Программа кружка «Весёлый язычок» (средняя группа).
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям второй младшей группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным НОД по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж для укрепления физического здоровья детей.
7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование).
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа рассчитана на 7 месяцев для детей 3-4 лет и включена в самостоятельную деятельность детей во вторую половину дня.
Каждая самостоятельная деятельность включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.
2. Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, массажными ёжиками и т. д.).
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Физминутка.
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Играя, развиваемся»
(средняя группа)
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям второй младшей группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным НОД по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж для укрепления физического здоровья детей.
7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование).
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа рассчитана на 7 месяцев для детей 3-4 лет и включена в самостоятельную деятельность детей во вторую половину дня.
Каждая самостоятельная деятельность включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.
2. Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, массажными ёжиками и т. д.).
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Физминутка.
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Календарно-тематическое планирование
Месяц, неделя | Тема | Методические приемы |
Ноябрь 1 неделя | Домашние птицы. | Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», мелкая моторика: «Сделай домик для птиц из кубиков», развитие дыхания: «Подуй на хвостик птицы», физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука», фонематический слух: «Повтори звук». |
2 неделя | Домашние животные. | Артикуляционная гимнастика «Лошадка», мелкая моторика: «Веселые шнуровки», развитие дыхания: «Согрей ладошки», физкультминутка «Вверх рука и вниз рука», фонематический слух: «Повтори звук». |
3 неделя | Дикие животные. | Артикуляционная гимнастика «Улыбка – Заборчик», мелкая моторика: «Сделай ежику иголки», развитие дыхания: «Сдуй карандаш», физкультминутка «Вверх рука и вниз рука», фонематический слух: «Повтори звук». |
4 неделя | Поздняя осень. Изменения в природе. | Артикуляционная гимнастика «Окошко», мелкая моторика: «Сделай также», развитие дыхания: «Подуй на листик», физкультминутка: «Выросли деревья в поле», фонематический слух: «Повтори звуковой ряд». |
Декабрь 1 неделя | Зима. | Артикуляционная гимнастика «Бублик», мелкая моторика: «Мозаика», развитие дыхания: «Согрей ладошки», физкультминутка: «Снеговик», фонематический слух: «Повтори звуковой ряд». |
2 неделя | Зима. | Артикуляционная гимнастика «Бублик», мелкая моторика: «Мозаика», развитие дыхания: «Согрей ладошки», физкультминутка: «Снеговик», фонематический слух: «Повтори звуковой ряд». |
3 неделя | Зимующие птицы. | Артикуляционная гимнастика «Бублик», мелкая моторика: «Построй птичку из геометрических фигур», развитие дыхания: «Фокусник», физкультминутка: «Снеговик», фонематический слух: «Повтори звуковой ряд». |
4 неделя | Новый год. | Артикуляционная гимнастика «Приклей конфетку», мелкая моторика: «Наряди елку», развитие дыхания: «Сдуй ватку», физкультминутка: «Снеговик», фонематический слух: «Повтори слог». |
Январь 2 неделя | Зимние забавы. | Артикуляционная гимнастика «Катушка», мелкая моторика: пальчиковая игра «Пирог», развитие дыхания: «Сдуй свечку», физкультминутка: «На горке», фонематический слух: «Повтори слог». |
3 неделя | Игрушки. | Артикуляционная гимнастика «Качели», мелкая моторика: пальчиковая игра «Братцы», развитие дыхания: «Кукла плачет», физкультминутка: «Буратино», фонематический слух: «Повтори слоги». |
4 неделя | Профессии. | Артикуляционная гимнастика «Горка», мелкая моторика: пальчиковая игра «Братцы», развитие дыхания: «Помоги доктору», физкультминутка: «Маляр», фонематический слух: «Повтори слоги». |
Февраль 1 неделя | Животные Севера. | Артикуляционная гимнастика «Медведь», мелкая моторика: «Веселые шнуровки», развитие дыхания: «Мишка ревет», физкультминутка: «Тюлень», фонематический слух: «Повтори слоги». |
2 неделя | Животные жарких стран. | Артикуляционная гимнастика «Жираф», мелкая моторика: пальчиковая игра «Обезьянка», развитие дыхания: «Фокусник», физкультминутка: «Покажи», фонематический слух: «Повтори слоги». |
3 неделя | День защитника Отечества. | Артикуляционная гимнастика «Танк», мелкая моторика: выкладывание танка из счетных палочек, развитие дыхания: «Фокусник», физкультминутка: «Покажи», фонематический слух: «Повтори слова». |
4 неделя | Части тела. | Артикуляционная гимнастика «Почистим зубки», мелкая моторика: «Игра с мячом», развитие дыхания: «Подуй», физкультминутка: «Расскажем и покажем», фонематический слух: «Повтори слова». |
Март 1 неделя | Весна. Мамин день. | Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», мелкая моторика: пальчиковая гимнастика «Мамин день», развитие дыхания: «Подуй на цветок», физкультминутка: «Расскажем и покажем», фонематический слух: «Повтори предложение». |
2 неделя | Перелетные птицы. | Артикуляционная гимнастика «Птичка», мелкая моторика: «Штриховка», развитие дыхания: «Подуй на хвостик», физкультминутка: «Перелетные птицы», фонематический слух: «Повтори предложение». |
3 неделя | Насекомые. | Артикуляционная гимнастика «Бабочка», мелкая моторика: «Шнуровка», развитие дыхания: «Помоги жучку», физкультминутка: «Бабочка проснулась», фонематический слух: «Повтори чистоговорку». |
4 неделя | Семья. | Артикуляционная гимнастика «Язычок», мелкая моторика: пальчиковая гимнастика «Моя семья», развитие дыхания: «Помоги колобку», физкультминутка: «Помощники», фонематический слух: «Повтори чистоговорку». |
Апрель 1 неделя | Посуда. Продукты питания. | Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», мелкая моторика: «Пирамидка», развитие дыхания: «Колобок», физкультминутка: «Помощники», фонематический слух: «Повтори чистоговорку». |
2 неделя | Наш дом. Мебель. | Артикуляционная гимнастика «Окошко», мелкая моторика: пальчиковая игра «Пальчики – строители», развитие дыхания: «Подуй», физкультминутка: «Строители», фонематический слух: «Повтори чистоговорку». |
3 неделя | Наша улица. Наш город. | Артикуляционная гимнастика «Окошко», мелкая моторика: пальчиковая игра «Пальчики – строители», развитие дыхания: «Подуй», физкультминутка: «Строители», фонематический слух: «Повтори чистоговорку». |
4 неделя | Транспорт. | Артикуляционная гимнастика «Язычок», мелкая моторика: пальчиковая гимнастика «Моя семья», развитие дыхания: «Помоги колобку», физкультминутка: «Помощники», фонематический слух: «Повтори стихотворение». |
Май 1 неделя | Насекомые | Артикуляционная гимнастика «Шмель», мелкая моторика: пальчиковая гимнастика «Жук-жужжит», развитие дыхания: «Помоги колобку», физкультминутка: «Паучок, бежал по ветке», фонематический слух: «Повтори стихотворение». |
2 неделя | Деревья | Артикуляционная гимнастика «Берёзка», мелкая моторика: пальчиковая гимнастика « », развитие дыхания: «Помоги колобку», физкультминутка: « », фонематический слух: «Повтори стихотворение». |
3 неделя | Рыбы и другие обитатели воды. | Артикуляционная гимнастика «Щука», мелкая моторика: «Шнуровка», развитие дыхания: «Помоги рыбке», физкультминутка: «Рыбка плавает в водице!», фонематический слух: «Повтори стихотворение». |
4 неделя | Презентация «Вот какие смелые, милые, умелые!» |
Ожидаемый результат:
В конце учебного года у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы кружка «Весёлые ладошки» в средней группе
«Чем больше мастерства в детской руке,...
Рабочая программа кружка «Весёлая математика» в старшей группе
рабочая программа...
Дополнительная образовательная программа Кружок «Веселый язычок» (средняя группа)
Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на профилактику...
Программа кружка «Весёлые нотки» для детей 5-7 лет (разновозрастная группа)
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком ч...
Рабочая программа кружка "Весёлые пальчики" для детей младшей группы (от 3 до 4 лет)
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей....
Программа Кружка «Весёлые ладошки» Группы «Мультяшки» от 3до 4 лет.
Кружок «Весёлые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делат...