готовимся говорить, писать правильно
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Музафарова Оксана Владиславовна

Адаптивная программа преднозначена для подготовки детей 6-7 лет к 1-му классу. В задачи программы входят: формирование фонематического восприятия, профилактика дисграфии и дислексии, различение понятий: звук, слог, слово, предложение, а так же пополнение словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shbp_22_chasa.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №20»

Рассмотрено на                                                                                                                     Утверждено на                                  

заседании НМС.                                                                                                                    педагогическом совете.

Рекомендовано                                                                                                                      Протокол № 1  

к утверждению                                                                                                                      «30» августа 2017 г.

на педсовете

Протокол № 1                                                                                                                        Директор МБОУ «Лицей №20»

«29» августа 2017 г.

Секретарь  НМС_____                                                                                                          И.Г.Бозина__________                            

                                  Рабочая программа курса

                                             по подготовке детей к школе.

«Готовимся читать и писать правильно»

 Количество часов в учебном году – 22; в месяц – 3 часа

 Планирование составлено на основе  программы:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни)

Программа: государственная

 

Учебники:

  1. 1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни) М.: 1989. 
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР. М.: Альфа, 1993.

                                                       

                                                       

                                                       

г. Междуреченск, 2017 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………3
  2. Особенности курса…………………………………………………...4
  3. Содержание курса……………………………………………………5
  4. Тематическое планирование…………………………………………6
  5. Предполагаемые приобретённые знания, умения, навыки………...7
  6. Список литературы…………………………………………………...8

Пояснительная записка.

 Всесторонняя готовность дошкольника к усвоению учебного материала в 1-м классе (6-7 лет) обусловливает психическое, физическое здоровье, а так же спокойную здоровую атмосферу в классе и дома. Основной фундамент развития всех дальнейших учебных навыков строится на усвоенном чтении, письме и счёте.

    Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков и формирования различных навыков, поскольку психика дошкольника восприимчива и гибка к различному взаимодействию.

    На уроках по формированию языкового анализа и синтеза логопед формирует у дошкольников такие языковые понятия как звук, слог, слово, предложение, а так же ставит своей задачей предупредить такие нарушения как дисграфия и дислексия. Поэтому задания включают в себя упражнения не только на формирование языковых понятий, но и на дифференциацию звуков, слогов, словоизменение и составление предложений. Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков русского языка, навыки словообразования, словоизменения, правильное проговаривание слов простой и сложной слоговой структуры, сформированный фонематический слух, а так же владение связной речью, монологом и диалогом.

     К началу учебного года первоклассник должен легко и чётко различать на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам. Получает своё развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в заданном слове.

     На занятиях так же уделяется время развитию словарного запаса дошкольников. Ребёнок должен уметь подбирать антонимы и синонимы к словосочетаниям, понимать многозначность слова, владеть навыком образования слов разными способами, подбирать однокоренные слова. Усваиваются грамматические правила изменения слов и их соединений в предложениях. В своих ответах ребёнок должен использовать развёрнутые сложноподчинённые и сложносочинённые предложения.

     Неотъемлемой частью общего развития ребёнка, конечно, является развитая общая и мелкая моторика, а так же ориентировка в пространстве и прежде всего на своём теле. Упражнения на развитие моторики, координации и ориентировке чаще всего включены в физ. минутки. Это пальчиковые ритмизованные игры, подвижные физ.разминки.

     Большое значение придаётся формированию у дошкольника мотивации к обучению. Это отражается в индивидуальном подходе к каждому ребёнку и подборе, наряду с учебными, игровых приёмов и мотиваций. Мотивацию позволяет повысить и знание психофизиологических возрастных особенностей 6-7 летнего ребёнка. Это ещё не ученик, но уже не дошкольник, поэтому методы должны быть гибкими и продуктивными, а именно: наглядность, смена деятельности, внимание к каждому, задания чаще в виде игр.

      Не последнее место в подготовке дошкольников имеет подготовленность руки к письму.  Это и правильное держание ручки, и характер линий (нажим, аккуратность, плавность…) и ориентировка в клетке (печатание, элементы).

Особенности курса.

      Программа логопедической работы направлена на преодоление нарушений или формирование у будущих первоклассников речевых и психофизиологических навыков путём проведения фронтальных логопедических занятий. Система занятий отличается от дисциплинарной модели. В основу положены комплексность и игровые приёмы.

Цель курса: формирование предпосылок для развития «школьной зрелости» и готовности ребёнка к обучению через обучение навыкам языкового анализа.

Задачи:

  • формировать фонематическое восприятие;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза;
  •  пополнять словарный запас;
  • формировать грамматический строй речи;
  • развивать ориентирование в пространстве, на теле, на листе;
  • познакомить с правильным артикулированием сложных звуков;
  • развивать общую и мелкую моторику;

Продолжительность образовательного курса – 6 месяцев. Занятия проводятся 3 раза в месяц.

       

     Занятие включает в себя всегда 4 этапа:

  1. Языковой анализ и синтез.
  2. Развитие лексики и грамматики.
  3. Развитие общей и мелкой моторики, ориентировка.
  4. Работа в альбомах (1,2)  О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет».

 


Содержание курса.

Языковой анализ и синтез включают в себя.

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • дифференциация понятий: слово, слог, предложение;
  • составление и распространение предложения;
  • развитие первоначальных навыков чтения.

Развитие лексико-грамматического строя:

  • пополнение и развития понятийного и обобщающего словаря;
  •  словообразование и словоизменение;
  • согласование сущ. с прилаг. и сущ. с глаголом;
  • антонимы.

Моторика, ориентировка:

  • правильное держание ручки;
  • направления;
  • ориентировка в клетке;
  • пальчиковые игры;

Работа в альбомах:

  • умение слышать, удерживать и выполнять инструкцию;
  • самостоятельное нахождение страницы;
  • правильная посадка;

Тематическое планирование

Тема

К.

ч.

Цель

Задачи

Зад

в ал.

1

Введе-ние в предмет

1

Дать представление о предмете.

  1. Правила поведения на занятии и на перемене.
  2. Понятия: речь, звук, слово.
  3. Развитие моторики.

Ориентировка в пространстве.

А-1

2

Звук

3

Дать понятие звук.

  1. Звуки речевые и неречевые.
  2. Узнавание данного звука в потоке других.
  3. Звук-буква.
  4. Гласные-согласные.

5. Звонкие-глухие.

А-1

Ст.3-4, 10

3

Слово

2

Научить отличать понятие слово от других языковых единиц.

  1. Счёт слов не связанных мыслью. (Предметный тематический словарь).
  2. Словообразование (уменьш.-ласк.форма, детёныши).
  3. Обр.мн.числа., согл. с числительным.

А-1

Ст.11,

23,

12,

21.

4

Предло-ги

2

Дать понятие:

предлог- как языковая единица, обозначающая местонахождение предмета.

1. Учить составлять предложение по аналогии с заданным предлогом.

2. Определять и понимать значение предлога.

3. Учить считать количество слов в предложении с предлогом.

А-1

Ст.

15,9

5

Слог

2

Дать понятие слог.

  1. Научить делить слова на слоги разными способами и считать их количество.
  2. Подбирать слова на заданное количество слогов.

3.  Научить сливать звуки в слог.

4. Вычленять первый слог из слова.

А-2

Ст. 1,3

6

Диффе-ренциа-ция звуков в слогах и словах

3

Тренировать фонематическое восприятие и различение оппозиционных звуков.

  1. Схожие по звучанию звуки. Сходства, различия.(Ш,Щ,Ч) (С,Ц,Т)
  2. Дифференциация оппозиционных слогов.

3. Дифференциация оппозиционных звуков в словах.

А-2

31,

10,

17

7

Призна-ки

2

Дать понятие: слово-признак. Научить образовывать прилагательные от других частей речи.

  1. Загадывание и отгадывание предмета только по признакам.
  2. Образование прилагательных от сущ.в роде (сок, варенье, карамель). Из чего сделан предмет.
  3. Антонимы.

А-2

32,

10

8

Дей-ствия

2

Дать понятие: слово-действие.

1. Загадывание и отгадывание животного или спортсмена по словам-действиям.

А-2

3,21,

23

9

Предло-жение

2

Дать понятие: предложение

  1. Счет слов в предложении.
  2. Составление предложений с заданными словами и по теме.

А-2

2,1,4

10

Звук в слове

2

Научить определять место звука в слове.

1. 1-й звук в слове.

2. Последний звук в слове.

3. Определение места заданного звука в слове.

А-2

13,

15

11

Итого-вое занятие

1

Закрепить полученные знания.

1. Звук (гласные-согласные, глухие-звонкие)

2. Слог.

3. Слово.

4. Предложение

А-2

30,

31

Всего

22

К концу курса дети должны

Знать:

  1. Языковой состав речи.
  2. Обобщающие понятия.
  3. Значение предлогов.
  4. Речевые считалки, поговорки, заклички.

Уметь:

  1. Различать понятия: звук, слог, слово, предложение. Придумывать слова с заданным звуком в заданном месте, слово с заданным слогом, предложение с заданным словом.
  2. Различать оппозиционные звуки и слоги изолированно,  комбинации слогов и в словах.
  3. Делить слова на слоги.
  4. Образовывать и изменять слова.
  5. Внятно и чётко произносить слова со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.

Используемая литература

  1. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников.-М.:Просвещение, 1985.
  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.-М.:Просвещение, 1985.
  3. Коноваленко С.В. Как подготовить ребёнка к школе.-М.: Эксмо, 2004.
  4.  Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В Гербовой, Т.С.Комаровой. Издание 3. М.: мозаика. Синтез 2006.
  5. Д.Денисова, Ю.Дорожин. Рабочие тетради к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. «Уроки грамоты для дошкольников» подготовительная группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,  2010.
  6. Т.А.Ашейчик, Л.А.Юрова. Учим ребёнка говорить правильно. Для детей 5-6 лет. С-Петербург: ИД ЛИТЕРА, 2015.
  7. И.Д.Агеева. 500 стишков для зарядки язычков. М.: ТЦ СФЕРА,  2009.
  8. А.А.Гуськова. Развитие речедвигательной координации детей. М.: ТЦ СФЕРА,  2014.
  9. О.С.Гомзяк.  Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте (№ 1,2). М.: ГНОМ 2015.
  10.  М.Султанова. Школа фантазёров. Для детей 6-7 лет. М.: Хатбер-пресс, 2012.
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР. М.: Альфа, 1993.
  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни) М.: 1989. 
  13.  Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе.-М., 1998.

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа курса

«Готовимся читать и писать правильно»

Адаптированная программа для детей 6-7 лет,

обучающихся в школе будущего первоклассника.

              Количество часов- 22

Составители:

                                                       *Учитель-логопед МБОУ «Лицей № 20»

                                                        Музафарова Оксана Владиславовна

                                                       

                             

Междуреченск

                                                               2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО Как научить ребёнка писать — известно всем. В подготовительной группе надо купить прописи и писать. Если в первом классе будут проблемы с почерком &mda...

Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" по теме: "Что нужно знать о предложениях будущему первокласснику?"

Представлен информационный материал для родителей, направленный на формирование у родителей представлений о понятии "языковой анализ", раскрыта его значимость для овладения детьми письменной...

Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" "В полезные игры играем - фонематический слух развиваем"

Представлен информационный материал для родителей детей старшего дошкольного возраста ОНР, ФФНР, направленный на формирование у родителей понятия "фонематический слух", его значимости в овла...

Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" по теме "Играем - грамматический строй развиваем"

Представлен практический материал, который может быть использован родителями детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Предсталены игры и упражнения, направленные на закрепление...

Серия презентационных материалов из цикла "Я буду говорить и писать правильно" для организации родительских собраний

Представлена серия презентационных материалов для проведения родительских собраний с родителями детей старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями ре...

Буду говорить, читать, писать правильно!

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения...