Статья "Театрализованные игры, как средство коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике на тему

Шихевич Ольга Владимировна

В статье раскрыт опыт работы по применению тетрализованных игр в коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры, как средство коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ

Шихевич Ольга Владимировна,

музыкальный руководитель

муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 451 комбинированного вида «Теремок»

Вопросам обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии уделяется сегодня большое внимание. Эта тенденция определена заметным ростом количества детей, имеющих врожденные или приобретенные дефекты развития. Проблемы здоровья детей и своевременной коррекции находятся теперь не только в поле зрения медицины, но и системы образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и коррекцию нарушений развития, для которых должны быть созданы необходимые условия. Дети с ОВЗ нуждаются в максимально раннем выявлении проблем в развитии, чтобы эффективно решить или смягчить их в наиболее благоприятные для этого сензитивные периоды.

Наиболее оптимальным и результативным методом коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ можно считать театрализованные игры.

Театр - синкретический вид искусства, в котором объединяются различные направления художественной деятельности. Театральное искусство воздействует на детей очень сильно, это связанно со способностью человека выражать все формы эмоционального состояния, воплощать их в движениях, жестах, мимике, интонациях, речи.

Театрализованная деятельность предполагает вовлечения детей в особый мир, где ими овладевают события и судьбы героев. При этом решение воспитательных задач связано с обогащением нравственно-эстетического опыта, формированием ценностных ориентаций ребенка. В развитии дошкольников средствами театрального искусства наиболее важным является личная эмоциональная вовлеченность детей в проблемы, поднимаемые в художественном произведении.

Правильно организованная театрализованная игра весьма эффективна в создании благоприятного эмоционального фона и коррекционно-развивающей работе с депривированными детьми. Благодаря комплексной деятельности, которая сочетает пение, движение, драматургию, музыку, художественно-изобразительное творчество, любой ребенок может проявить себя, компенсируя свои недостатки.

Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми внедрение в практику работы данного направления чрезвычайно перспективно. Ребенок, усваивая свою роль в игре, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности. Игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка, именно в ней дети учатся полноценному общению. Игровая роль помогает ребенку понять своего партнера, управлять своим поведением и раскрыть коммуникативные способности. Игра в театр начинается с создания игровой ситуации. На помощь приходит тематизм. Позволен неограниченный полет фантазии: еда, путешествия, времена года, мячи, кухонная утварь, буквы и т.д. Любая игра, в частности театрализованная, нуждается в правилах с целью сохранения игрового пространства и отграничения игры от реалий повседневности. Театрализованные игры позволяют перевоплотиться в другой образ, представить себя перед другими совершенно иным человеком, познать себя самого как творческую личность в фокусе особого внимания. Театрализованные игры создают непосредственный межличностный контакт, который оказывается решающим для стимулирования эмоционального и языкового развития детей с ОВЗ.

Какова роль педагога в театрализованных играх? Необходимо руководствоваться принципом владения ситуации, в котором на первый план выступает самостоятельное решение ребенка по поводу того, что он хочет познавать. Педагог создает благоприятную атмосферу, позволяет своим воспитанникам свободно проявляться в творчестве, ставит задачи, способствующие их развитию, помогает детям воплотить их замыслы в ходе представления. Педагог должен быть любознательным, находчивым участником игр, искренне откликающимся на действия детей. Педагоги анализируют поведение детей в ходе игры и решают, как изменить проведение игр и таким образом создать лучшие условия для развития каждого ребенка.

Условия успешности театрализованной игры – это наличие пространственного оформления сцены и зрительного «зала», а также чередование ролей исполнителей и зрителей являются существенными условиями для успешной художественной и воспитательной работы в театрализованных играх с детьми с ОВЗ, что создает хорошие условия для коррекции поведения таких детей.

В игре перед публикой театральная педагогика в отличие от игровой педагогики видит внутреннюю ценность театра как средства, поскольку театрализованная игра есть и остается, прежде всего, встречей с искусством. Следовательно, должны быть заданы постановочные и сценические условия, проведено разделение ролей на актеров и зрителей.

Таким образом, театрализованная деятельность ребенка с ограниченными возможностями, способствуя развитию, стимулирует коррекцию многих психических процессов, совершенствует пластичность тела, реализует потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья, преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья после общения с театром дает качественные изменения в своем развитии: проявляются положительные изменениями в эмоциональной и познавательной сферах, развивается связная речь, формируется уважительное отношение детей друг к другу, развивается коллективизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия « Валеологическое воспитание - как средство коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР в подготовительной логопедической группе»

Занятие позновательного цикла с использованием игр и упражнений для развития речи детей, экспериментально-исследовательская  деятельность....

Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СТЕКЛЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

В данной статье говорится о популярном методе рисования песком на стекле. Представлены направления, которые используются в коррекционно-развивающей работе на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных...

Справка об участии в муниципальной творческой группе «Логофоноритмика как средство коррекционно-развивающей работы с детьми 4-8 лет с нарушениями речи» в 2018-2019 учебном году

Справка об участии в муниципальной творческой группе «Логофоноритмика как средство коррекционно-развивающей работы с детьми 4-8 лет с нарушениями речи» на базе МБДОУ «Детский сад № 2...

Семинар – практикум на тему: «Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития».

Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Цель: знакомить педагогов с ...

Долгосрочный проект – Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ, имеющими нарушения речи

В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадлежат к числу эфф...

Крупотерапия в работе воспитателя, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.

Крупотерапия форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов....