РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СТЕКЛЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Савушкина Валентина Серафимовна

В данной статье говорится о популярном методе рисования песком на стекле. Представлены направления, которые используются в коррекционно-развивающей работе на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Песочная анимация35.5 КБ

Предварительный просмотр:

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СТЕКЛЕ КАК СРЕДСТВО  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Савушкина В. С.

ТОГАДОУ «Центр развития ребёнка «Возрождение», г. Тамбов

          В дошкольной логопедии  в настоящее время всё чаще используется необычайно популярный метод  рисования песком на стекле. Процесс создания картины из  песка на стекле прост и увлекателен, он многое расскажет ребенку о свойствах различных предметов и доставит огромное удовольствие.  Перенос детей в мир  песочной анимации на фронтальных, индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, во время рисования,  развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию коммуникативных навыков ребёнка.

          Чтобы попробовать  с детьми рисовать песком на стекле, не нужно покупать дорогие расходные материалы. Потребуется только чистый песок, лампа и оргстекло.  В картонной коробке или небольшом деревянном ящике  глубиной 8 см достаточно  проделать отверстие размером 50х70 см и перевернуть его имеющимся отверстием вверх. Для групповой работы  рекомендуется  использовать ящик с отверстием размером 100х140 см. Оргстекло желательно поместить в раму, а его края обработать так, чтобы притупить имеющиеся острые кромки – это обеспечит безопасность.  Затем нужно прозрачным нетоксичным клеем  приклеить его к коробке. Для того чтобы начать рисование песком по стеклу, стоит положить на него лист  бумаги. Это поможет сделать изображение матовым. Внутри ящика следует поместить лампу достаточной мощности. Перед использованием песка, его нужно просеять, промыть и высушить, чтобы он был однородным, без комков и камней. Вот и всё, на этом подготовка оборудования закончена. Вместо песка подойдет любая другая сыпучая субстанция, например, манная крупа, пшено, соль, сахар, какао или кофе.  Необыкновенно красивы песочные анимации на цветном фоне. Если положить на стекло цветной лист бумаги, то  песок становится цветным и  способным влиять на детей через цвет. Кроме того, песок очень пластичен. С его помощью  легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз. Ребенку нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий, так как рисование происходит двумя руками одновременно.

        Игровые приёмы могут быть различного характера и применяют их  для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, создания положительного настроя. Занятия должны быть добровольными, а результат можно обсуждать лишь только положительно. Опираясь на приёмы работы  песочной терапии, логопед может создать богатый материал по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

         Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления.

         Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Для выработки у детей умения говорить о своих ощущениях,   воспринимать различный темп речи, тренировать высоту и силу голоса, речевое дыхание, развивать мелкоматорные навыки, лексико-грамматические компоненты речи помогут упражнения: «Трудная дорога, «Опасный поворот», «Чувствительные ладошки», «Ловкие пальчики», «Умные ушки»,  «Говорю красиво»,  «Сказочные истории».                                                                  

        Познавательные игры помогут детям познать многогранность нашего мира, отражать характерные свойства личности. Изобразить своего друга, себя, исследовать дно океана, космические просторы можно посредством игр: «Измерялки», «Я и мои друзья», «Путешественники», «Дайвинг», «Космодром».  

        Проективные игры  помогут осуществить психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции помогут упражнения «Мой дом», «Моя семья», «Радуга», «Встреча друзей»; разрешить серьёзные ситуации для профилактики конфликтного поведения  позволит создание композиций «Шторм», «Взрыв» с последующим обсуждением.  Занимаясь рисованием, малыш успокаивается, избавляясь от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, своих друзей и родителей.

           Важно вызвать у воспитанников активность и желание овладеть рисованием песком на стекле, так как  умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока. Продумывая песочные анимации, следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, варьировать, представляя в другом варианте. Тогда каждое упражнение не будет простым повторением предыдущего. Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Лекторий для педагогов "Особенности вокально-хоровой работы с детьми имеющими речевые нарушения"

Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

Сообщение из опыта работы "Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

      Сегодня мне хочется рассказать  о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются  результативными и эффективными средствами коррекции и по...