Сообщение Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью средств альтернативной коммуникации
консультация по коррекционной педагогике на тему

Грабарь Елена Александровна

Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, затруднен контакт с окружающими их людьми, отсутствует возможность сообщить о себе, своих потребностях, интересах, чувствах, а, следовательно, они не получают радость от общения. Поэтому одна из важнейших задач в работе с данной категорией детей состоит в обучении их доступной системе коммуникации для дальнейшей социализации в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального

обслуживания «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов с детства с нарушением умственного развития №1»

Сообщение

    Тема: Формирование коммуникативных навыков

     у детей с интеллектуальной недостаточностью

    с помощью средств альтернативной коммуникации

                                                                                        Подготовила и зачитала

                                                                                       воспитатель

                                                                              Грабарь Елена Александровна

                                                                                          31. 10.16 г

           

Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, затруднен контакт с окружающими их людьми, отсутствует возможность сообщить о себе, своих потребностях, интересах, чувствах, а, следовательно, они не получают радость от общения. Поэтому одна из важнейших задач в работе с данной категорией детей состоит в обучении их доступной системе коммуникации для дальнейшей социализации в общество.

    Поэтому необходимо предоставить в распоряжение таких детей другую систему коммуницирования, которая облегчит общение, улучшит развитие ребенка, а также активизирует его участие в учебном процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

    В мировой практике успешно используется дополнительная и альтернативная коммуникация (ААС), которая направлена на расширение коммуникативных возможностей ребенка с особенностями психофизического развития. Система включает в себя нетрадиционные способы общения с помощью невербальных средств, которые замещают отуствующую или дополняют недостаточно сформированную словесную речь.

   С целью социальной адаптациии и интеграции «безречевого» ребенка в общество нормально развивающихся людей необходимо как можно раньше определить подходящую для него коммуникативную систему. При этом следует различать, будут ли невербальные средства выполнять дополняющую функцию или преимущественно заменять отсутствующую речь (выступать в качестве альтернативы).  

   Выделяют две группы средств дополнительной и альтернативной коммуникации.    Первая группа представлена оптико-кинетическими невербальными средствами, которые свойственны каждому человеку и не требуют дополнительных специальных приспособлений. К данной группе относятся: мимика (выражение лица) и пантомимика (телодвижения и жесты).

Вторая группа включает специальные приспособления: предметы, их части и миниатюрные копии, графические символы (фотографии, картинные символы коммуникации, пиктограммы и др.), технические средства коммуникации (коммуникаторы).  Планированию всех образовательных мероприятий по обучению дополнительной и альтернативной коммуникации предшествует распознавание потребностей, актуальных навыков и возможностей неговорящего ребенка.  

   Обучение коммуникативным навыкам и различным средствам общения детей с интеллектуальной недостаточностью оказывается одним из специфических и трудных разделов коррекционной и учебной работы.

Дети обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств коммуницирования будет зависеть и от физических, и от интеллектуальных возможностей ребенка.

С обучающимися работают учитель - логопед, дефектолог, психолог и другие специалисты. На всех занятиях учитывается: степень выраженности нарушения интеллекта, структура двигательного нарушения, психическая деятельность и соматическое состояние.

Средства коммуникации можно разделить на вербальные и невербальные.

 Вербальные коммуникации осуществляются с помощью устной речи как системы кодирования. 

 Невербальные коммуникации – это сообщения без использования устной речи, например, с помощью жестов, мимики, поз, взгляда. Невербальные средства иногда служат «заменителями» слов или целых фраз.

Таким образом, для детей с интеллектуальной недостаточностью, которые испытывают трудности в вербальном общении, используют невербальные средства как альтернативные системы коммуникации. Особое внимание следует уделять взгляду, жестам и мимике.

Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей со множественными нарушениями, — это важный и сложный вопрос. Основная задача педагога - избрать адекватные коммуникативные системы и средства, которые упорядочат настоящие навыки ребенка и помогут эффективно продвигаться с ними к более сложному уровню коммуникации.

Одним из наиболее эффективных способов коммуникации является календарная система .

Календарь — система коммуникации, в которой символы или предметы - символы используются для представления основных видов деятельности в течение всего дня.

В настоящее время разрабатываются различные виды календарей, которые используются индивидуально с каждым ребенком. Выбор вида и направленности календаря зависит от физических, сенсорных, моторных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка. Первоначально педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением - это важное условие для обучения коммуникации.

В календарной системе используются предметы и картинки - символы.

Символы — это то, что обозначает, подразумевает какие-либо действия, понятия, деятельность, какой-либо предмет. Общение с помощью символов дает возможность для отражения всего, о чем можно говорить. Предмет или картинка указывает ребенку на то, что ему предстоит определённый вид деятельности.

На первой ступени работу строят со следующими типами календарей.

  1. Предметный календарь (в нём в качестве символов задействованы натуральные и миниатюрные схематизированные предметы и их изображения — барельефные, рельефные, контурные).
  2. Картинный календарь (изображение какого-либо предмета, вида деятельности или места ее осуществления).
  3. Календарь, в котором изображение дополнено словом

Предметный календарь состоит из тактильных символов, они обладают определенными свойствами, они легко находятся и определяются детьми, используются для этого такие простые моторные реакции, как показ, дотрагивание, перекладывание, удерживание. Восприятие их не требует хороших навыков мелкой моторики.

Картинный календарь выполнен полиграфическим способом, сделан самим педагогом или представляет собой фото-календарь. Такие календари вводятся в работу с детьми, имеющими сохранное зрение, глухими или слабослышащими умственно отсталыми, умственно отсталыми с нарушениями речи и др. Эффективность работы определяется тем, какой календарь лучше воспринимает тот или иной ребенок. Затем усложняется и этот тип календарей: к изображению добавляется слово. Однако этот календарь для детей более сложен. Его можно предлагать тем, кто уже прошел определенные этапы обучения. «Календарь» - это контейнер в виде скрепленных коробок или одной деревянной коробки с разграниченными неглубокими отделениями. Одна из задач работы с календарем — планирование деятельности на определенный отрезок времени.

Календарь также служит опорой для развития памяти, для накопления и расширения словаря. Использование календарной системы позволяет детям  переходить от предметного типа восприятия к наглядному, тем самым создавая предпосылки для овладения более сложными навыками коммуницирования.

Еще одним действенным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммы - это изображение символов, заменяющих слова. Это невербальные средства общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • временное средство общения (ребенок пока не говорит, но в будущем может овладеть речью);
  • постоянное средство общения (для ребенка, неспособного говорить и в будущем);
  • облегчающее средство в развитии общения (помощь в формировании элементарных представлений и понятий);
  • подготовительный этап к освоению письма и чтения (применяется с детьми с проблемами в развитии).

У детей с интеллектуальной недостаточностью огромное значение приобретают виды коммуникации – это поддерживающая и опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Специалист учит детей использовать средства невербальной коммуникации как сигнал о своих потребностях: еде, воде, отдыхе, туалете.

Звуковой сигнал сопровождается показом пиктограммы и жеста (жестам обучаются дети, у которых нет тяжелых двигательных нарушений). Особое внимание уделяется взгляду, а мимика говорит о чувствах и настроении ребенка (радость, недомогание, беспокойство, покой).

Система символов-пиктограмм постоянно дополняется. Карточка, на которой изображен символ, включает в себя и его название, это готовит к овладению глобальным чтением. Все графические символы вводятся в ежедневно повторяющихся ситуациях. Пиктограммы прикрепляются к дверям всех кабинетов, в которых занимаются дети, по пути следования из класса в класс, в столовую и т.д. Пиктограммами обозначаются реальные предметы. Учащиеся с помощью взрослого учатся соотносить реальный предмет с его символическим обозначением. В самом начале работы ребенку предъявляетсяь пиктограмма (показ сопровождается произнесением слова и мимикой). В работе с детьми уделялось внимание пиктограммам, изображающими предметы (на голубом фоне) и действиям с ними (на красном фоне). Отбираются именно те пиктограммы, которые часто встречаются в окружающем мире ребенка.

Таким образом, работа по внедрению календарной системы и пиктограмм для детей с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных жизненных ситуациях.

Успех коррекционно-педагогической работы по обучению дополнительной и альтернативной коммуникации зависит от слаженной работы команды специалистов (учителей-дефектологов, психолога, социального педагога, воспитателя, инструктора ЛФК, медицинских работников и др.) и родителей (или лиц их заменяющих). Направленность коррекционно-педагогической работы всех ее участников определяется целью обучения коммуникации, которая является основой нормализации жизнедеятельности «безречевых» детей и заключается во включении их в социально-эмоциональное взаимодействие.  Для достижения обозначенной цели решается целый спектр задач:

 - определение актуальной для ребенка системы невербальной коммуникации;

 - создание коммуникативных ситуаций, выбор коммуникативных стратегий и тактик инициирования потребности в применении средств ААС;

 - формирование способности к зрительному и (или) слуховому сосредоточению на коммуникативном партнере и невербальном средстве коммуникации; способности к подражанию эмоционально-тактильным, жестовым и вербальным способам взаимодействия с коммуникативным партнером, его бытовым, соотносящим, орудийным и предметноигровым действиям;

Таким образом, для того чтобы подготовить детей с особенностями психофизического развития, которые имеют выраженные трудности в коммуникации, к взрослой жизни с максимальной самостоятельностью в обслуживании и удовлетворении собственных потребностей, необходимо создать условия для овладения ими доступной системой общения. Для большинство таких детей основной, а чаще всего и единственной, выступает невербальная коммуникация, которая позволяет им успешно социализироваться в общество нормально развивающихся людей.

Список литературы

1. Горудко, Т.В. Дополнительная и альтернативная коммуникации : шанс быть услышанным / Т.В. Горудко // Столичное образование. – 2011. – № 1. – С. 40 – 44.

2. Жигорева, М.В. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей, имеющих множественные нарушения в развитии, на начальных этапах обучения / М.В. Жигорева // Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие / М.В. Жигорева. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2008. – С. 136 – 145.

 3. Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционноразвивающего обучения и реабилитации : учеб. - метод. пособие / М. Вентланд [и др.] ; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск: БГПУ, 2009. – 276 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

Презентация для воспитателей на тему: "Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Совместная со взрослым деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Статья на тему «Формирование коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»

Аннотация: в статье идёт речь о компенсаторных способах общения лиц с нарушением зрения. Эта проблема давно является предметом дискуссий различных педагогов....

Выступление на семинаре на тему "Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность"

Выступление на семинаре «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных ви...

Опыт использования и подбор средств альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Учебно-методический материал об опыте использования средств альтернативной коммуникации для детей с ТМНР...