Индивидуальный маршрут развития ребенка
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с уровнем познавательного развития ниже возрастной нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный маршрут развития ребенка | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Ф.И.О. родителя Согласовано: зам.зав.по ВМР _____Ивлева О.А. Согласовано: ст.воспитатель_______ Агаева А.В. | Утверждаю Заведующий МБДОУ Мухаматгалеева К.А. ____________________ |
Индивидуальный маршрут развития
(старшая группа)
Ф.И.О. ребенка
Разработан:
Учитель-логопед______________________
Педагог-психолог______________________
Учитель-дефектолог___________________
Воспитатели группы___________________
___________________
Особенности ребенка
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения – 23.03.2011
Заключение РПМПК – ОНР I ур., моторная алалия, уровень познавательного развития ниже возрастной нормы.
Заключение невролога – резидуальная органическая энцефалопатия с ЗРР по типу моторной алалии. ОНР I ур. F 80.82. Плосковальгусные стопы.
Ребенок посещает ДОУ с 5 лет.
Контакт устанавливает легко, адаптация к детскому коллективу прошла быстро, мальчику в детском саду нравится.
Познавательный интерес – неустойчивый, нужно постоянном удерживать внимание, менять виды деятельности.
Речь лепетная, малопонятная окружающим. Активный словарь состоит из небольшого числа звукоподражаний и лепетных слов, которые часто сопровождаются жестами («ав» - собака, «топ-топ» - мишка, «пры-прыг» - заяц). Лепетные слова, либо включают фрагменты слова (петух — «ку-ку-ку», кошка — «кися»), либо звукосочетания, не похожие на правильное слово («бо» — мяч, «та» — шар, глаз, дерево, белка). Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию («вава бона» - больно, «дё» - идёт, «изи» - бежит, «я игать ста» - я играть стал). Есть вербальная имитация.
Звукопроизношение ребенка характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.
Подвижность органов артикуляционного аппарата неустойчивая, артикуляционные движения воспроизводит не в полном объеме. Испытывает трудности в переключении с одного движения на другое.
Крупная моторика развита достаточно. Навыки имитации сформированы, может повторять движения руками, ногами, головой. Прыгает, бегает, лазает, отбивает мяч.
Мелкая моторика требует развития – испытывает некоторые трудности в овладении приемами рисования, лепки, аппликации. Не может самостоятельно приступить к выполнению работы, ждет дополнительных инструкций. Наклеивает на лист геометрические фигуры с помощью взрослого, иногда пытается сам приклеить.
Интеллектуальные умения - соотносит простые вкладыши (круг, квадрат, треугольник), цвета соотносит неустойчиво. Находит по слуху пары музыкальных инструментов. Парные картинки соотносит. Понимает слова, обозначающие реальные предметы, понимает названия предметов, изображенных на картинке. Показывает и узнает отдельные фрукты, овощи, мебель, обувь, людей разных профессий. Показывает движениями, кто как передвигается (птица летит, рыба плывет, черепаха ползет, заяц прыгает). Классификацию не проводит. Пирамидку, разрезные картинки из 4-5 частей собирает.
У ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, отмечается бедность словаря, имеются нарушения слоговой структуры, связная речь не развита.
На музыкальных занятиях пытается подражать в пении попевок.
На занятия идет с желанием. Понимает словесные инструкции. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные. Быстро устает, часто отвлекается. Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь взрослого.
В психическом облике ребенка отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Саморегуляция поведения развита недостаточно, но поддается организации. Поведение ребенка носит гиперактивный характер, имеются двигательная расторможенность и импульсивность.
Затрудняется в определении правой, левой стороны. Путает понятия: вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.
Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми вступает быстро, но часто ссорится с ними, дерется.
Учебное поведение сформировано недостаточно, может заниматься продуктивно непродолжительное время.
ЗУН не соответствуют возрасту.
Игровая деятельность – предметно-манипулятивная.
Сон ребенка беспокойный, частый энурез во время дневного сна. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания сформированы. Пользуется столовыми приборами.
Воспитанием ребенка занимается мама.
Особенности группы
В группе 20 человек. Дети очень дружелюбно относятся к мальчику, с удовольствием общаются с ним, вовлекают в совместные игры.
Цель: оказание комплексной помощи Степико Тимофею и максимальное развитие потенциала ребенка.
Задачи:
- Развитие учебного поведения.
- Развитие умения подражать вербально.
- Развитие мелкой моторики.
- Стимуляция развития самостоятельной речи.
- Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений.
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание: | Продолжать развитие умения бегать, прыгать, лазать, кидать мяч. | Ребенок развит гармонично. | Деятельностные пробы |
Художественно-эстетическое | Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных. | Расширились умения имитации: хлопает, самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем. пропевает гласные звуки, отличает разные муз. произведения. | Пробы, участие в итоговом событии |
Речевое развитие | Запоминание названий игрушек, частей тела, членов семьи, одежды, посуды, мебели. Оречевление бытовых ситуаций. Понимание вопросов: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ГДЕ? Употребление слов пространственного расположения: здесь, там. | Называет предметы -игрушки, части тела, близких людей. Выражает просьбу фразой: Дай пить. Мама, на. Идём гулять. Употребляет двусоставные конструкции: Это мама. Это нос. Вот дедушка. Там зайка. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
познавательное развитие | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать разрезные картинки из 5-6 частей. | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы Строит постройку из 2-3 элементов по образцу Собирает вкладыш из 3 частей. | Деятельностные пробы |
Мелкая моторика | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина | Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию | Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут. | Работает за столом не менее 15 минут, удерживает внимание. | Наблюдение, фиксация времени |
Саморегуляция деятельности | Формирование самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие | На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку. | Деятельностные пробы, наблюдение |
Игровая деятельность | Повторение игровых действий по образцу. Формирование интереса к сюжетно-ролевой игре | Элементарные попытки самостоятельной игры | Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работы узких специалистов
Узкие специалисты | Области | Проблема | Пути решения | Ожидае мые результаты | Форма оценива ния |
Учитель-дефектолог | Позна ние | Восприятие цвета, формы, величины развито на низком уровне. Элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам. Ориентировка в пространстве и времени сформирована на низком уровне. Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства. | Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями. Формирование и развитие элементарных математических представлений. Форм. -е временных представлений и пространственной ориентировки. Совершенствование графических навыков и ручной умелости. | Узнаёт, соотносит и называет основные цвета, плоскостные и объёмные фигуры в соответствии с возрастными требованиями, предметы по величине. Владеет количественными представлениями в пределах пяти. Владеет временным понятием (день-ночь). Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу). Графические навыки улучшились. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. |
Учитель-логопед | Коррекция речевых нарушений | Речь лепетная, носит бытовой характер. Глагольный словарь сформирован недостаточно. Прилагательные, характеризующие цвет, форму, величину не употребляет. Нарушения грамматического строя речи: согласование слов в предложении отсутствует. Не образует существительные мн.ч. И.п. Словообразование недоступно. Понимает, но не использует в речи предлоги: на, в и другие. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Окончания слов не договаривает, опускает слоги, проговаривает только ударный слог. Речь непонятна, смазана. Понимает обращенную речь. Артикуляционные упражнения выполняет с ошибками, долго ищет позу. Фонематическое восприятие, а также навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Связная речь не сформирована. | Формировать способность использовать два знакомых слова в одном высказывании. Корректировать употребление ребенком местоимений. Различение количества предметов (один-много) Различение антонимов: большой-маленький, сладкий-кислый. Употребление слов пространственного расположения: здесь, там. Различение ед. и множ. числа (дом - дома). Употребление повелительного наклонения глагола. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Уточнение артикуляции гласных звуков. Составление предложений с предлогами. | Тимофей научится: - составлять простые предложения, состоящие из 2-3 слов с опорой на картинки с изображением людей, животных, выполняющих какое-либо действие; - употреблять в речи местоимения; - различать количество предметов, ед. и множ. число, антонимы; - употреблять повелительное наклонение глагола+обращение; - выполнять весь комплекс артикуляционной гимнастики; - работать с прищепками, шнуровками, нанизыванием бус; - петь гласные звуки; - с опорой на картинку составлять предложения с простыми предлогами. | Создание ситуаций для применении в жизни. Наблюдение. Деятельностные пробы. |
педагог-психолог | I.Развитие психических функций II.Развитие коммуникативной деятельности | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5. Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Взаимодействие с детьми | -Развивать подражание действиям педагога; -развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога ("дай", "покажи"); -развивать звукоподражание животным, транспорту. Слуховое восприятие: - различение громких-тихих звуков; Тактильное восприятие: - формировать умение различать различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. - Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 5 минут; - формировать умение работать за столом в течении 15 минут. -Развивать умение запоминать зрительно 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения). - Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель). -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение обводить контур предмета; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). -Развитие взаимодействия ребенка с педагогом; - выполняет инструкции педагога; - формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом:
использование психодраммы. | -Умеет подражать действиям педагога; -понимает и выполняет односложные, простые инструкции; -подражает звукам животных, транспорта. - Различает громкие-тихие звуки; -Различает различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. -Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 5минут; - ребенок работает за столом в течении 15 минут. -Зрительно запоминает 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения). -Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие. -Раскрашивает изображение не заходя за его границы; - обводит контур предмета; - умеет нанизывать бусы -Четко выполняет инструкции педагога; -Четко выполняет инструкции педагога; - участвует в игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом. | Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. |
Рекомендации к организации работы со Степико Тимофеем:
- создание благоприятных для развития речи ребенка условий,
- связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью Тимофея,
- строгая дозировка занятий,
- использование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного,
- индивидуальный подход к ребенку,
- создание ситуаций, когда Тимофей должен общаться с другими детьми в группе,
- действия на основе образца (конструирование, лепка, рисование, аппликация),
- музыкальная (разучивание коротких попевок, учить водить хоровод),
- одновременная работа над всеми компонентами речевой системы: фонематические процессы, звуко-буквенный анализ и синтез слов, лексико-грамматическая сторона речи.
За счет чего достигаем результатов?
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
- многократное повторение
- стимулирование речи
- игровая деятельность
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день
2. Сопровождение узких специалистов:
- Дефектолога
- Психолога
- Учителя-логопеда
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
Специалист | График |
дефектолог | Среда (подгрупповое занятие) 1 раз/нед. |
психолог | Начало занятий – февраль 2017г. |
учитель-логопед | Понедельник, вторник, среда, пятница - 4 раза в неделю. |
3. Условия реализации индивидуального маршрута на групповых занятиях:
- адаптация содержания по типу упрощения
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи для Степико Тимофея
-многократное повторение материала
-использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками (Новикова-Иванцова Т.Н. «От слова к фразе»,
Шишкина Н.А. «Мои первые слова»)
-размеренный темп занятий
-визуальная поддержка инструкций.
Срок реализации маршрута -6 месяцев.
Пересмотр маршрута – май 2017г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задача | Форма |
Мама Тимофея С. | 1) Рекомендации по организации занятий с Тимофеем дома. 2)Консультация «Развитие дыхания у ребенка с речевыми нарушениями». 3)Консультация «Пальцы помогают говорить» (о развитии мелкой моторики). 4)Мастер-класс «Элементы Су-Джок терапии». | Индивидуальное консультирование по реализации индивидуального маршрута в домашних условиях |
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Мониторинг осуществляется в форме наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Деятельностные пробы
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройством экспрессивной речи.
Индивидуальный маршрут развития выстраивается с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании комплексной диагностики (структура нарушений речи и анализ причин отклонений)....
Индивидуальный маршрут развития ребенка
Индивидуальный маршрут развития ребенка...
Индивидуальный маршрут развития ребенка
Индивидуальный маршрут развития ребенка...
Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...
Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...