, куда и когда возвращаются обратно. Особенности внешнего вида (у аиста длинные ноги, длинная шея, длинный клюв; у утки ноги с перепонками…). Как связаны особенности внешнего вида с тем, чем питается птица. | |
5-я (27.11-02.12) | Осень. Обобщение. | Обобщить представления о признаках осени, занятиях людей в осенний период. Какое время года было до и будет после осени. Названия осенних месяцев. Подготовка к зиме людей и животных. | |
Декабрь | 1-я (04.12-09.12) | Зима. Признаки зимы. | Расширять, уточнять, закреплять знания детей о зиме. Познакомить детей с названиями зимних месяцев. Название времени года. Какое время года было до и будет после зимы. Основные изменения в природе, жизни людей и животных с приходом зимы: солнце светит, но не греет, на улице очень холодно, морозно, день стал коротким, а ночь длинной, деревья стоят голые, дует холодный ветер, идет снег, все покрыто снегом, часто идет снег, все вокруг покрыто снегом, на реках и озерах вода замерзла и превратилась в лед, люди одевают зимнюю одежду, убирают лопатами снег с дорожек, посыпают дорожки песком, медведи спят в берлоге, к нам прилетают снегири и свиристели, люди делают кормушки для птиц. Зимние осадки. |
2-я (11.12-16.12) | Дикие животные. | Расширять, уточнять, систематизировать знания детей о диких животных. Обобщающее понятие. Названия некоторых диких животных: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось, олень, кабан, бобр, рысь. Почему эти животные называются дикими. Где живут дикие животные. Кто заботится о диких животных. Чем питаются дикие животные. Как меняется их жизнь в зимний период. Понятия «хищные» и «травоядные» животные. Как называются домики, которые строят для себя животные. Названия всех членов семьи. Части тела животных. Чем покрыто тело. Особенности внешнего вида. | |
3-я (18.12-23.12) | Домашние животные. | Расширять, уточнять, систематизировать знания детей о домашних животных. Обобщающее понятие. Названия домашних животных: корова, лошадь, коза, овца, свинья, кошка, собака. Почему эти животные называются домашними. Почему люди ухаживают за домашними животными. Какую пользу приносят домашние животные людям. Как люди заботятся о домашних животных. Названия всех членов семьи (корова, бык, теленок). Части тела и особенности внешнего вида животных. Чем питаются животные. Как называются дома, которые люди строят для домашних животных. Различать голоса животных. | |
4-я (25.12-30.12) | Праздник Новый год. | Расширять, обогащать знания детей о традициях празднования Нового года, создавать праздничное настроение. Когда наступает праздник Новый год. Как отмечают его дома, в детском саду. Кто приходит к детям в Новый год. Какие украшения вешают на елку, чем можно украсить свой дом и детский сад. | |
Январь | 1-я (08.01-13.01) | Зимние забавы. Зимние виды спорта. | Уточнить и расширить представления о занятиях людей зимой, зимних забавах, зимних видах спорта. В какие игры можно играть зимой. |
2-я (15.01-20.01) | Зимующие птицы. | Уточнять, расширять, закреплять знания детей о зимующих птицах. Обобщающее слово. Названия некоторых зимующих птиц: голубь, воробей, ворона, синица, сорока, дятел, сова, снегирь, свиристель, клест. Почему птицы называются зимующими. Почему эти птицы остаются зимовать. Части тела птицы. Чем покрыто тело птицы. Голоса птиц. Чем питаются птицы зимой. Как люди могут помочь птицам перезимовать. Особенности внешнего вида. | |
3-я (22.01-27.01) | Зоопарк (животные жарких и холодных стран) | Познакомить детей с животными жарких стран и их образом жизни. Названия некоторых животных жарких стран: жираф, слон, зебра, лев, бегемот, носорог, обезьяна, крокодил, кенгуру. Чем питаются животные. Части тела. Особенности внешнего вида. Названия всех членов семьи. Почему среди животных жарких стран так много травоядных, и они такие крупные. | |
Февраль | 1-я (29.01-03.02) | Зоопарк (животные жарких и холодных стран) | Познакомить детей с животными холодных стран и их образом жизни. Названия некоторых животных холодных стран: тюлень, морж, белый медведь, северный олень, песец, пингвин. Чем питаются животные. Части тела. Особенности внешнего вида. Почему среди животных холодных стран так много хищников. |
2-я (05.02-10.02) | Профессии. | Расширять, уточнять, активизировать знания детей о профессиях. Названия некоторых профессий: продавец, учитель, воспитатель, врач, водитель, полицейский, повар, кассир, уборщица, портной, летчик, пожарный, строитель, парикмахер. Для чего люди ходят на работу. Какую пользу они приносят другим людям. Какие инструменты им нужны для работы. Кем работают твои родители. | |
3-я (12.02-17.02) | Инструменты. | Уточнить и расширить представления о некоторых инструментах. Названия орудий труда и инструментов (ножницы, топор, молоток, лопата, пила, отвертка). Для какой профессии какие инструменты нужны; понятие «рабочий инструмент». Как использовать и как действовать с инструментами. | |
4-я (19.02-22.02) | День защитника Отечества. | Расширять, обогащать знания детей о празднике. Как называется праздник. Когда его отмечают. Почему он так называется. Кого поздравляют в этот день. Что такое Отечество. Кто такие защитники отечества. Какими должны быть защитники Отечества. Что такое армия, родина, военные профессии (танкист, моряк, лётчик, пограничник) | |
Март | 1-я (26.02-03.03) | Весна. Признаки весны. | Расширять, уточнять, закреплять знания детей о весне. Название времени года. Какое время года было до и будет после весны. Основные изменения в природе и жизни людей и животных с приходом весны: начинает пригревать солнце, тает снег, бегут ручьи, звенит капель, на улице становится все теплее, день становится длиннее, а ночь короче, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, появляется молодая зеленая травка и первые весенние цветы – подснежники, люди одевают весеннюю одежду, птицы возвращаются из дальних стран и начинают строить гнезда, скоро они будут откладывать яйца и высиживать птенцов, медведи просыпаются после зимней спячки и вылезают из берлоги, люди сажают деревья и перекапывают огороды. Весенние месяцы. |
2-я (05.03-10.03) | Международный женский день. | Обогащать, расширять, активизировать знания детей о празднике. Создавать праздничное настроение. Как называется праздник. Когда его отмечают. Почему он так называется. Кого поздравляют в этот день. Как можно отметить этот праздник. Какие подарки могут подарить дети своим мамам и бабушкам. | |
3-я (12.03-17.03) | Мебель. | Уточнять, обогащать, систематизировать знания детей о мебели. Обобщающее слово: мебель. Названия некоторых предметов мебели: стул, табурет, стол, кресло, диван, шкаф, полка, кровать, тумбочка, сервант. Назначение мебели. Части мебели. Кто и где делает мебель. Материалы, из которых изготавливают мебель. Где можно купить мебель. | |
4-я (19.03-24.03) | Посуда. | Уточнять, обогащать, систематизировать знания детей о посуде. Обобщающее слово: посуда. Названия некоторых предметов посуды: кастрюля, сковородка, поварешка, чайник, тарелка, ложка, вилка, нож, чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница. Назначение посуды. Части посуды. Материалы, из которых изготавливают посуду, какая посуда бывает (глиняная, стеклянная, чугунная). Виды посуды: кухонная, столовая, чайная. Где делают посуду, где ее можно купить. | |
5-я (26.03-31.03) | Тело человека. Я и мой организм. | Уточнять, закреплять и расширять представления детей о строении человека и здоровом образе жизни. Строение человека. Части тела. Название частей тела (голова, руки, ноги, спина, живот, пальцы, колени, локти, подбородок, глаза, нос, уши, щёки, брови, ресницы), назначение частей тела. Названия и количество пальцев на руках и ногах. Эмоции человека (радость, грусть, злость, удивление, гнев). Правая и левая сторона тела. Принципы здорового образа жизни. | |
Апрель | 1-я (02.04-07.04) | Тело человека. Я и мой организм. | Продолжать закреплять и расширять и уточнять представления детей о строении человека и здоровом образе жизни. |
2-я (09.04-14.04) | Космос. День Космонавтики. | Уточнять, закреплять и расширять представления детей о празднике и космосе. Как называется праздник. Когда его отмечают. Почему именно в этот день. Что такое космос. Кто такой космонавт. Кто был первым космонавтом. Как называется наша планета. Какие еще планеты есть в солнечной системе. Что космонавты видят из космоса. Какими должны быть космонавты. | |
3-я (16.04-21.04) | Транспорт. | Расширять и закреплять представления детей о транспорте. Обобщающее понятие: транспорт. Названия некоторых видов транспорта: трамвай, троллейбус, автобус, метро, электричка, поезд, самолет, вертолет, корабль, мотоцикл, велосипед, грузовой автомобиль, легковой автомобиль. Транспорт специального назначения: строительная техника, дорожная техника, специальные машины (скорая помощь, пожарная, полицейская машина). Виды транспорта: наземный – подземный – водный – воздушный, бензиновый – электрический, пассажирский – грузовой – грузопассажирский. Профессии людей, работающих на транспорте. Части транспорта (кабина, кузов, колеса, руль). Правила поведения в транспорте и на дороге. Правила дорожного движения. Правила безопасного перехода дороги. | |
4-я (23.04-28.04) | Транспорт. | Продолжать закреплять и систематизировать представления детей о транспорте. | |
Май | 1-я (30.05-05.05) | День Победы. | Расширять и закреплять представления детей о празднике. Как называется праздник. Когда его отмечают. Почему именно в этот день. Как отмечают праздник. Куда приносят цветы, зачем. Кто такие ветераны. Почему их поздравляют в этот день. Что такое война. Кто напал на нашу страну. Кто победил. Какими были люди, которые победили фашистов. |
2-я (07.05-12.05) | Наш город. | Уточнение и расширение представлений о Санкт-Петербурге. Как называется наш город. Кто основал наш город. Главная улица нашего города. Главная река нашего города. Основные достопримечательности нашего города. Почему наш город считается одним из самых красивых городов мира. Как называются люди, которые в нем живут. Какие люди в нашем городе. Почему петербуржцы гордятся своим городом. Район, в котором мы живем. На какой улице находится наш детский сад. Что есть поблизости от нашего детского сада. Как называется улица, на которой ты живешь. | |
3-я (14.05-19.05) | Наш город. | Продолжать уточнять, расширять и систематизировать представления детей о Санкт-Петербурге. | |
4-я (21.05-26.05) | Насекомые. | Закреплять и систематизировать представления детей о насекомых. Обобщающее понятие: насекомые. Названия некоторых насекомых: муха, комар, оса, пчела, шмель, муравей, бабочка, жук, стрекоза, гусеница, кузнечик. Чем питаются насекомые. Части тела насекомых. Насекомые – вредители. Какую пользу приносят насекомые. «Опасные» насекомые, как правильно себя вести при встрече с «опасными» насекомыми. Пауки, чем они отличаются от насекомых. Почему нельзя убивать «полезных» насекомых. | |
5-я (28.05-02.06) | Признаки лета. | Уточнять, расширять и обобщать представления о признаках лета. Название времени года. Основные изменения в природе, жизни людей и животных с приходом лета: солнце светит ярко, пригревает, на улице становится жарко, день стал длинным, а ночь короткой, на деревьях много зеленых листьев, цветут цветы, иногда идет дождь, бывает гроза, дует теплый ветерок, люди одевают летнюю одежду, можно купаться и загорать. Названия летних месяцев. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование целостной картины мира для детей второй младшей группы "Сад - огород"
Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование целостной картины мира для детей второй младшей группы "Сад - огород"...
Конспект основной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование целостной картины мира» для детей 4 – 5 лет «В лаборатории Кроша и Ежика»
Конспект основной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование целостной картины мира» для детей 4 – 5 лет «В лаборатории Кро...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА в группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРАв группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет...
Образовательная область "Познавательное развитие" непосредственно-образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира расширение кругозора» Тема: "Эксперименты в тропиках".
«Формирование целостной картины мира расширение кругозора»Тема: "Эксперименты в тропиках".Цель:-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,- формировать у детей элементар...
Перспективный план работы группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Непосредственно образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
Перспективный план работы группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Непосредственно образовательная деятельность Формиров...
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с ЗПР. Познавательно – исследовательская деятельность (Формирование целостной картины мира+развитие речи).
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с ЗПР. Познавательно – исследовательская деятельность (Формирование целостной картины мира+развитие речи)Тема: ...