готовимся говорить, писать правильно
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Адаптивная программа преднозначена для подготовки детей 6-7 лет к 1-му классу. В задачи программы входят: формирование фонематического восприятия, профилактика дисграфии и дислексии, различение понятий: звук, слог, слово, предложение, а так же пополнение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shbp_22_chasa.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №20»
Рассмотрено на Утверждено на
заседании НМС. педагогическом совете.
Рекомендовано Протокол № 1
к утверждению «30» августа 2017 г.
на педсовете
Протокол № 1 Директор МБОУ «Лицей №20»
«29» августа 2017 г.
Секретарь НМС_____ И.Г.Бозина__________
Рабочая программа курса
по подготовке детей к школе.
«Готовимся читать и писать правильно»
Количество часов в учебном году – 22; в месяц – 3 часа
Планирование составлено на основе программы:
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни)
Программа: государственная
Учебники:
- 1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни) М.: 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР. М.: Альфа, 1993.
г. Междуреченск, 2017 г.
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………3
- Особенности курса…………………………………………………...4
- Содержание курса……………………………………………………5
- Тематическое планирование…………………………………………6
- Предполагаемые приобретённые знания, умения, навыки………...7
- Список литературы…………………………………………………...8
Пояснительная записка.
Всесторонняя готовность дошкольника к усвоению учебного материала в 1-м классе (6-7 лет) обусловливает психическое, физическое здоровье, а так же спокойную здоровую атмосферу в классе и дома. Основной фундамент развития всех дальнейших учебных навыков строится на усвоенном чтении, письме и счёте.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков и формирования различных навыков, поскольку психика дошкольника восприимчива и гибка к различному взаимодействию.
На уроках по формированию языкового анализа и синтеза логопед формирует у дошкольников такие языковые понятия как звук, слог, слово, предложение, а так же ставит своей задачей предупредить такие нарушения как дисграфия и дислексия. Поэтому задания включают в себя упражнения не только на формирование языковых понятий, но и на дифференциацию звуков, слогов, словоизменение и составление предложений. Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков русского языка, навыки словообразования, словоизменения, правильное проговаривание слов простой и сложной слоговой структуры, сформированный фонематический слух, а так же владение связной речью, монологом и диалогом.
К началу учебного года первоклассник должен легко и чётко различать на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам. Получает своё развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в заданном слове.
На занятиях так же уделяется время развитию словарного запаса дошкольников. Ребёнок должен уметь подбирать антонимы и синонимы к словосочетаниям, понимать многозначность слова, владеть навыком образования слов разными способами, подбирать однокоренные слова. Усваиваются грамматические правила изменения слов и их соединений в предложениях. В своих ответах ребёнок должен использовать развёрнутые сложноподчинённые и сложносочинённые предложения.
Неотъемлемой частью общего развития ребёнка, конечно, является развитая общая и мелкая моторика, а так же ориентировка в пространстве и прежде всего на своём теле. Упражнения на развитие моторики, координации и ориентировке чаще всего включены в физ. минутки. Это пальчиковые ритмизованные игры, подвижные физ.разминки.
Большое значение придаётся формированию у дошкольника мотивации к обучению. Это отражается в индивидуальном подходе к каждому ребёнку и подборе, наряду с учебными, игровых приёмов и мотиваций. Мотивацию позволяет повысить и знание психофизиологических возрастных особенностей 6-7 летнего ребёнка. Это ещё не ученик, но уже не дошкольник, поэтому методы должны быть гибкими и продуктивными, а именно: наглядность, смена деятельности, внимание к каждому, задания чаще в виде игр.
Не последнее место в подготовке дошкольников имеет подготовленность руки к письму. Это и правильное держание ручки, и характер линий (нажим, аккуратность, плавность…) и ориентировка в клетке (печатание, элементы).
Особенности курса.
Программа логопедической работы направлена на преодоление нарушений или формирование у будущих первоклассников речевых и психофизиологических навыков путём проведения фронтальных логопедических занятий. Система занятий отличается от дисциплинарной модели. В основу положены комплексность и игровые приёмы.
Цель курса: формирование предпосылок для развития «школьной зрелости» и готовности ребёнка к обучению через обучение навыкам языкового анализа.
Задачи:
- формировать фонематическое восприятие;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- пополнять словарный запас;
- формировать грамматический строй речи;
- развивать ориентирование в пространстве, на теле, на листе;
- познакомить с правильным артикулированием сложных звуков;
- развивать общую и мелкую моторику;
Продолжительность образовательного курса – 6 месяцев. Занятия проводятся 3 раза в месяц.
Занятие включает в себя всегда 4 этапа:
- Языковой анализ и синтез.
- Развитие лексики и грамматики.
- Развитие общей и мелкой моторики, ориентировка.
- Работа в альбомах (1,2) О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет».
Содержание курса.
Языковой анализ и синтез включают в себя.
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- дифференциация понятий: слово, слог, предложение;
- составление и распространение предложения;
- развитие первоначальных навыков чтения.
Развитие лексико-грамматического строя:
- пополнение и развития понятийного и обобщающего словаря;
- словообразование и словоизменение;
- согласование сущ. с прилаг. и сущ. с глаголом;
- антонимы.
Моторика, ориентировка:
- правильное держание ручки;
- направления;
- ориентировка в клетке;
- пальчиковые игры;
Работа в альбомах:
- умение слышать, удерживать и выполнять инструкцию;
- самостоятельное нахождение страницы;
- правильная посадка;
Тематическое планирование
Тема | К. ч. | Цель | Задачи | Зад в ал. | |
1 | Введе-ние в предмет | 1 | Дать представление о предмете. |
Ориентировка в пространстве. | А-1 |
2 | Звук | 3 | Дать понятие звук. |
5. Звонкие-глухие. | А-1 Ст.3-4, 10 |
3 | Слово | 2 | Научить отличать понятие слово от других языковых единиц. |
| А-1 Ст.11, 23, 12, 21. |
4 | Предло-ги | 2 | Дать понятие: предлог- как языковая единица, обозначающая местонахождение предмета. | 1. Учить составлять предложение по аналогии с заданным предлогом. 2. Определять и понимать значение предлога. 3. Учить считать количество слов в предложении с предлогом. | А-1 Ст. 15,9 |
5 | Слог | 2 | Дать понятие слог. |
3. Научить сливать звуки в слог. 4. Вычленять первый слог из слова. | А-2 Ст. 1,3 |
6 | Диффе-ренциа-ция звуков в слогах и словах | 3 | Тренировать фонематическое восприятие и различение оппозиционных звуков. |
3. Дифференциация оппозиционных звуков в словах. | А-2 31, 10, 17 |
7 | Призна-ки | 2 | Дать понятие: слово-признак. Научить образовывать прилагательные от других частей речи. |
| А-2 32, 10 |
8 | Дей-ствия | 2 | Дать понятие: слово-действие. | 1. Загадывание и отгадывание животного или спортсмена по словам-действиям. | А-2 3,21, 23 |
9 | Предло-жение | 2 | Дать понятие: предложение |
| А-2 2,1,4 |
10 | Звук в слове | 2 | Научить определять место звука в слове. | 1. 1-й звук в слове. 2. Последний звук в слове. 3. Определение места заданного звука в слове. | А-2 13, 15 |
11 | Итого-вое занятие | 1 | Закрепить полученные знания. | 1. Звук (гласные-согласные, глухие-звонкие) 2. Слог. 3. Слово. 4. Предложение | А-2 30, 31 |
Всего | 22 |
К концу курса дети должны
Знать:
- Языковой состав речи.
- Обобщающие понятия.
- Значение предлогов.
- Речевые считалки, поговорки, заклички.
Уметь:
- Различать понятия: звук, слог, слово, предложение. Придумывать слова с заданным звуком в заданном месте, слово с заданным слогом, предложение с заданным словом.
- Различать оппозиционные звуки и слоги изолированно, комбинации слогов и в словах.
- Делить слова на слоги.
- Образовывать и изменять слова.
- Внятно и чётко произносить слова со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.
Используемая литература
- Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников.-М.:Просвещение, 1985.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.-М.:Просвещение, 1985.
- Коноваленко С.В. Как подготовить ребёнка к школе.-М.: Эксмо, 2004.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В Гербовой, Т.С.Комаровой. Издание 3. М.: мозаика. Синтез 2006.
- Д.Денисова, Ю.Дорожин. Рабочие тетради к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. «Уроки грамоты для дошкольников» подготовительная группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
- Т.А.Ашейчик, Л.А.Юрова. Учим ребёнка говорить правильно. Для детей 5-6 лет. С-Петербург: ИД ЛИТЕРА, 2015.
- И.Д.Агеева. 500 стишков для зарядки язычков. М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
- А.А.Гуськова. Развитие речедвигательной координации детей. М.: ТЦ СФЕРА, 2014.
- О.С.Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте (№ 1,2). М.: ГНОМ 2015.
- М.Султанова. Школа фантазёров. Для детей 6-7 лет. М.: Хатбер-пресс, 2012.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР. М.: Альфа, 1993.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни) М.: 1989.
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе.-М., 1998.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа курса
«Готовимся читать и писать правильно»
Адаптированная программа для детей 6-7 лет,
обучающихся в школе будущего первоклассника.
Количество часов- 22
Составители:
*Учитель-логопед МБОУ «Лицей № 20»
Музафарова Оксана Владиславовна
Междуреченск
2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО Как научить ребёнка писать — известно всем. В подготовительной группе надо купить прописи и писать. Если в первом классе будут проблемы с почерком &mda...
Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" по теме: "Что нужно знать о предложениях будущему первокласснику?"
Представлен информационный материал для родителей, направленный на формирование у родителей представлений о понятии "языковой анализ", раскрыта его значимость для овладения детьми письменной...
Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" "В полезные игры играем - фонематический слух развиваем"
Представлен информационный материал для родителей детей старшего дошкольного возраста ОНР, ФФНР, направленный на формирование у родителей понятия "фонематический слух", его значимости в овла...
Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" по теме "Играем - грамматический строй развиваем"
Представлен практический материал, который может быть использован родителями детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Предсталены игры и упражнения, направленные на закрепление...
Серия презентационных материалов из цикла "Я буду говорить и писать правильно" для организации родительских собраний
Представлена серия презентационных материалов для проведения родительских собраний с родителями детей старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями ре...
Буду говорить, читать, писать правильно!
Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения...