Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселая логоритмика"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселая логоритмика" предназначена для работы с детьми 3-6лет. Материал будет полезен как логопедам, так и воспитателям. Включение занятий по логоритмике в общий комплекс мероприятий по преодолению нарушений речи у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения.Реализация данной программы позволит детям преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА | 145.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2127»
Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672
Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru
ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школы № 2127 от «____» _________________2017 г. протокол № ___________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школы № 2127 _____________ «____» ____2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА
Направленность программы: коррекционно-развивающая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель программы:
Шик Людмила Владимировна
учитель-логопед
Москва-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
Для дошкольников с нарушением речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.
Для детей с речевой патологией часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные примерной общеобразовательной программой дошкольного образования.
В современной логопедии принцип комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в период дошкольного детства, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению нарушений речи у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной работы логопеда по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
Реализация данной программы позволит детям преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.
Цель и задачи программы:
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Цель программы – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Задачи программы:
Коррекционные задачи:
- уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;- расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
- преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также совершенствование и развитие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).
Образовательные задачи:
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия.
- формирование двигательных навыков и умений, понятия о пространственной организации тела, знакомство с некоторыми музыкальными понятиями.
Развивающие задачи:
- развивать и увеличивать объем зрительной памяти;
- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение.
- выработать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
Воспитательные задачи:
-воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и особенного ритма движения;
- воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи;
- развивать коммуникативные способности.
Новизна и отличительные особенности программы:
Новизна программы заключается в создании условий для коррекции речевых нарушений у детей через организацию кружковой деятельности. А также в новых подходах к структурированию тематического плана и содержания работы, расширения разнообразия базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно-компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов), которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность.
Возраст обучающихся по программе: 3-6 лет
Срок реализации программы: 2 года
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная, групповая (занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы – до 15 человек)
Режим занятий:
В соответствии с нормативными документами и современными требованиями СанПиНов установлена продолжительность занятий:
Группа Продолжительность кол-во в неделю кол-во в год
Средняя 20 минут 1 37
Старшая 25 минут 1 37
Подготовительная 30 мин 1 37
Перерывы между занятиями 10 минут (для проветривания и подготовки к занятиям)
Типы занятий : теоретические и практические .
Диагностика проводится 2 раза в год: в сентябре (вводная) и мае (итоговая).
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
1 год обучения
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- усвоение норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми;
- усвоение знаний о себе, других людях, объектах окружающего мира, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- усвоение знаний о звуках (речевых и неречевых);
- усвоение знаний о произведениях искусства (словесного и музыкального);
- закрепление знаний о музыкальных жанрах (песня, танец, марш);
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
- владеть речью, как средством общения;
- уметь выполнять простейшие танцевальные движения;
- уметь слушать музыкальные произведения, определять характер произведения, различать звуки по высоте, различать темп произведения.
- уметь воспроизводить движения, показываемые взрослым; выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
2 год обучения
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- усвоение норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми;
- усвоение знаний о принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- усвоение знаний о звуках (речевых и неречевых);
- усвоение знаний о звуковой и интонационной культуре речи, о компонентах устной речи (грамматического строя, связной речи, словарного запаса);
- усвоение знаний о произведениях искусства (словесного и музыкального);
- закрепление знаний о музыкальных жанрах (песня, танец, марш);
- усвоение знаний о нормах безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
- обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- совершенствование навыков координации артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- совершенствование ритмического, тембрового и звуковысотного слуха;
- закрепление умений играть на музыкальных инструментах (металлофоне, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, ложках, погремушках, треугольниках);
- уметь импровизировать род музыку соответствующего характера;
- закреплять навыки выразительного исполнения песен; брать дыхание и удерживать его до конца фразы;
- закрепление понятий (темп, ритм), жанров (песня, танец, марш);
По окончании программы:
Программные требования к уровню воспитанности:
- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др.
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований физических и психических особенностей.
Программные требования к уровню развития:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения;
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, стихи и др.)
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание итоговых занятий:
Итоговые занятия могут проводиться в форме игры-путешествия или обобщающего занятия по теме, а так же в форме концерта или праздника.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков . Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Занятия имеют свою структуру, отдельные компоненты которых позволяют решать определенные задачи содержания программы «Логоритмика».
Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Музыкальный ритм используется как организующий момент (метод эмоциональной насыщенности).
Для достижения наилучших результатов занятия логопедической ритмикой строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки.
Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой.
Схема занятия:
- Подготовительная часть – 3-7 минут.
Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
- Основная часть – 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
• на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
• на развитие внимания;
• регулирующие мышечный тонус;
• счётные упражнения;
• формирующие чувство музыкального размера;
• на развитие чувства темпа и ритма;
• на развитие координации движения;
• на координацию речи с движением;
• на координацию пения с движением;
• на развитие речевых и мимических движений.
- Заключительная часть – 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Критерии оценки учебных результатов программы:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и педагогами групп.
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.
Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей.
Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. -
2-й элемент: - .. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
- силу движений,
- точность движений,
- темп движений,
- координацию движений,
- переключение с одного движения на другое.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение с одного движения на другое.
- «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
- Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
- Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций». (Приложение № 1)
Способы фиксации учебных результатов программы:
Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций». (Приложение № 1)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | контр.воросы |
2. | Времена года | 8 | |||
2.1 | Осень | 1 | 1 | творч.задание | |
2.2 | Краски осени | 1 | 1 | практ.задание | |
2.3 | Зима | 1 | 1 | контр.воросы | |
2.4 | Декабрь. Новогодний праздник | 1 | 1 | практ.задание | |
2.5 | Зимняя сказка | 1 | 1 | практ.задание | |
2.6 | Весна | 1 | 1 | контр.воросы | |
2.7 | Первоцветы. Весенние цветы | 1 | 1 | контр.воросы | |
2.8 | Здравствуй, лето! | 1 | 1 | творч.задание | |
3. | Мир растений | 5 | |||
3.1 | Собираем урожай (овощи) | 1 | 1 | контр.воросы | |
3.2 | Собираем урожай (фрукты) | 1 | 1 | контр.воросы | |
3.3 | Грибы | 1 | 1 | творч.задание | |
3.4 | Деревья | 1 | 1 | практ.задание | |
3.5 | Ягоды | 1 | 1 | творч.задание | |
4. | Мир предметов | 10 | |||
4.1 | Игрушки | 1 | 1 | контр.воросы | |
4.2 | Инструменты (садовые) | 1 | 1 | практ.задание | |
4.3 | Инструменты (музыкальные) | 1 | 1 | контр.воросы | |
4.4 | Посуда | 1 | 1 | творч.задание | |
4.5 | Мебель | 1 | 1 | практ.задание | |
4.6 | Транспорт | 1 | 1 | практ.задание | |
4.7 | Одежда | 1 | 1 | ||
4.8 | Обувь | 1 | 1 | контр.воросы | |
4.9 | Головные уборы | 1 | 1 | контр.воросы | |
4.10 | Электроприборы | 1 | 1 | творч.задание | |
5. | Животные | 6 | |||
5.1 | Домашние животные | 1 | 1 | практ.задание | |
5.2 | Дикие животные | 1 | 1 | контр.воросы | |
5.3 | Домашние птицы | 1 | 1 | контр.воросы | |
5.4 | Дикие птицы | 1 | 1 | творч.задание | |
5.5 | Насекомые | 1 | 1 | контр.воросы | |
5.6 | Рыбы | 1 | 1 | практ.задание | |
6. | Человек | 6 | |||
6.1 | Семья | 1 | 1 | творч.задание | |
6.2 | Человек (тело человека) | 1 | 1 | контр.воросы | |
6.3 | Продукты питания | 1 | 1 | практ.задание | |
6.4 | Профессии | 1 | 1 | контр.воросы | |
6.5 | Родина. Отечество | 1 | 1 | практ.задание | |
6.6 | Космос | 1 | 1 | практ.задание | |
6.7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 1 | контр.воросы |
Итого: | 37 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 37 учебных недель;
– одну учебную группу.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | контр.воросы |
2. | Времена года | 8 | практ.задание | ||
2.1 | Золотая осень | 1 | 1 | творч.задание | |
2.2 | Что нам осень принесла | 1 | 1 | практ.задание | |
2.3 | Зима | 1 | 1 | творч.задание | |
2.4 | Декабрь. Новогодний праздник | 1 | 1 | практ.задание | |
2.5 | Зимние узоры | 1 | 1 | контр.воросы | |
2.6 | Весенние лучи | 1 | 1 | творч.задание | |
2.7 | На весеннем лугу (цветы) | 1 | 1 | практ.задание | |
2.8 | Здравствуй, лето! | 1 | 1 | творч.задание | |
3. | Мир растений | 5 | контр.воросы | ||
3.1 | Спор овощей | 1 | 1 | практ.задание | |
3.2 | Фрукты | 1 | 1 | творч.задание | |
3.3 | Лукошко грибов | 1 | 1 | контр.воросы | |
3.4 | Деревья | 1 | 1 | творч.задание | |
3.5 | Ягоды | 1 | 1 | практ.задание | |
4. | Мир предметов | 10 | |||
4.1 | Игрушки | 1 | 1 | практ.задание | |
4.2 | Инструменты (садовые) | 1 | 1 | практ.задание | |
4.3 | Инструменты (музыкальные) | 1 | 1 | практ.задание | |
4.4 | Посуда | 1 | 1 | контр.воросы | |
4.5 | Откуда стол пришел? | 1 | 1 | творч.задание | |
4.6 | Транспорт | 1 | 1 | практ.задание | |
4.7 | Одежда | 1 | 1 | контр.воросы | |
4.8 | Обувь | 1 | 1 | контр.воросы | |
4.9 | Головные уборы | 1 | 1 | творч.задание | |
4.10 | Бытовые приборы | 1 | 1 | творч.задание | |
5. | Животные | 6 | |||
5.1 | Домашние животные | 1 | 1 | практ.задание | |
5.2 | Дикие животные | 1 | 1 | контр.воросы | |
5.3 | Домашние птицы | 1 | 1 | творч.задание | |
5.4 | Дикие птицы | 1 | 1 | творч.задание | |
5.5 | Насекомые | 1 | 1 | практ.задание | |
5.6 | Рыбы | 1 | 1 | контр.воросы | |
6. | Человек | 6 | |||
6.1 | Семья | 1 | 1 | творч.задание | |
6.2 | Человек (тело человека) | 1 | 1 | практ.задание | |
6.3 | Продукты питания | 1 | 1 | творч.задание | |
6.4 | Кем быть? | 1 | 1 | творч.задание | |
6.5 | Родина. Отечество | 1 | 1 | практ.задание | |
6.6 | Космос | 1 | 1 | творч.задание | |
6.7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 1 | контр.воросы |
Итого: | 37 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 37 учебных недель;
– одну учебную группу.
Календарно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма | Место |
проведения занятия | |||||
1. | 05.09.16 | Вводное занятие | 1 | групповое | муз.зал |
2. | 12.09.16 | Осень | 1 | групповое | муз.зал |
3. | 19.09.16 | Краски осени | 1 | групповое | муз.зал |
4. | 26.09.16 | Собираем урожай(овощи) | 1 | групповое | муз.зал |
5. | 03.10.16 | Собираем урожай(фрукты) | 1 | групповое | муз.зал |
6. | 10.10.16 | Деревья | 1 | групповое | муз.зал |
7. | 17.10.16 | Грибы | 1 | групповое | муз.зал |
8. | 24.10.16 | Инструменты садовые | 1 | групповое | муз.зал |
9. | 31.10.16 | Игрушки | 1 | групповое | муз.зал |
10. | 07.11.16 | Посуда | 1 | групповое | муз.зал |
11. | 14.11.16 | Одежда | 1 | групповое | муз.зал |
12. | 21.11.16 | Обувь | 1 | групповое | муз.зал |
13. | 28.11.16 | Головные уборы | 1 | групповое | муз.зал |
14. | 05.12.16 | Зима | 1 | групповое | муз.зал |
15. | 12.12.16 | Дикие животные | 1 | групповое | муз.зал |
16. | 19.12.16 | Домашние животные | 1 | групповое | муз.зал |
17. | 26.12.16 | Декабрь.Новогодний праздник | 1 | групповое | муз.зал |
18. | 09.01.17 | Зимняя сказка | 1 | групповое | муз.зал |
19. | 16.01.17 | Дикие птицы | 1 | групповое | муз.зал |
20. | 23.01.17 | Домашние птицы | 1 | групповое | муз.зал |
21. | 30.01.17 | Электроприборы | 1 | групповое | муз.зал |
22. | 06.02.17 | Человек (тело человека) | 1 | групповое | муз.зал |
23. | 13.02.17 | Профессии | 1 | групповое | муз.зал |
24. | 20.02.17 | Родина. Отечество | 1 | групповое | муз.зал |
25. | 27.02.17 | Продукты питания | 1 | групповое | муз.зал |
26. | 06.03.17 | Семья | 1 | групповое | муз.зал |
27. | 13.03.17 | Весна | 1 | групповое | муз.зал |
28. | 20.03.17 | Инструменты музыкальные | 1 | групповое | муз.зал |
29. | 27.03.17 | Мебель | 1 | групповое | муз.зал |
30. | 03.04.17 | Транспорт | 1 | групповое | муз.зал |
31. | 10.04.17 | Космос | 1 | групповое | муз.зал |
32. | 17.04.17 | Первоцветы. Весенние цветы | 1 | групповое | муз.зал |
33. | 24.04.17 | Рыбы | 1 | групповое | муз.зал |
34. | 08.05.17 | Насекомые | 1 | групповое | муз.зал |
35. | 15.05.17 | Ягоды | 1 | групповое | муз.зал |
36. | 22.05.17 | Здравствуй, лето! | 1 | групповое | муз.зал |
37. | 29.05.17 | Итоговое занятие | 1 | групповое | муз.зал |
Календарно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма | Место |
проведения занятия | |||||
1. | 04.09.17 | Вводное занятие | 1 | групповое | муз.зал |
2. | 11.09.17 | Золотая осень | 1 | групповое | муз.зал |
3. | 18.09.17 | Что нам осень принесла | 1 | групповое | муз.зал |
4. | 25.09.17 | Спор овощей | 1 | групповое | муз.зал |
5. | 02.10.17 | Фрукты | 1 | групповое | муз.зал |
6. | 09.10.17 | Деревья | 1 | групповое | муз.зал |
7. | 16.10.17 | Лукошко грибов | 1 | групповое | муз.зал |
8. | 23.10.17 | Инструменты садовые | 1 | групповое | муз.зал |
9. | 30.10.17 | Игрушки | 1 | групповое | муз.зал |
10. | 06.11.17 | Посуда | 1 | групповое | муз.зал |
11. | 13.11.17 | Одежда | 1 | групповое | муз.зал |
12. | 20.11.17 | Обувь | 1 | групповое | муз.зал |
13. | 27.11.17 | Головные уборы | 1 | групповое | муз.зал |
14. | 04.12.17 | Зима | 1 | групповое | муз.зал |
15. | 11.12.17 | Дикие животные | 1 | групповое | муз.зал |
16. | 18.12.17 | Домашние животные | 1 | групповое | муз.зал |
17. | 25.12.17 | Декабрь.Новогодний праздник | 1 | групповое | муз.зал |
18. | 15.01.18 | Зимние узоры | 1 | групповое | муз.зал |
19. | 22.01.18 | Дикие птицы | 1 | групповое | муз.зал |
20. | 29.01.18 | Домашние птицы | 1 | групповое | муз.зал |
21. | 05.02.18 | Бытовые приборы | 1 | групповое | муз.зал |
22. | 12.02.18 | Человек (тело человека) | 1 | групповое | муз.зал |
23. | 19.02.18 | Кем быть? | 1 | групповое | муз.зал |
24. | 26.02.18 | Родина. Отечество | 1 | групповое | муз.зал |
25. | 05.03.18 | Продукты питания | 1 | групповое | муз.зал |
26. | 12.03.18 | Семья | 1 | групповое | муз.зал |
27. | 19.03.18 | Весенние лучи | 1 | групповое | муз.зал |
28. | 26.03.18 | Инструменты музыкальные | 1 | групповое | муз.зал |
29. | 02.04.18 | Откуда стол пришел? | 1 | групповое | муз.зал |
30. | 09.04.18 | Транспорт | 1 | групповое | муз.зал |
31. | 16.04.18 | Космос | 1 | групповое | муз.зал |
32. | 23.04.18 | На весеннем лугу | 1 | групповое | муз.зал |
33. | 30.04.18 | Рыбы | 1 | групповое | муз.зал |
34. | 07.05.18 | Насекомые | 1 | групповое | муз.зал |
35. | 14.05.18 | Ягоды | 1 | групповое | муз.зал |
36. | 21.05.18 | Здравствуй, лето! | 1 | групповое | муз.зал |
37. | 28.05.18 | Итоговое занятие | 1 | групповое | муз.зал |
Содержание программы
- 1 раздел. Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми.
Практика: Научить безопасному поведению во время занятий.
- 2 раздел. Времена года
Тема 2.1: Осень (1-й год обучения); Золотая осень (2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей об осени, как времени года.
Практика: Активизировать словарный запас детей по лексической теме «Осень».
Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
Развивать ритмические способности детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
Тема 2.2 Краски осени (1-й год обучения); Что нам осень принесла? (2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей об осени, как времени года.
Практика: Активизировать словарный запас детей по лексической теме «Осень».
Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
Тема: 2.3 Зима(1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме.
Практика: Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 2.4 Декабрь. Новогодний праздник (1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме.
Практика: Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Развивать творческие способности детей.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Тема 2.5 Зимняя сказка (1-й год обучения); Зимние узоры (2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей о приметах зимы, зимних играх и забавах.
Практика: Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Тема 2.6 Весна (1-й год обучения); Весенние лучи (2-й год обучения)
Теория: Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
Практика: Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 2.7 Первоцветы. Весенние цветы(1-й год обучения);На весеннем лугу(2-й год обучения)
Теория: Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
Практика: Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 2.8 Здравствуй, лето! (1-й и 2-й год обучения)
Теория:Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика:Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Раздел 3 Мир растений
Тема 3.1 Собираем урожай (овощи) (1-й год обучения); Спор овощей(2-й год обучения);
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Закрепить знания детей о сезонных работах на огороде.
Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
Воспитывать у детей любовь к природе. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
Тема 3.2 Собираем урожай (фрукты) (1-й год обучения); Фрукты(2-й год обучения);
Теория: Закрепить знания детей по теме.
Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
Практика: Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать у детей умение выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать ритмические способности детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
Воспитывать у детей любовь к природе.
Тема 3.3 Грибы (1-й год обучения); Лукошко грибов (2-й год обучения)
Теория: Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Тема 3.4 Деревья (1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме.
Практика: Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Развивать творческие способности детей.
Тема 3.5 Ягоды (1-й и 2-й год обучения)
Теория:Закрепить знания детей о ягодах и их пользе. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Ввести активный словарь детей названия ягод, витаминов.
Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АУ], [УА].
Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
Воспитывать у детей привычку к здоровому питанию, образу жизни.
Раздел 4 Мир предметов
Тема 4.1 Игрушки (1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки и учебные принадлежности.
Практика: Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
Развивать слуховое внимание.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
Тема 4.2 Инструменты (садовые) (1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
Развивать ритмические способности детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Тема 4.3 Инструменты (музыкальные) (1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
Развивать ритмические способности детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Тема: 4.4 Посуда (1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.
Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Тема 4.5 Мебель. (1-й год обучения); Откуда стол пришел? (2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме «Мебель». Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.
Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Воспитывать трудолюбие.
Тема: 4.6 Транспорт(1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
Дать детям знания о правилах безопасности на дороге.
Практика: Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
Развивать ритмические способности детей.
Тема 4.7 Одежда (1-й и 2-й год обучения)
Теория: Систематизировать знания детей о различных видах одежды.
Дать детям знания классификации одежды по сезону.
Дать детям знания классификации одежды по сезону.
Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
Практика: Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.
Тема 4.8 Обувь(1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Тема 4.9 Электроприборы(1-й год обучения); Бытовые приборы(2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.
Раздел 5 Животные
Тема 5.1 Домашние животные(1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
Практика: Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
Развивать мимику детей и пантомимику.
Воспитывать правильное речевое дыхание.
Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев.
Тема: 5.2 Дикие животные(1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
Практика: Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 5.3 Домашние птицы(1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Систематизировать у детей знания о домашних птицах.
Практика: Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать ритмические способности детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 5.4 Дикие птицы(1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закреплять знания детей о перелетных птицах. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 5.5 Насекомые(1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепление знаний о жизни насекомых.
Практика: Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
Развивать мимику детей и пантомимику.
Воспитывать правильное речевое дыхание.
Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Тема 5.6 Рыбы(1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Систематизировать знания детей о рыбах рек и морей.
Практика: Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Раздел 6 Человек
Тема 6.1 Семья(1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Развивать ритмические способности детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.
Тема 6.2 Человек (тело человека) (1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим.
Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
Тема 6.3 Продукты питания (1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.
Тема 6.4 Профессии (1-й год обучения); Кем быть? (2-й год обучения);
Теория: Закрепить знания детей о различных профессиях.
Практика: Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.
Тема 6.5 Родина. Отечество(1-й и 2-й год обучения)
Теория: Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации. Закрепить знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре.
Практика: Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
Тема 6.6 Космос (1-й и 2-й год обучения)
Теория: Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика: Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Название учебной темы | Название и форма методического материала |
«Осень», «Золотая осень», «Что нам осень принесла?» | Музыкальный материал занятия «Мой зонтик». CD Пальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Осень наступила», «Скворушка», «Осень спросим» CD «Здравствуй, осень золотая» Дополнительный материал «Песенка кота Леопольда» Б.Савельев- М. Пляцковский (Дождик босиком…) «Осенняя песнь» П.Чайковский «Дождь» - под музыку изобразить, как падает дождь на траву, на деревья, как дети надевают сапоги, прыгают через лужи, убегают от дождя. «Он пришёл» (-так было в мире всегда… За безмятежным летом Осень приходит следом…) «Разноцветная игра»-танец с зонтиками. |
«Собираем урожай» «Овощи» | Музыкальный материал занятия «Осень наступила», «Урожай». CD «Здравствуй, осень золотая» «Пугало» CD «Аэробика. Е.Железнова» Дополнительный материал «Антошка» В.Шаинский-Ю.Энтин хоровод «Огород» |
«Собираем урожай» «Фрукты» | Музыкальный материал занятия «Пугало» «Лимпопо». CD «Аэробика. Е.Железнова» Дополнительный материал «Во саду ли в огороде» обр. Римского-Корсакова «Яблочко» (матросский танец) «Мы делили апельсин» |
«Деревья» | Музыкальный материал занятия «Лягушата», «Лимпопо». CD «Аэробика. Е.Железнова» Дополнительный материал «Во поле берёза стояла» русская народная песня «То берёзка, то рябина» «Скворушка» «Люди-деревья» - под музыку изобразить дерево (руки подняты вверх над головой): подул ветер, дерево качается, листья кружатся и падают на землю. «В лесу родилась ёлочка…» |
«Грибы», «Лукошко грибов» | Музыкальный материал занятия «Ходим, ходим, стоп». CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова. «Грибок» CD «Ах, вы, сени!» Дополнительный материал «Мы пошли в лесочек, Мы нашли грибочек, А грибочек маленький, А грибочек красненький, Он под деревом сидит И на нас глядит». – Логоритмика. «По грибы» сл. и муз. Л. Абелян |
«Садовые инструменты» | Музыкальный материал занятия «Лимпопо». CD «Аэробика. Е.Железнова» «Замок» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Наша пила» (плясовая песенка на мотив «Как у наших у ворот»)) Дополнительный материал «Наша пила» (на мотив «Как у наших у ворот»). |
«Игрушки» | Музыкальный материал занятия «Покачай-передай». CD «Весёлая логоритмика. Е.Железнова» «Вместе с нами» CD «Аэробика. Е.Железнова» Дополнительный материал «Песня Чебурашки», «Буратино», «Спят усталые игрушки», вальс «Игрушка» П.И.Чайковский «Весёлые матрёшки» сл.Л.Некрасовой, муз. Ю.Слонова «Мишка с куклой пляшут полечку» перевод Н.Найдёновой, муз. В.Витлина |
«Посуда» | Музыкальный материал занятия «Чай». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова Дополнительный материал «Самовар» Е.Птичкин-М.Пляцковский «Антошка» |
«Одежда» | Музыкальный материал занятия «Лимпопо». CD «Аэробика. Е.Железнова» «Перчатка» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Ходим в шляпах». CD «Весёлая логоритмика» Дополнительный материал «Песня Красной Шапочки», «Воду в тазик мы налили И одежду замочили Мылом мылили, стирали, Хорошенько полоскали. А теперь всё отожмём, Хорошенечко встряхнём. Развесим на верёвку, прищепкой щёлкнем ловко. А подсохнет – что потом? Всё погладим утюгом. Костюмированные танцы. Муз. А. Варламова «Красный сарафан»-прослушивание, пение вокализов. «Стирка белья» - танцевальные движения |
«Обувь» | Музыкальный материал занятия «Лимпопо». CD «Аэробика. Е.Железнова» Дополнительный материал «Каблучки» русская народная песня, кадриль |
«Головные уборы» | Музыкальный материал занятия Игра «Ну, ребята, не зевайте, шапочку передавайте!» Дополнительный материал И.Финк «Шапка» |
«Зима», «Зимние узоры», «Зимняя сказка», | Музыкальный материал занятия «Мороз» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Играем в снежки». CD Весёлая логоритмика»Е.Железнова «Зима» CD «Ах, вы, сени!» Дополнительный материал «Кабы не было зимы» «Три белых коня» «Что нам нравится зимой» сл. Л.Некрасовой, муз. Е.Тиличевой. «Это будет здорово» CD4, ч.2 №49 |
«Дикие птицы» | Музыкальный материал занятия «Утята» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Червяки» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Песенка кукушки» CD «Каникулы» М.Протасов Дополнительный материал «Ворон-чёрное крыло» Р.Вильданов-А.Файнберг «Скворушка» |
«Домашние птицы» | Музыкальный материал занятия «Две курицы», «Пять утят». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Петушок» (прибаутка), «Белые гуси», «Курочка». CD «Ах, вы, сени!». Дополнительный материал «Два весёлых гуся», «Танец маленьких утят» «Цыплята» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко. «Птичник» муз. К. Сен-Санса |
«Электроприборы», «Бытовые приборы» | Музыкальный материал занятия «Колокола» Е.Крылатов-Ю.Энтин, «Часики» (Валерия). Дополнительный материал «Пылесос» Логоритмическая считалочка. |
«Человек (тело человека)» | Музыкальный материал занятия «Танец червяков», «Мы попрыгаем» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Разминка», «Левая и правая». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. Дополнительный материал «Но ты – человек. Ты сильный и смелый». «Точка, точка, запятая…» №078 «Любимые песни Лунтика «Палка, палка, огуречек…»№130 «Любимые песни Лунтика «Если нравится тебе, то делай так…» |
«Профессии», «Кем быть?» | Музыкальный материал занятия «Песня о капитане», «Нужно спортом заниматься»А.Быканов-М.Пляцковский Дополнительный материал «Дом». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Мой папа - бизнесмен» CD “Будущий солдат» Д.Трубачёв, В.Трубачёва. |
«Родина .Отечество» | Музыкальный материал занятия Марш, «Вместе весело шагать» М.Матусовский. «Солдатский марш» муз. Р.Шумана (соч.68 №2) CD «Весёлая логоритмика»: Играем с бубном, Оркестр. «Рыцарь» CD4, ч.1 №3 «Песня солдата» CD4, ч.3 №14. «Песенка про папу» CD Дополнительный материал «Моя Родина», «Мы шагаем как солдаты», «Ветераны», «О Родине», «Россия» CD “Будущий солдат» Д.Трубачёв, В.Трубачёва. «Марш» CD «Аэробика. Е.Железнова» |
«Продукты питания» | Музыкальный материал занятия Песня сладкоежек, песня «Урожайная»(Алены Стихаревой), песня «Хлеб» детская Дополнительный материал Аким.Я. «Пшеница» С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый» |
«Семья» | Музыкальный материал занятия «Песня Мамонтёнка», «Пусть всегда будет солнце» «У кого всех лучше мама? – У меня, у меня! У кого добрее мама? – У меня, у меня! У кого всех краше мама? – У меня, у меня! На кого похожа мама? – На меня, на меня! Дополнительный материал «Мамины помощники» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Спортивная семья» CD “Будущий солдат» Д.Трубачёв, В.Трубачёва. |
«Весна», «Весенние лучи» | Музыкальный материал занятия «Зима прошла» CD «Ах, вы, сени!». Дополнительный материал «В траве сидел кузнечик», «Добрый жук» «Подснежник» П.Чайковский |
«Музыкальные инструменты» | Музыкальный материал занятия «Частушки Бабок-Ёжек» «Весёлый музыкант» (Я на скрипочке играю…) Дополнительный материал «Лимпопо». CD «Аэробика. Е.Железнова» «Замок» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Нан барабан» (плясовая песенка на мотив «Как у наших у ворот»)) |
«Мебель», «Откуда стол пришел?» | Музыкальный материал занятия «На диване» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Маленькая мышка» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. Дополнительный материал «Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет Шкаф, комод и табуре Много мебели назвал, Десять пальчиков зажал.» - логоритмика. Танец со стульями («Ковбои») |
«Транспорт» | Музыкальный материал занятия «Автобус» «Пора начинать» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Самолёт» CD «Ах, вы, сени!». Дополнительный материал «Голубой вагон», «Кручу, кручу педали», «Букет», «Пора в путь-дорогу», «Мы едем, едем, едем…» CD «Весёлая логоритмика» - «Автобус». |
«Космос» | Музыкальный материал занятия Считалочка «Планеты» Компьютер-презентации-космос. «Инопланетянин» CD «Кто главней?» Т.Пархоменко Дополнительный материал «Белые кораблики», «Облака», «Дуэт Принцессы и Трубадура» Ген. Гладков- Ю.Энтин, «Солнечный зайчик» Р.Вильданов-А.Файнберг. «Созвездие Гончих Псов» CD №4, ч.1 №44. «Солнце и Звезда» CD №4, ч.1 №45. |
«Первоцветы. Весенние цветы», «На весеннем лугу» | Музыкальный материал занятия «Цветочек». CD «Весёлая логоритмика» «Цветочек». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. Дополнительный материал «Крылатые качели». «Песня жаворонка» П.Чайковского «Подснежник» П.Чайковский |
«Рыбы» | Музыкальный материал занятия «Рыбки», «Ракушки». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Рыбалка» CD «Песенки детские-деревенские» Л.Раздобарина.. Дополнительный материал «Любитель-рыболов», «Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой реке. То согнутся, разогнутся, То зароются в песке». - логоритмика «Аквариум» муз. К.Сен-Санса |
«Насекомые» | Музыкальный материал занятия «Пчёлки», «Гусеница», «Цветочек». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Дополнительный материал «Улыбка» В.Шаинский-М.Пляцковский |
«Ягоды» | Музыкальный материал занятия «Ходим, ходим, стоп». CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова Дополнительный материал Хоровод «На горе-то калина» «По малину в сад пойдём» «Калинка-малинка» Презентации – ягоды – «Ягодка» (песенка) |
«Здравствуй, лето!» | Музыкальный материал занятия «Ква-ква», «Лягушата». CD «Аэробика. Е.Железнова» Дополнительный материал «Песенка о лете» Е.Крылатов-Ю.Энтин «Чунга-чанга». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы:
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС 2003;
- Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
- Н.Н.Ефименко «Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве» Москва Изд. «Дрофа» 2014 г.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
- Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия OZON.ru 2014г.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 2005;
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;
Список литературы для педагога:
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
Список литературы для родителей
- Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
Интернет-сайты:
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия проводятся в музыкальном зале, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Зал имеет хорошее освещение и возможность проветривания.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к логоритмическим занятиям, важно создание предметно-развивающей
среды:
- стулья (по росту и количеству детей);
- технические средства обучения (ТСО) - компьютер, музыкальный центр;
- презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
- набор музыкальных инструментов;
- массажеры для кисти руки и массажные коврики;
- коврики для релаксационных упражнений;
- игрушки для обыгрывания;
- атрибуты к сказкам;
- картотека пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики.
Приложение 1
Таблица результатов диагностики
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Слуховое внимание | Восприятие и воспроизведение ритма | Ориентированность в пространстве | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | |||||
Сентябрь 2017 г. | Май 2018г. | Сентябрь 2017 г. | Май 2018г. | Сентябрь 2017 г. | Май 2018г. | Сентябрь 2017 г. | Май 2018г. | Сентябрь 2017г. | Май 2018г. | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Весёлая логоритмика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая логоритмика» (далее – Программа) является Программой социально-педагогической направленности. Уровень освоения П...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности « Веселая логоритмика»
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Лео...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! предлагаю Вашему вниманиюпрограмму по пополнителному образованию дошкольников по направлению "Логоритмика". Считаю целесообразным примениять данный материал ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика»
Данный материал поможет педагогу дополнительного образования внедрить в работу такое направление как логоритмика....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логоритмика для малышей"
В связи с введение в систему дошкольного образования федеральных государственных требований к педагогам открываются большие возможности использования современных педагогических технологий, методик, ра...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛОГОРИТМИКА»
АДООП «Логоритмика» представляет собой реабилитационный инструмент, состоящий из комплекса упражнений и игр, предназначенных для решения коррекционных, образовательных и оздоровительных за...