Индивидуальный маршрут развития ребенка
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с уровнем познавательной деятельности ниже возрастной нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Ф.И.О. родителя Согласовано: зам.зав.по ВМР _____Ивлева О.А. Согласовано: ст.воспитатель_______ Агаева А.В. | Утверждаю Заведующий МБДОУ Мухаматгалеева К.А. ____________________ |
Индивидуальный маршрут развития
(старшая группа)
Ф.И.О. ребенка
Разработан:
Учитель-логопед______________________
Педагог-психолог______________________
Учитель-дефектолог___________________
Воспитатели группы___________________
___________________
Особенности ребенка
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения – 23.03.2011
Заключение РПМПК – ОНР I ур., моторная алалия, уровень познавательного развития ниже возрастной нормы.
Заключение невролога – резидуальная органическая энцефалопатия с ЗРР по типу моторной алалии. ОНР I ур. F 80.82. Плосковальгусные стопы.
Ребенок посещает ДОУ с 5 лет.
Контакт устанавливает легко, адаптация к детскому коллективу прошла быстро, мальчику в детском саду нравится.
Познавательный интерес – неустойчивый, нужно постоянном удерживать внимание, менять виды деятельности.
Речь лепетная, малопонятная окружающим. Активный словарь состоит из небольшого числа звукоподражаний и лепетных слов, которые часто сопровождаются жестами («ав» - собака, «топ-топ» - мишка, «пры-прыг» - заяц). Лепетные слова, либо включают фрагменты слова (петух — «ку-ку-ку», кошка — «кися»), либо звукосочетания, не похожие на правильное слово («бо» — мяч, «та» — шар, глаз, дерево, белка). Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию («вава бона» - больно, «дё» - идёт, «изи» - бежит, «я игать ста» - я играть стал). Есть вербальная имитация.
Звукопроизношение ребенка характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.
Подвижность органов артикуляционного аппарата неустойчивая, артикуляционные движения воспроизводит не в полном объеме. Испытывает трудности в переключении с одного движения на другое.
Крупная моторика развита достаточно. Навыки имитации сформированы, может повторять движения руками, ногами, головой. Прыгает, бегает, лазает, отбивает мяч.
Мелкая моторика требует развития – испытывает некоторые трудности в овладении приемами рисования, лепки, аппликации. Не может самостоятельно приступить к выполнению работы, ждет дополнительных инструкций. Наклеивает на лист геометрические фигуры с помощью взрослого, иногда пытается сам приклеить.
Интеллектуальные умения - соотносит простые вкладыши (круг, квадрат, треугольник), цвета соотносит неустойчиво. Находит по слуху пары музыкальных инструментов. Парные картинки соотносит. Понимает слова, обозначающие реальные предметы, понимает названия предметов, изображенных на картинке. Показывает и узнает отдельные фрукты, овощи, мебель, обувь, людей разных профессий. Показывает движениями, кто как передвигается (птица летит, рыба плывет, черепаха ползет, заяц прыгает). Классификацию не проводит. Пирамидку, разрезные картинки из 4-5 частей собирает.
У ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, отмечается бедность словаря, имеются нарушения слоговой структуры, связная речь не развита.
На музыкальных занятиях пытается подражать в пении попевок.
На занятия идет с желанием. Понимает словесные инструкции. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные. Быстро устает, часто отвлекается. Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь взрослого.
В психическом облике ребенка отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Саморегуляция поведения развита недостаточно, но поддается организации. Поведение ребенка носит гиперактивный характер, имеются двигательная расторможенность и импульсивность.
Затрудняется в определении правой, левой стороны. Путает понятия: вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.
Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми вступает быстро, но часто ссорится с ними, дерется.
Учебное поведение сформировано недостаточно, может заниматься продуктивно непродолжительное время.
ЗУН не соответствуют возрасту.
Игровая деятельность – предметно-манипулятивная.
Сон ребенка беспокойный, частый энурез во время дневного сна. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания сформированы. Пользуется столовыми приборами.
Воспитанием ребенка занимается мама.
Особенности группы
В группе 20 человек. Дети очень дружелюбно относятся к мальчику, с удовольствием общаются с ним, вовлекают в совместные игры.
Цель: оказание комплексной помощи Степико Тимофею и максимальное развитие потенциала ребенка.
Задачи:
- Развитие учебного поведения.
- Развитие умения подражать вербально.
- Развитие мелкой моторики.
- Стимуляция развития самостоятельной речи.
- Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений.
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание: | Продолжать развитие умения бегать, прыгать, лазать, кидать мяч. | Ребенок развит гармонично. | Деятельностные пробы |
Художественно-эстетическое | Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных. | Расширились умения имитации: хлопает, самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем. пропевает гласные звуки, отличает разные муз. произведения. | Пробы, участие в итоговом событии |
Речевое развитие | Запоминание названий игрушек, частей тела, членов семьи, одежды, посуды, мебели. Оречевление бытовых ситуаций. Понимание вопросов: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ГДЕ? Употребление слов пространственного расположения: здесь, там. | Называет предметы -игрушки, части тела, близких людей. Выражает просьбу фразой: Дай пить. Мама, на. Идём гулять. Употребляет двусоставные конструкции: Это мама. Это нос. Вот дедушка. Там зайка. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
познавательное развитие | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать разрезные картинки из 5-6 частей. | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы Строит постройку из 2-3 элементов по образцу Собирает вкладыш из 3 частей. | Деятельностные пробы |
Мелкая моторика | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина | Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию | Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут. | Работает за столом не менее 15 минут, удерживает внимание. | Наблюдение, фиксация времени |
Саморегуляция деятельности | Формирование самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие | На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку. | Деятельностные пробы, наблюдение |
Игровая деятельность | Повторение игровых действий по образцу. Формирование интереса к сюжетно-ролевой игре | Элементарные попытки самостоятельной игры | Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работы узких специалистов
Узкие специалисты | Области | Проблема | Пути решения | Ожидае мые результаты | Форма оценива ния |
Учитель-дефектолог | Позна ние | Восприятие цвета, формы, величины развито на низком уровне. Элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам. Ориентировка в пространстве и времени сформирована на низком уровне. Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства. | Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями. Формирование и развитие элементарных математических представлений. Форм. -е временных представлений и пространственной ориентировки. Совершенствование графических навыков и ручной умелости. | Узнаёт, соотносит и называет основные цвета, плоскостные и объёмные фигуры в соответствии с возрастными требованиями, предметы по величине. Владеет количественными представлениями в пределах пяти. Владеет временным понятием (день-ночь). Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу). Графические навыки улучшились. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. |
Учитель-логопед | Коррекция речевых нарушений | Речь лепетная, носит бытовой характер. Глагольный словарь сформирован недостаточно. Прилагательные, характеризующие цвет, форму, величину не употребляет. Нарушения грамматического строя речи: согласование слов в предложении отсутствует. Не образует существительные мн.ч. И.п. Словообразование недоступно. Понимает, но не использует в речи предлоги: на, в и другие. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Окончания слов не договаривает, опускает слоги, проговаривает только ударный слог. Речь непонятна, смазана. Понимает обращенную речь. Артикуляционные упражнения выполняет с ошибками, долго ищет позу. Фонематическое восприятие, а также навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Связная речь не сформирована. | Формировать способность использовать два знакомых слова в одном высказывании. Корректировать употребление ребенком местоимений. Различение количества предметов (один-много) Различение антонимов: большой-маленький, сладкий-кислый. Употребление слов пространственного расположения: здесь, там. Различение ед. и множ. числа (дом - дома). Употребление повелительного наклонения глагола. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Уточнение артикуляции гласных звуков. Составление предложений с предлогами. | Тимофей научится: - составлять простые предложения, состоящие из 2-3 слов с опорой на картинки с изображением людей, животных, выполняющих какое-либо действие; - употреблять в речи местоимения; - различать количество предметов, ед. и множ. число, антонимы; - употреблять повелительное наклонение глагола+обращение; - выполнять весь комплекс артикуляционной гимнастики; - работать с прищепками, шнуровками, нанизыванием бус; - петь гласные звуки; - с опорой на картинку составлять предложения с простыми предлогами. | Создание ситуаций для применении в жизни. Наблюдение. Деятельностные пробы. |
педагог-психолог | I.Развитие психических функций II.Развитие коммуникативной деятельности | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5. Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Взаимодействие с детьми | -Развивать подражание действиям педагога; -развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога ("дай", "покажи"); -развивать звукоподражание животным, транспорту. Слуховое восприятие: - различение громких-тихих звуков; Тактильное восприятие: - формировать умение различать различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. - Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 5 минут; - формировать умение работать за столом в течении 15 минут. -Развивать умение запоминать зрительно 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения). - Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель). -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение обводить контур предмета; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). -Развитие взаимодействия ребенка с педагогом; - выполняет инструкции педагога; - формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом:
использование психодраммы. | -Умеет подражать действиям педагога; -понимает и выполняет односложные, простые инструкции; -подражает звукам животных, транспорта. - Различает громкие-тихие звуки; -Различает различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. -Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 5минут; - ребенок работает за столом в течении 15 минут. -Зрительно запоминает 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения). -Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие. -Раскрашивает изображение не заходя за его границы; - обводит контур предмета; - умеет нанизывать бусы -Четко выполняет инструкции педагога; -Четко выполняет инструкции педагога; - участвует в игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом. | Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. |
Рекомендации к организации работы со Степико Тимофеем:
- создание благоприятных для развития речи ребенка условий,
- связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью Тимофея,
- строгая дозировка занятий,
- использование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного,
- индивидуальный подход к ребенку,
- создание ситуаций, когда Тимофей должен общаться с другими детьми в группе,
- действия на основе образца (конструирование, лепка, рисование, аппликация),
- музыкальная (разучивание коротких попевок, учить водить хоровод),
- одновременная работа над всеми компонентами речевой системы: фонематические процессы, звуко-буквенный анализ и синтез слов, лексико-грамматическая сторона речи.
За счет чего достигаем результатов?
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
- многократное повторение
- стимулирование речи
- игровая деятельность
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день
2. Сопровождение узких специалистов:
- Дефектолога
- Психолога
- Учителя-логопеда
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
Специалист | График |
дефектолог | Среда (подгрупповое занятие) 1 раз/нед. |
психолог | Начало занятий – февраль 2017г. |
учитель-логопед | Понедельник, вторник, среда, пятница - 4 раза в неделю. |
3. Условия реализации индивидуального маршрута на групповых занятиях:
- адаптация содержания по типу упрощения
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи для Степико Тимофея
-многократное повторение материала
-использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками (Новикова-Иванцова Т.Н. «От слова к фразе»,
Шишкина Н.А. «Мои первые слова»)
-размеренный темп занятий
-визуальная поддержка инструкций.
Срок реализации маршрута -6 месяцев.
Пересмотр маршрута – май 2017г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задача | Форма |
Мама Тимофея С. | 1) Рекомендации по организации занятий с Тимофеем дома. 2)Консультация «Развитие дыхания у ребенка с речевыми нарушениями». 3)Консультация «Пальцы помогают говорить» (о развитии мелкой моторики). 4)Мастер-класс «Элементы Су-Джок терапии». | Индивидуальное консультирование по реализации индивидуального маршрута в домашних условиях |
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Мониторинг осуществляется в форме наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Деятельностные пробы
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройством экспрессивной речи.
Индивидуальный маршрут развития выстраивается с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании комплексной диагностики (структура нарушений речи и анализ причин отклонений)....

Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...