Статья «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы»
статья по коррекционной педагогике на тему
Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) посредством пластилинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Участник II Всероссийской (заочной) научно-практической конференции
«Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья:
опыт, проблемы, перспективы»
Барнаул 2017
Е.А.Газимова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81
г. Ангарск, Россия
Развитие художественно – творческих способностей старших дошкольников с ОВЗ (нарушением интеллекта) посредством пластилинографии (опыт работы)
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) посредством пластилинографии.
Ключевые слова
Ограниченные возможности здоровья, нарушение интеллекта, творческое развитие, пластилинография, коррекционная педагогика.
В связи с введением ФГОС ДО намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Дети с легкой умственной отсталостью имеют нарушение интеллекта и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, психической, эмоциональной и личностной сферах. Для этих детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с интеллектуальной недостаточностью в развитии; у детей наблюдаются нарушения в формировании процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитии речи, у них также нарушена эмоциональная сфера, наблюдаются трудности в общении с детьми и взрослыми. Возникает объективная потребность в других способах педагогического воздействия на детей, то есть специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить все необходимые условия для развития детей.
Развитие творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинография. Пластилин основной материал, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Задания носят дифференцированный характер. Исходя из имеющихся возможностей детей и необходимости коррекции тех или иных недостатков, одним детям можно поручить только, скатывать шарики, делать капельки или только закрывать фон, другим детям делать основную композицию. От участия в общем деле «на равных» при неравных возможностях выигрывают все, так как все воспитанники задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Если ребенок сделал что-то неудачно, то это легко исправимо, неудачное изображение просто счищается стекой. Возможность исправить ошибку придает детям уверенность, самостоятельность. Эта методика очень гибкая и позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями.
Организационная работа по созданию продуктов детского творчества в рисовании пластилином позволяет решать не только коррекционные, практические, но и воспитательные задачи, которые способствуют всестороннему развитию личности ребенка.
Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют специфические нарушения центральной нервной системы и поэтому самостоятельно не овладевают, ни одним из видов детской деятельности, ни социальными нормами поведения, ни речью. Многолетние исследования доказывают, что только в ходе целенаправленного специального обучения у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются все виды детской деятельности.
Таким образом, актуальность поставленных проблем, запросы практики создали необходимость в дополнительном занятии по развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством нетрадиционной техники работы с пластилином -пластилинографии.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных методов работы: рисование пластилином на картоне, на орг. стекле, на дисках, на пластмассовых крышках, на деревянных досточках и т. д.; использование нетрадиционных приемов: размазывание пластилина на горизонтальной поверхности, раскатывание жгутиков надавливание, отщипывание, вдавливание и т. д. в работе с детьми с нарушением интеллекта является инновационной.
Работа направлена на развитие художественно творческих способностей детей, развитие мелкой моторики, так как пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.
Цель занятий пластилинографией – развитие художественно – творческих способностей и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста. В задачи входит обучение умению передавать простейшие образы предметов, явлений окружающей природы; формирование основных приёмов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); обучение работе в заданном пространстве; развитие умения слушать и слышать речь воспитателя, впоследствии правильно выполнять инструкции; обучение обследованию различных предметов (объектов) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, цвета, пропорции; использованию навыков аккуратной работы с пластилином; воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и групповых работах; развитие мелкой моторики рук, координации рук и глазомера; развитие изобразительной деятельности детей; развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, умения соотносить пропорции и цвета.
Совокупность этих задач позволяет считать методику не только как развивающую, но и как коррекционную. Доступность теоретического и практического материала, зримые результаты работы.
Работа в технике пластилинография, отвлекает детей от грустных событий, снимает психологическое напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, что важно для детей с отклонениями в развитии.
Работа с пластилином не только развивает мелкую моторику, но и удовлетворяет потребность в творческом поиске. Воспитанники обогащают собственный познавательный и практический опыт. При выборе задания, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, уровень сформированности мелкой моторики рук. Все занятия строятся с учётом индивидуальных и психофизических возможностей детей;
Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является интеграция образовательных областей. Пластилинография позволяет интегрировать различные образовательные сферы согласно ФГОС ДО:
Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность. Формируется наглядно- образное и наглядно- действенное мышление.
Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие фразовой речи.
Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.
Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) была апробирована методика Г.Н. Давыдовой «Пластилиногрфия», «Пластилинография - цветочные мотивы».
Г.Н. Давыдова в пособиях предлагает методику создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста.
Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования.
Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Педагогическая практика в ДОУ выстроена на инновационных подходах, а именно:
- разработаны перспективно-тематические планы по развитию художественно – творческих способностей старших дошкольников посредством пластилинографии;
- разработан цикл коррекционно – развивающих занятий по развитию художественно – творческих способностей старших дошкольников посредством пластилинографии;
- подобран перечень оборудования и дидактического материала;
- разработаны планы работы с родителями (законными представителями),
- разработаны планы работы с работниками ДОУ.
Результаты освоения методики по пластилинографии представлены в виде следующих целевых ориентиров:
- воспитанник активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
- воспитанник использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;
- воспитанник при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
- у воспитанника развиты сенсорные эталоны;
- у воспитанника развита умелость рук, пинцетное хватание;
- воспитанник способен принимать задачу;
- воспитанник умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.
У дошкольников с легкой умственной отсталостью к выпуску в школу сформируется:
Познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Обогатится словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Появятся элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Разовьются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Разовьётся умелость рук, укрепится сила рук, разовьётся согласованность движений обеих рук, дифференциация движений пальцев.
Особенностью образовательного (коррекционного) процесса является организация различных видов детской деятельности (игровой; коммуникативной, познавательно-исследовательской; восприятия художественной литературы и фольклора; самообслуживания и элементарный бытовой труд; конструирование; музыкальной и двигательной деятельности) и их интеграции, в рамках которой дети активно развиваются, и совершенствуют уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получают новую информацию об окружающем мире в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой.
При этом процесс обучения остаётся в виде занятий, а также реализуется по средствам использования различных форм и методов работы с детьми.
Темы занятий составляются совместно с учителем – дефектологом, учитель – дефектолог включает элементы пластилинографии в свои занятия, в индивидуальную работу с воспитанниками, они тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, формировании элементарных математических представлений, чтении художественной литературы…). Это помогает создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив знания из различных областей. Получение ребёнком метазнаний способствует: снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменению мотивов поведения.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографии помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
На занятиях по пластилинографии рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно-действенное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности, которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Воспитанники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам пластилинографии.
Список использованной литературы:
1.Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография - М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008
3. Давыдова Г.Н. «Пластилинография: цветочные мотивы» М., Скрипторий,
2008
4. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА $СИНТЕЗ, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом
В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Многообразие форм и методов обучения сопровождается избират...
Методическая разработка «Коррекция речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья — опыт профессиональной работы»
Формирование речи ребенка с ОВЗ в семье...
Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"
Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"...
«Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»
laquo;Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»...
"Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : равные возможности - новые перспективы"
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.. ...
Новый сборник статей посвященный "Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации" 2020 год
Сборник составлен по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам социализации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья....
Статья на тему: "Педагогические практики инклюзивного образования, работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт и оценка перспектив"
Концепция семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями определяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком и максимальное развити...