Логопедические игры дома – форма взаимодействия с родителями.
статья по коррекционной педагогике на тему
В сатье раскрываются особенности методического сопровождения педагогом семейных игр дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_igry_kak_forma_vzaimodeystviya.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические игры дома – форма взаимодействия с родителями.
Согласно исследованиям В. К. Воробьевой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной у детей с ОНР отмечается нарушения в формировании лексической стороны речи: ограниченность словарного запаса, расхождения между объемом пассивного и активного словаря, несформированность семантических полей, трудности актуализации слов, неточность их употребления, различные парафазии. Недостатки лексической системности речи негативно влияют на все сферы личности ребенка: затрудняет развитие его речемыслительной, познавательной и игровой деятельности, эмоционально-волевой сферы, всех форм общения.
Всё это ставит специалиста и семью ребенка в условия системной и комплексной работы над развитием не только лексического компонента, но и всей речевой сферы ребенка в целом.
Всё выше сказанное, вкупе с ориентацией ФГОС ДО и ПАОП ДО на взаимодействие с семьей, и привлечение семьи и самого ребенка в качестве субъектов образовательной деятельности направляет нас на разработку новых путей организации совместной работы.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Помимо традиционных форм взаимодействия методического сопровождения, которые специалисты активно используют в этой деятельности, я бы выделила такую форму как игра. Игра, как ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста, становится способом познания мира.
В данной статье я бы хотела предложить семейный формат игр, для развития мелкой моторики, которые родители могли бы реализовать дома. Игры рассчитаны прежде всего для родителей вновь поступивших детей. Данный текст может быть оформлен в виде брошюры и представлен родителям.
Доказано, что между развитием мелких мышц пальцев и развитием речи существует тесная связь. Хотите, чтобы ребенок хорошо говорил – не забывайте про пальчиковые игры! Это различные движения пальчиков под веселые стишки. Кроме того, для развития мелкой моторики прекрасно служат такие забавы, как завязывание узлов на веревке, плетение косичек из тесьмы, нанизывание макарон или крупных пуговиц на шнурок (для детей помладше), бусин на леску. Только не забывайте о технике безопасности: следите, чтобы все мелкие детали игры попадали туда, куда положено, а не в рот или другие места детского организма.
«Золушка».
Вспомните с ребенком сказку «Золушка» - как злая мачеха заставила девушку разбирать целый мешок перепутанной крупы. Предложите ему помочь Золушке – перебрать мисочку крупы. Тогда, как знать, вдруг в следующий раз Золушка сможет побыстрее отправиться на бал? Для малышей это будут перемешанные фасоль и горох, для ребятишек постарше – рис и греча.
«Загадочные мешочки».
Сшейте из плотной ткани или клеенки пять одинаковых мешочков размером 10*15 сантиметров. Неплотно наполните их крупами: манкой, рисом, горохом, фасолью, макаронами-рожками. Наглухо зашейте. Мешочки готовы к игре. Предложите малышу угадать, что в каждом из них. А теперь пусть отсчитает 5 горошин и удержит их в уголке мешочка, пока мама проверит.
Выложите мешочки в ряд. Это – дорожка, по которой будут шагать пальчики. Можно при этом петь «шагальную песенку»: «Топ-топ, мы идем, по песочку мы идем, громко песенку поем!» (Или «по камушкам», если шагаем по мешочкам с горохом, фасолью и макаронами)
А вот хорошая тренировка правильной осанки: попробуй пройти до порога с мешочком на голове. У кого мешочек удержится дольше – у тебя или у сестренки?
«Узелки».
Ребенок уже научился завязывать узелки? Тогда предложите ему соревнование: кто быстрее свяжет пять платочков в одну веревку. А можно и такое соревнование: чья веревка окажется длиннее?
«Узоры».
Выложите на столе узор или дорожку из круп: риса, фасоли, гороха. Попросите ребенка повторить его. А теперь поменяйтесь ролями: пусть малыш придумает свой узор, а взрослый его повторит.
«Манный пляж».
Вспомните, как летом на пляже было интересно рисовать на песке! Предложите ребенку устроить на подносе или большой плоской тарелке «пляж» из манной крупы. Можно просто рисовать на ней пальцем или палочкой. А можно по очереди прятать в манку какие-нибудь маленькие предметы (например, маленькую белую пуговицу). Только отыскивать ее интереснее при помощи палочки!
«Волшебный мешочек».
Если ребенок уже знает буквы, можно поиграть с ним в эту игру в различных вариантах. Более легкий - угадать на ощупь, какая буква спряталась в мешочке. Более сложный вариант: выбрать на ощупь и достать из мешочка какую-либо букву (букв в мешочке должно быть не более 10). Если же пока тайны букв малышу не известны, можно брать для этой игры небольшие предметы: пуговицу, катушку из-под ниток, ложечку от детской смеси, колпачок от ручки и тому подобное.
«Вот это лабиринт!»
В мамином кухонном хозяйстве наверняка найдется такая замечательная вещь, как дуршлаг. А у папы – новые шнурки для обуви. Шнурки замечательно просовываются в дырочки дуршлага. Малышу достаточно просто просовывать шнурок через дырочки. А ребенку постарше предложите сделать «лабиринт»: просовывать шнурок в ряд дырочек вверх-вниз, чтобы получилась как бы дорожка стежков. Усложнение: пропускать шнурок не в каждую дырочку, а через одну; сделать «дорожку» с поворотами.
«Веселые прищепки».
Теперь прогуляемся в ванную. Ах, какие красивые разноцветные прищепки висят на веревке! А как с ними можно интересно поиграть! Вот зеленая: это, конечно же, крокодил! Покажите малышу, как широко прищепочный «крокодил» умеет разевать пасть! А теперь пусть крокодил в пальчиках малыша попробует захватить пастью какой-нибудь предмет: карандаш, лист бумаги, край папиной одежды…
Из нескольких прищепок можно сделать заборчик: прицепить их в ряд на край подушки, стакана. А если разместить их по краю старого ненужного диска – получится замечательное солнышко!
Ну, а прицепив прищепки одну к другой за «хвостики», можно соорудить дорожку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...
Методическая разработка на тему: «Интерактивная игра, как форма взаимодействия с родителями»
Учебно- методические материалы на тему"Интерактивная игра, как форма взаимодействия с родителями"...
Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта
Описывются нестандартные формы взамимодействия с родителями на логопункте...
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Тема: "Игра - основная форма взаимодействия с ребенком"
Данная консультация раскрывает значение игры и игровой деятельности для всестороннего развития ребенка с нарушением слуха....
Квест-игра для родителей и детей ДОУ «Ты откуда, Дед Мороз?» (квест–технология, как форма взаимодействия с родителями)
Данная игра проводилась в рамках годового проекта ДОУ «Применение квест-технологии в практике ДОУ». Игра разработана в соавторстве с педагогами: Дорошиной М.В., Каравайчик Н.Ю.Цель: в...
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
«Деловая игра, как форма взаимодействия с родителями воспитанников»
Презентация на тему: "Деловая игра, как форма взаимодействия с родителями воспитанников"...