Авторская программа кружка "Весёлый язычок" учителя - логопеда Дорожкиной Н.В.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание программы кружка « Весёлый язычок» Описание места кружка в учебном плане Пояснительная записка Материально - техническая база Тематическое планирование Описание ценностных ориентиров содержания Планируемый результат Содержание учебного курса Приложения Общая характеристика предмета
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Планирование коррекционно - развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста составлено на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. При разработке использовались рекомендации и методики современных авторов: Е.В. Кузнецовой, И.А. Тихоновой, О.И. Крупенчук , Л.Н. Смирновой, О.С. Гомзяк . Развитие связной речи Формирование словаря и грамматического строя речи Основные задачи: Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти. Формирование и развитие связной речи. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму. Цель реализации Программы: формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Общая характеристика предмета Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: к шести годам ребенок должен иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли. Образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка. Важной особенностью недоразвития речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост – хвостик, нос – носик, учит – учитель, играет в хоккей – хоккеист, суп из курицы – куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («печник» – «печка»). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Описание места кружка в учебном плане Программа «Весёлый язычок» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитана на один год обучения, т.е. на 33 часа. Образовательная деятельность проводится один раз в неделю по одному часу. Программа направлена на развитие и коррекцию лексико – грамматических категорий, связной речи детей в игровой форме. Игра, наряду с общим влиянием на весь ход психического развития, оказывает специфическое воздействие на становление и развитие речи . Ценностные ориентиры содержания В соответствии с ФГОС ДО основной целью речевого развития детей-дошкольников является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Содержание работы кружка «Весёлый язычок» по развитию лексико – грамматических средств языка, самостоятельной развёрнутой фразой речи заключается в специфическом подборе лексического материала, объединенного единым сюжетом и непосредственном участии детей при его реализации. Игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Программа построена с учетом возрастных особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста и з адач речевого развития, обозначенных в ФГОС ДО
Принципы и подходы к формированию Программы : Доступность Разносторонность Комплексность Систематичность Средства реализации: Организация коррекционно – развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка Проведение кружковой деятельности 1 раз в неделю по перспективно – тематическому плану с октября по май. Продолжительность занятий 25 минут . Специально организованное обучение в подгрупповой и фронтальной форме В ходе организованной образовательной деятельности кружка «Весёлый язычок» с логопедической коррекцией: - ребёнок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; - у ребенка развита достаточная речевая активность; -правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; - пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеет навыками объединения их в рассказ; - умеет составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой; -владеет элементарными навыками пересказа; - владеет навыками диалогической речи; - грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовидовые окончания слов проговаривает четко; простые и почти все сложные предлоги употребляет адекватно; - использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.); - имеет начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки» Систематическое и последовательное проведение и использование предлагаемого материала способствует исправлению речевого нарушения, поможет развитию внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики пальцев рук. Результаты представлены в форме творческой презентации в конце учебного года (май ). Планируемый результат
Содержание учебного курса № Название темы Дата Теория Всего 1 Человек. Части тела. Понятие о речи и речевых органах Октябрь 1 1 2 Осень. Осенние месяцы 1 1 3 Деревья города и леса 1 1 4 Игрушки 1 1 5 Такие разные игрушки Ноябрь 1 1 6 Одежда 1 1 7 Головные уборы 1 1 8 Обувь. Виды обуви 1 1 9 Зима. Зимние месяцы Декабрь 1 1 10 Зима. Зимние забавы 1 1 11 Дикие животные 1 1 12 Домашние животные и птицы 1 1 13 Новый год 1 1 14 Дом Январь 1 1 15 Дом и его части 1 1 16 Мебель 1 1 17 Электроприборы Февраль 1 1 18 Семья 1 1 19 Посуда 1 1 20 День защитника Отечества 1 1 21 Продукты питания Март 1 1 22 Весна. Праздник 8 Марта 1 1 23 Профессии. Инструменты 1 1 24 Транспорт 1 1 25 Перелетные птицы Апрель 1 1 26 Перелётные птицы нашего края 1 1 27 Животные жарких стран 1 1 28 Рыбы 1 1 29 Цветы 1 1 30 Ягоды Май 1 1 31 Насекомые. 1 1 32 Насекомые (продолжение) 1 1 33 Лето. 1 1 Итого за учебный год 33 33
Материально - техническая база Ноутбук М узыкальный центр Э кран Мультимедиапроектор Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам . Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 208с. – (Программа развития) Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей группе.- М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 208с. – (Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников) Ершова З.А., Лисина Т.В. Логопедические домашние задания для детей 5-6 лет. Казань, 2006 Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -96с. (серия «Программа развития») Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. 3 уровень. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи (для детей 4-6 лет). СП-б., 2004. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи. М., 2005. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.- М.: «Просвещение», 2010 Б иблиотечный фонд (книга печати ) демонстрационный и дидактический раздаточный материал П ечатные пособия Prezentacii.com ( портал готовых презентаций); - экранные, музыкальные пособия: CD – диск с видео- и аудиозаписями «Листочки», «Шарики», «Бабочки», «Лягушата», «У жирафа, у слона», «Цапля», «Кыш, муха», «Паровоз», «Пчёлки», «Паучок», «Наши пальчики »; слайды презентаций по лексическим темам; учебно-практическое оборудование: цветные карандаши, листы для графических заданий, счётные палочки, мяч . Ц ифровые образовательные ресурсы
Приложения Физминутки Пальчиковая гимнастика Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов по лексическим темам Пальчиковые игры Части тела Буратино Овощи Яблочко Осенью Сапожки Деревцо и др. Как-то летним вечерком Птичка и ветер Снежинки Много мебели в квартире На параде Капуста В сад за сливами Дождик Ёлочка Буренушка
Паспорт-рецензия на авторскую программу кружка «Веселый язычок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""
В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...
Из опыта работы воспитателей логопедической группы №7 «Золотая рыбка» по интеграции авторской программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в основную образовательную программу.
Сообщение на методическом объединении по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)
программа работы в театральной студии для детей старшей группы...
Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово
Содержание Целевой раздел1. Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1. Физическое развитие. Развернутое комплексно...
Авторская программа "Триз-технологии в работе учителя-логопеда"
Авторская программа "Триз-технологии в работе учителя-логопеда"...