Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика»
рабочая программа по логопедии

Данный материал поможет педагогу дополнительного образования внедрить в работу такое направление как логоритмика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx65.06 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ДОЛГОПРУДНЫЙ ДЕТСКИЙ САД № 3 «УМКА»

(МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 3 «УМКА»)

ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

протокол № ___

от «     » _______________  20-_ года

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МАДОУ детского сада № 3 «Умка»

  _______________ Санакова М.Ю.

 Приказ № __

 от «       »  _________20__ года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика»

для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

( 3 – 5 лет )

Срок реализации: 1год

Автор-составитель:

Погонщикова О.В.,

учитель-логопед

г.о. Долгопрудный

Содержание

1. Информационная карта                                                        

2. Пояснительная записка                                                                

3. Цель и задачи программы                                                        

4. Содержание программы                                                            

5. Ожидаемые результаты                                                              

6. Учебно-тематический план                                                            

7. Календарно-учебный план                                                          

8. Планируемые результаты                                                          

9. Формы аттестации. Оценочные материалы                                

10.Список используемой литературы                                              

11.Приложение 1                                                                              

12. Приложение 2                                                                            


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика»

Тип программы: стартовый

Направленность: социально-гуманитарная

Сроки реализации программы: 1 год.

Количество и периодичность ООД: 1 ООД в неделю, 36 ООД в год

Наполняемость в группе: 15 человек (1 подгруппа)

Возрастная категория: дети 3 - 5 лет.

Форма организации деятельности: групповая

Место реализации: МАДОУ детский сад №3 «Умка»

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии:

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»1, Концепцией развития дополнительного образования детей,

- Стратегией развития воспитания в РФ (далее - Стратегия)3,

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, с учетом методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных программа Московской области,

- санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания",

- СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг",

- Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детский сад № 3 «Умка».

Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе пособий М. Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой и рассчитана на возраст детей 3 - 6 лет.

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. У детей младшего и среднего дошкольного возраста мы часто наблюдаем мало понятую речь для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.

В соответствии с «Положением о логопедической группе», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале коррекционной работы. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.

Программа логопедического кружка «Логоритмика» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 3 - 5 лет, которые, в силу их возраста или иных причин, не могут быть зачислены в логопедическую группу.

Отличительные особенности данной программы состоит в том, что в ней   конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование нетрадиционных видов коррекционно-развивающей работы через принципы, формы и методы обучения. Подробно охарактеризована  структура работы с детьми и родителями. Весь процесс деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному самовыражению. Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 36, 1 раз в неделю, согласно сетки занятий. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей

3 - 5 лет – 30 минут.

Цель программы обучения: создание благоприятных условий для развития и совершенствования речи у детей 3 – 5 лет в условиях дошкольного учреждения посредством сочетания слова и движения.

Задачи обучения.

Воспитательные

  1. Воспитывать чувства ритма
  2. Прививать способность воспринимать музыкальную образность
  3. Формировать навык ритмично и синхронно двигаться под музыку

Коррекционно - развивающие

  1. Преодолевать речевые несовершенства
  2. Развивать дыхание, голос, артикуляцию
  3. Развивать и совершенствовать основные психомоторные качества на непроизвольном уровне (статика и динамика движений, переключаемость, произвольное внимание и память)
  4. Развивать мелкую и общую моторику
  5. Развивать творческий потенциал каждого ребенка

Образовательные

  1. Формировать двигательные навыки и умения
  2. Знакомить с разнообразием музыкальных ритмов, движений
  3. Знакомить с пространственной организацией тела
  4. Знакомить с некоторыми музыкальными понятиями (темп, размер)

Содержание программы

Формы проведения занятий: вводные, традиционные, практические, занятия ознакомления, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, комплексные, интегрированные, диагностические, нетрадиционные (занятия - сюжетно-ролевые игры, театрализованные занятия, занятия-консультации, занятия - взаимообучения, занятия-путешествия, занятия-диалоги и др.).

При реализации программы используются следующие методы и приемы работы с детьми:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Упражнения на развитие слухового внимания, фонематических процессов.
  • Дыхательные и фонопедические упражнения.
  • Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики, самомассаж кистей рук.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
  • Упражнения на расслабление (релаксация).
  • Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Методы и приемы реализации программы.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения

Форма работы кружка:

Совместная деятельность педагога и детей на занятиях по логоритмике направлены в первую очередь на развитие личности ребенка и  его речевого  потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Логоритмика – эффективное, коррекционное и развивающее средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса развития и совершенствования речи  ребенка. В совместной игре с педагогом и другими ребятами каждый ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым. Каждая речевая игра в сочетании с музыкальным оформлением и с подключением движений представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью слухового, речевого и двигательного аппарата. Логоритмические занятия  позволяют разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием речевых способностей, воображения, интеллектуальной активности; памяти, дыхания, координации движений.

Формы итогового контроля:

Мониторинг результатов образовательного процесса позволяет оценить степень овладения дошкольниками программой, формирования у них необходимых знаний, умений и навыков.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми, определения динамики развития каждого ребенка и группы в целом, оценить степень достижения ожидаемых результатов. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.

Критерии: Слуховое внимание:

1.Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»).

По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2.Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева.

По 1 баллу за каждое угаданное направление. По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентировка в пространстве:

 1.Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

 2.Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики:

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.

Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

•силу движений,

•точность движений,

•темп движений,

•координацию движений,

 •переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики:

1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка.

По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

 2.Темп движений.

Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».

 Оценка от 1 до 3-х.

 3.Синхронность движений правой и левой руки.

Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим».

Оценка от 1 до 3-х баллов.

4.Переключение от одного движения к другому.

 • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).

По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

•Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

По 1 баллу.

 •Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.

По 1 баллу.

 Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

 Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

 Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

 •Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).

•4 - 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг). Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений. Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

4 - 5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу (Приложение 1)

Уровни освоения программы:

•Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений. •Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.

•Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.

Ожидаемые  результаты освоения программы :

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
  3. Формирование правильного звукопроизношения.
  4. Развитие речевого дыхания.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Развитие интонационной стороны речи.
  7. Расширение словарного запаса.
  8. Формирование связной речи.
  9. Воспитание культуры речевого общения.

Принципы организации работы кружка. 

В основе реализации Программы лежат культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы к развитию ребенка. Программа сформирована в соответствии с принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом:

1.Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.

2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития  и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

5.Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Содержание занятий по логоритмике.

Учебно-тематический план

Название раздела

Продолжительность НОД

В неделю

В год

Формы аттестации/контроля

Речевое развитие

логоритмика

30 минут

1 час

(ак. час – 30 минут)

36 часов

Педагогический мониторинг

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

•Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

•Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

•Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. •Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

•Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

•Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

 •Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

•Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

•Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

•Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.

•Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических 18 трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

•Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

•Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

•Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Место проведения: МАДОУ детский сад № 3 «Умка»

Время проведения: согласно сетки занятий

ДАТА

ТЕМА

ОКТЯБРЬ

2 неделя

Фрукты

3 неделя

Овощи

4 неделя

Осень

НОЯБРЬ

1 неделя

Домашние животные (лошадь, корова)

2 неделя

Домашние животные (кошка, собака)

3 неделя

Домашние птицы

4 неделя

Дикие животные

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Зима

2 неделя

Дом

3 неделя

Семья

4 неделя

Деревья: ель и сосна

4 неделя

Новый год на пороге

ЯНВАРЬ

2 неделя

Игрушки

3 неделя

Посуда и продукты питания

4 неделя

Одежда

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Обувь

2 неделя

Мебель

3 неделя

Туалетные принадлежности

4 неделя

Наши защитники

МАРТ

1 неделя

Весна на пороге

2 неделя

Мамин праздник: мама на работе

3 неделя

Птицы (дикие)

4 неделя

Человек

4 неделя

Транспорт (наземный)

АПРЕЛЬ

1 неделя

Транспорт (водный)

2 неделя

Город, в котором я живу

3 неделя

Космос

4 неделя

Хлеб - всему голова

МАЙ

1 неделя

День Победы

2 неделя

Рыбы

3 неделя

Насекомые

4 неделя

Цветы

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дата

тема

содержание работы

октябрь

1 нед.

фрукты

Артикуляционная гимнастика (упр. «Птенчики», «Окошко», «Змейка», «Вкусное варенье»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Этот пальчик…», «Поварята»). Развитие фонематического слуха (узнавание неречевых звуков «Угадай, что звучит» (погремушки), «Где позвонили?»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Подуй на пушинку»). Развитие силы голоса (упр.  «Успокой куклу», «Эхо»). Упражнение «Кулачки» (напряжение –расслабление мышц рук, пальцев).

2 нед.

овощи

Артикуляционная гимнастика (Упр.  «Шарик», «Бублик»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Однажды хозяйка…»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Угадай, на чём играю»). Упражнения на развитие речевого дыхания («Загоним мяч в ворота», «Посадим бабочку на цветок»). Развитие силы голоса (Упр. «Иди с нами играть»). Формирование лексико-грамматического строя речи (Игра «Овощи - малютки»).

3 нед.

осень

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Слоник», «Трубочка»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Этот пальчик»). Развитие фонематического слуха (Игра «Солнце или дождик?»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Ветер дует»). Развитие силы голоса («Дует ветер тихо-громко»). Е. Железнова («Ветер дует, задувает…»).

ноябрь

1 нед.

Домашние животные

(лошадь с жеребенком, корова с теленком)

Артикуляционная гимнастика (упр. «Птенчики», «Змейка», «Лошадка»). Пальчиковая гимнастика («Кошка ниточки мотала», «Лошадки»). Развитие речевого дыхания («Дует ветерок»). Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие ЛГК (согласование существит. единств. ч. с предлогом У, упр. «у кого кто (что)?»). Закрепление звукоподражаний голосам домашних животных, образование глаголов от звукоподражаний (упр. «Кто как говорит?»).

2 нед.

Домашние животные (кошка с котятами, собака со щенятами)

Артикуляционная гимнастика («Лакаем молочко», «Корова жуёт», «Лошадь фыркает»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Пять поросят»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Ребята заблудились»). Развитие силы и высоты голоса (Упр. «Тише, мыши»). Развитие ЛГК (Игра «Угадай, кто кричит», «Чей детеныш?»). Беседа по картине («Собака со щенятами» Н. В. Нищева). Уточнение и расширение словаря по теме, введение обобщающего слова. Закрепить представление о величине.

3 нед.

Домашние птицы

Артикуляционная гимнастика («Спрячь язык», «Пароход гудит», «Мостик»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Уточка»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Кто как кричит?»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Птицеферма»). Развитие темпо-ритмической стороны речи (Е. Железнова «Купаются утята…»). Развитие силы и высоты голоса (Упр. «Тихо-громко»). Уточнение и расширение представлений о домашних птицах (петушиное семейство). Уточнение понятий «большой»- «маленький», «один» - «много». Формирование лексико-грамматического строя речи (Игра «Птичий двор», «Найди маму»). Чтение сказки В. Сутеева («Цыпленок и утенок»).

4 нед.

Дикие животные

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Зайчик», «Сердитый волк», «Мишка слизывает мёд»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Мальчик с пальчик…», «Мама мишек будит рано…»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Угадай, кто кричит»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Зайка скачет»). Развитие силы и высоты голоса (Упр. «Дует ветер»). Формирование лексико-грамматического строя речи (Упр. «Повтори» (слова со звуком В). Беседа-рассуждение («Мишка боится…»). Развитие темпо-ритмической стороны речи (Е. Железнова «Жираф»).

декабрь

1 нед.

зима

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Сосулька», «Санки-ледянки»). Пальчиковая гимнастика (Игра «Мы во двор пошли гулять» Н. Нищевой). Упражнение на развитие фонематического слуха, интонационной выразительности «Ох и Ах». Упражнение на развитие речевого дыхания (упр. «Согреем ручки»). Расширение словарного запаса по теме «Зима» (игра «Ответь правильно». Развитие умения отвечать на вопросы логопеда). Ритмопластика (Упр. «Идём по глубокому снегу», «Лыжники», «Катаемся на коньках», «Погреемся»). Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование понятия «зима». Чтением коротких стихотворений.

2 нед.

дом

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Моем окна», «Красим крыльцо», «Красим потолок»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Строим дом»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Дятел»). Составление предложений по образцу логопеда (Игра «Что нужно домику?»). Усвоение категории предложного падежа с предлогом в; существительных с обобщающим значением (Игра «Что есть в домике?»). Ритмика (Железновой «Домик»).

3 нед.

семья

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Блинчик», Бублик», «Вкусное варенье»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Этот пальчик», считалка «Мяч»). Упражнения на развитие фонематического слуха («Голосок», «Колыбельная Любе»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Стирка»). Формирование лексико-грамматического строя речи (Научить понимать значение вопроса «чем?»).

4 нед.

Деревья: ель и сосна

Развитие связной речи. Уточнение и обобщение знаний и представлений о деревьях. Познакомить с ёлкой, признаками отличия ели от других деревьев. Воспитывать интерес к хвойным деревьям. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика (упр. «1, 2 ,3 ,4 ,5 мы ворон пошли считать»). Вводить в словарь детей понятия: быстро-медленно, сейчас – потом. Развитие ЛГК («С какого дерева шишка?»).

4 нед.

Новый год на пороге

Артикуляционная гимнастика (упр. Из цикла «Прогулка Язычка»). Уточнение и расширение словаря по теме.  Развитие фонематического слуха (упр. «Где звенит колокольчик», «Повтори за мной»). Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков (упр. «Бусы на елку», «Обведи гирлянды по точкам»). Развитие связной речи (составление речевого высказывания с предлогом НА, глаголом 1-го лица единственного числа).

январь

2 нед.

Игрушки

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Иголочка»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Танины игрушки»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Угадай, что делают»). Упражнения на развитие речевого дыхания («Часики», «Футбол»). Развитие силы голоса (Упр.  «Громко-тихо»). Формирование лексико-грамматического строя речи (Игра «Мы игрушками играем…»)

3 нед.

Посуда и продукты питания

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Чашечка», «Пирожок»). Пальчиковая гимнастика («Посуда» Н. Нищевой). Упражнения на развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие речевого дыхания («Чайник пыхтит»). Уточнение и расширение словаря по теме. Чтение с выражением стихотворения К. Чуковского «Федорино горе» (отрывок). Формирование лексико-грамматического строя речи (Игра «Назови предметы»). Составление предложений с союзом и. Практическое употребление в речи предлога на. (Игра «Найди посуду»).

4 нед.

Одежда

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Пулемёт», «Накажем непослушный язычок», «Швейная машинка»). Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие фонематического слуха (Упражнение «Игра с язычком», «Постучи карандашом»). Упражнения на развитие речевого дыхания (упр. «Ветер качает бельё»). Формирование лексико-грамматического строя речи (Игра «Оденем куклу Таню на прогулку», «Куда наденем?». Развитие ЛГК (практическое употребление в речи предлога на).

февраль

1 нед.

Обувь

Артикуляционная гимнастика (упр. «Окошко», «Почистим зубки»). Уточнение и расширение словаря по теме. Пальчиковая гимнастика («Тапки» Н.В. Нищева). Развитие речевого дыхания (упр. «Сдуй снежную тучку»). Развитие ЛГК (упр. «скажи ласково», «Скажи наоборот»). Ритмика (Железнова «Сапожник Енот»). Упражнения на развитие фонематического слуха (Игра «Звуки окружающего мира»). Развитие внимания, мышления (упр. «Найди пару»).

2 нед.

Мебель

Совершенствование диалогической речи (чтение сказка «Про кроватку». Н.В. Нищева). Пальчиковая гимнастика («Стул», «Стол», «Кроватка»). Развитие общей моторики (подвижная игра «Мебельный магазин»). Уточнение и расширение словаря по теме, введение обобщающего слова. Развитие ЛГК (согласование числительных «один», «два» с существительными Н.В. Нищева, упр. «Один-много»). Артикуляционная гимнастика. Уточнение понятия «большой», «поменьше», «маленький», и понимание предлогов В, НА, ЗА. (упр. «Котик спрятался»).

3 нед.

Туалетные принадлежности

Артикуляционная гимнастика (упр. «Чистим зубки», «Подметем двор»). Пальчиковая гимнастика («Мыло бывает разным,…», «Пузыри»). Упражнения на развитие речевого дыхания (упр. «Свежее дыхание»). Уточнение и расширение словаря по теме («В гостях у Мойдодыра»). Развитие ЛГК (игра «один» - «много»). Развитие диалогической речи (упр. «У меня …»). Ритмика (Е. Железнова «Где же, где же наши уши?», «Водичка, водичка, умой наше личико…»).

4 нед.

Наши защитники

Артикуляционная гимнастика («Окошко», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Лошадка»). Уточнение и расширение качественного словаря по теме. Развитие связной речи (формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, составление фразы с прямым дополнением, расширение глагольного словаря). Подвижная игра «Помощники». Пальчиковая гимнастика (упр. «На границе». Темпо-ритмическая организация речи (упр. «Папа может»).

март

1 нед.

Весна на пороге

Пальчиковая гимнастика («Алые цветки»). Упражнения на развитие фонематического слуха (Игра «Звуки окружающего мира», повторить слова со звуком Н.  Упр. «Ответь правильно»). Упражнения на развитие речевого дыхания (Упражнение «Ныряльщики»). Развитие силы и высоты голоса, выразительности речи. Формирование представлений о смене времен года («Пришла весна» беседа по теме). Формирование лексико-грамматического строя речи (упр. «Какой, какая, какое?»).

2 нед.

Мамин праздник. Мама на работе

Артикуляционная гимнастика («Окошко», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Лошадка»). Уточнение и расширение качественного словаря по теме. Развитие связной речи (формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, составление фразы с прямым дополнением, расширение глагольного словаря). Подвижная игра «Помощники». Пальчиковая гимнастика («Мамины помощники», «Пирог для мамочки»).

3 нед.

Птицы (дикие)

Артикуляционная гимнастика. Развитие фонематического слуха (упр. «Кто поет?», «Где поет?»). Развитие речевого дыхания (упр. «Подуй на перышко»). Закрепление и уточнение словаря по теме (закрепление понятий «маленький» - «побольше» - «большой»; «большой»- «поменьше»- «маленький»). Развитие связной речи. Развитие ЛГК (согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными, упр. «Жадина»). Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко». Формирование умения отвечать на вопросы по прочитанной сказке с опорой на картинку. Пальчиковая гимнастика (упр. «Скворечник»).

4 нед.

Человек

Артикуляционная гимнастика (упр. «Толстячки – Худышки», «Надуем пузырь»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Пальчик, пальчик, где ты был?»). Формирование лексико-грамматического строя речи (Игра «Ответь на вопросы». Практическое употребление в речи предлога на). Обогащение словаря по теме. Усвоение понятий выше - ниже. («Кто выше, кто ниже»). Развитие речевого дыхания (Упр. «Погрей ладошки»). Самомассаж лица (игра «Нос, Умойся!»).

4 нед.

Транспорт (наземный)

Артикуляционная гимнастика («Самолёт летит», «Пароход гудит», «Лодочка»). Выполнять движения в соответствием с текстом (потешки «На лошадке ухали…» И. Токмаковой). Упражнения на развитие фонематического слуха (Упр. «Машина едет»). Упражнения на развитие речевого дыхания (Упражнение «Божья коровка». Учить детей определять пространственное расположение частей предмета («Пальчиком показывай, про самолет рассказывай»). Формирование лексико-грамматического строя речи. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на (упр. «Едем в гости»). Ритмика (Е. Железнова «Едет, едет паровоз…»).

апрель

1 нед.

Транспорт (водный)

Артикуляционная гимнастика («Самолёт летит», «Пароход гудит», «Лодочка плывет»). Упражнения на развитие фонематического слуха (Упр. «Кораблики»). Упражнения на развитие речевого дыхания (упр. «Лодочка плыви»). Учить детей определять пространственное расположение частей предмета («Пальчиком показывай - мне рассказывай»). Формирование лексико-грамматического строя речи. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на (упр. «Едем в гости»).

2 нед.

Город, в котором я живу

Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания (упр. «Дует ветерок»). Развитие связной речи (закрепление понятия «Мой адрес», напомнить название города, в котором живут дети. Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации города, отвечать на вопросы). Пальчиковая гимнастика (упр. «Это мой дом»). Развитие ЛГК (упр. «Скажи правильно»).

3 нед.

Космос

Артикуляционная гимнастика. Уточнение и расширение словаря по теме.  Развитие фонематического слуха (упр. «Повтори за мной»). Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков (упр. «Планеты», «Путь планеты»). Развитие связной речи (составление речевого высказывания с предлогом В, НА). Развитие ЛГК (упр. «Какой, какая?»). Закрепление словаря по теме (считалочка «Планеты»).

4 нед.

Хлеб – всему голова

Артикуляционная гимнастика. Выполнять движения в соответствием с текстом (потешки «На лошадке ухали…» И. Токмаковой). Упражнения на развитие фонематического слуха (Упр. «Мышки»). Упражнения на развитие речевого дыхания (упр. «Крошки для мошки»). Учить детей определять пространственное расположение частей предмета («Пальчиком показывай и  рассказывай»). Формирование лексико-грамматического строя речи. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на (упр. «Едем в гости»).

Май

2 нед

День Победы

Артикуляционная гимнастика (упр. Из цикла «Прогулка Язычка»). Уточнение и расширение словаря по теме.  Развитие фонематического слуха (упр. «Где звенит колокольчик», «Повтори за мной»). Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков (упр. «Праздник», дорисуй воздушные шары). Развитие связной речи (составление речевого высказывания с предлогом НА, глаголом 1-го лица единственного числа).

3 нед.

Рыбы

Артикуляционная гимнастика. Развитие связной речи (рассматривание иллюстрации с рыбками, отметить их особенности (имеет хвостик, глазки, рот, живёт в воде). Воспитывать бережное отношение к рыбкам. Развитие речевого дыхания (упр. «Водоросли»). Развитие ЛГК (упр. «Сосчитай-ка»). Пальчиковая гимнастика (упр. «Три сардинки»).

4 нед.

Насекомые

Развитие речи (чтение сказки В. Сутеева «Кораблик», обучение слушанию сказки и развитие умения понимать простые вопросы и отвечать на них). Формирование обобщающего понятия по теме. Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания («Сдуй пушинку»). Развитие фонематического слуха (упр. «Где стрекочет кузнечик?»). Развитие мелкой моторики (упр. «Комарик»). Развитие ЛГК (образование мн. числа им. сущ-х., упр. «Один-много»). Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: НА, В, ПОД, ИЗ  и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева (упр. «Сыщики»). Сказка В. Сутеева «Кораблик» (обучение слушанию сказки и развитие умения понимать простые вопросы и отвечать на них).

4 нед.

Цветы

Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания (упр. «Одуванчики»). Развитие мелкой моторики (упр. «Вырос высокий цветок на поляне…»). Развитие связной речи (составление предложений по сюжетной картине, объединение их в рассказ. Н.В. Нищева). Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие ЛГК (учить согласовывать прилагательные (основные цвета) с им. сущ-ми в числе и падеже).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 3-4 ГОДА

К концу 1 года обучения дети должны уметь:

•Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике.

•Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать сущность заданий, общаться в диалоге с педагогом. •Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом. Уметь произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом.

•Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

 •Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны, погремушки; знать их названия и тембры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 4 - 5 ЛЕТ

К концу 2 года обучения дети должны уметь:

•Уметь осознавать границы своего тела, выполняя элементы «самомассажа» в музыкально-ритмических и песенных формах, регулировать свой мышечный тонуса (уметь напрягаться и расслабляться) в музыкальной гимнастике и музыкальных играх-отождествлениях.

•Иметь развитую коммуникативную, регуляторную, инструктивную, когнитивную, номинативную функции речи; владеть общением в диалоге.  •Выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр по подсказке педагога;

•Петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу; •

•Стараться отражать темпо - ритмические особенности музыки в чётком и синхронном движении.

•Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально образных играх и гимнастике (по подсказке педагога).

•Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений. Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом.

•Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.

•Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.

 •Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов.

•Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму. Уметь извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек, бубнов, гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры.

•Освоить элементарные знания по работе на инструментах со звуко - высотным рядом (ксилофон, металлофон, вибрафон и т.п.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 5 – 6 ЛЕТ

К концу 3 года обучения дети должны уметь:

•Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх гимнастике.

•Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и характером движений.

•Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалоге, излагать мысль в монологе.

•Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, выказывать желание действовать самостоятельно.

•Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.

•Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.

 •Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов. Сочетать с выполнением гимнастических фигур.

•Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

•Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики.

 •Играть и импровизировать на инструментах.

Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля.

Методические материалы 

Также в ходе реализации программы осуществляется:

 1. Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми в старшей группе.

2. Схемы, модели с использованием вращающихся и подвижных деталей, для работы с которыми дети объединяются в пары.

3. Составление перспективного планирования по с учетом методических рекомендаций по организации работы с детьми.

4. Разработка конспектов непрерывной образовательной деятельности по конструированию на основе перспективного плана.

5. Проведение мониторинга речедвигательной деятельности детей, в которой будут выделены уровни освоения и критерии обследования развития детей.

6. Изучение методической литературы по логритмике.

Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы – учебно-методический комплект (Приложение 2)

Формы аттестации, контроля 

Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику.

Виды контроля: 

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – наблюдение.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.

Итоговый контроль проводится в конце обучения при предъявлении ребенком умений, полученных за учебный год работ.

Мониторинг результатов образовательного процесса позволяет оценить степень овладения дошкольниками программой, формирования у них необходимых знаний, умений и навыков.

Критерии: Слуховое внимание:

1.Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»).

По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2.Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева.

По 1 баллу за каждое угаданное направление. По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве:

 1.Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

 2.Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики:

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.

Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

•силу движений,

•точность движений,

•темп движений,

•координацию движений,

 •переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики:

1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка.

По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

 2.Темп движений.

Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».

 Оценка от 1 до 3-х.

 3.Синхронность движений правой и левой руки.

Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим».

Оценка от 1 до 3-х баллов.

4.Переключение от одного движения к другому.

 • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).

По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

•Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

По 1 баллу.

 •Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.

По 1 баллу.

 Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

 Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

 Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

 •Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).

•4 - 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг). Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений. Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

4 -5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу ( Приложение 1 )

Уровни освоения программы:

•Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений. •Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.

•Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.

Список литературы

1.Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003;

2.«Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ; 3.«Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г;

4.«Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П, Музыкальная палитра, 2012;

5.Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;

6.Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;

 7.«Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П, Музыкальная палитра, 2014;

8.Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009; 9.Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 10.Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг

11.Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг

12.Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 013г.

13.Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г.

14.И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская нота,2009 г.

15.«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;

16.Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».

17.Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г. 18.Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г. 19.Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г. 20.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб., «Музыкальная палитра», 2004г.

21.Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками», журнал Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», 2004-2010г. 22. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи (автореферат МГГУ им. М.А. Шолохова). М., 2009г.

Приложение 1

Сводная таблица результатов обследования детей

Группа № ______                            Дата обследования:____________________

Ф.И. Ребенка

Слуховое внимание

Слухоречевая память

Двигательная память

Общая моторика

Мелкая моторика

Ориентировка в пространстве

Сент./ май

Сент./ май

Сент./ май

Сент./ май

Сент./ май

Сент./ май

1

Приложение 2

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Материально-техническое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Mузыкальный центр, детские музыкальные инструменты, маты, флажки, стулья, микрофон, звукоусилительная аппаратура, колонки, шумовые игрушки, массажные и резиновые мячики,

1. Информационная и справочная литература.

2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.

2. Методическая литература

3. Записи фонограмм детских песен, классических произведений на аудиокассетах и компакт-дисках.

3. Наглядные пособия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика»

Дополнительная общеобразовательная программа«Логоритмика»(для детей 2 – 4лет)срок реализации – 2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! предлагаю Вашему вниманиюпрограмму по пополнителному образованию дошкольников по направлению "Логоритмика". Считаю целесообразным примениять данный материал ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логоритмика для малышей"

В связи с введение в систему дошкольного образования федеральных государственных требований к педагогам открываются большие возможности использования современных педагогических технологий, методик, ра...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛОГОРИТМИКА»

АДООП «Логоритмика» представляет собой реабилитационный инструмент, состоящий из комплекса упражнений и игр, предназначенных для решения коррекционных, образовательных и оздоровительных за...