Дифференциальная диагностика нарушений речи у детей в таблице
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Диагностика речевых нарушений имеет большое практическое значение. Она позволяет определить уровень и описать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонетические нарушения и т.д.)и акцентировать внимание логопеда на анатомо-физиологический механизм нарушений. В таблице указаны основные характеристики нарушенных компонентов речевой системы и моторики при таких речевых диагнозах, как:
1. Задержка речевого развития
2. Общее недоразвитие речи первого уровня (ОНР I уровня)
3. Общее недоразвитие речи второго уровня (ОНР II ур.)
4. Общее недоразвитие речи третьего уровня (ОНР III ур.)
5. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)
6. Нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ)
Данные по дифференциальной диагностике помогут логопедам не только в выявлении речевых нарушений, но и в правильной организации оказания логопедической помощи как дошкольникам, так и школьникам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_diagnostika.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика нарушений речи у детей
ЗРР, ст.диз. | ОНР 1, ст.диз. | ОНР 2, ст.диз. | ОНР 3, ст.диз. | ФФН, ст.диз. | НПОЗ | ||
Общая, мелкая моторика | Вед.рука, Замедленность движений, Двигательное беспокойство | -//- Некоординированность, Моторная напряженность, Скованность, неловкость | Вед.рука, Общая моторная неловкость, Объем движений неполный | Вед.рука, Нарушена переключаемость движений, Недостаточно сформирована мелкая моторика | Динамическая организация движений недостаточна, снижена | ||
Артикуляционный аппарат | Движения вялые, неактивные позы кинетического и кинестетического праксиса, Неустойчивая артикуляция | Девиация языка, тремор кончика, гиперкинезы языка, синкинезии, цианоз, подъяз/связка-укорочена | -//- Мышечный тонус понижен(гипотонус), повышен(гипертонус), Прикус, Гиперсаливация, Недостаточная переключаемость и подвижность арт.аппарата, Язык мозаичен | Строение-N, Иннервация недостаточна, гиперсаливация | |||
Общее звучание речи | Непонятное для окружающих | Непонятное для окружающих, речь назализована | Смазанное, Малопонятное для окружающих | Смазанное, Малопонятное для окружающих, Просодически не оформлена, Вяломодулированная речь | Смазанное, Невнятное | Несколько смазанное | |
Понимание речи | Ситуативное, неполное | Ситуативное, в пределах обихода | Ограничено, на бытовом уровне | Не в полном объеме, Снижено понимание логико-грамматических и пространственно-временных категорий | Полное, достаточное | Полное, достаточное | |
Активный словарь | Отдельные обиходные слова, Звукоподражания, Использует жесты и мимику , Беден, номинативен | -//- Пассивный словарь шире активного, НА=А | Резко ограничен, В пределах обиходного, Преобладает номинативный и глагольный словарь | Беден, Неточен, Ниже возрастной нормы, Требует дополнения словарь признаков, действий | Близок к возрастной норме | В пределах возрастной нормы | |
Слоговая структура и звуконаполняемость | Не сформирована, Не обследуется | Не сформирована, Преобладают элизии звуков и слогов | Персеверации, Антиципации, Множественные стойкие элизии, Литеральные парафазии | Преобладают перестановки | Нарушена в многосложных словах, Единичные элизии, Перестановки в сложных случаях | Без нарушений, Не нарушены, Трудности в произношении малознакомых слов со стечением согласных | |
Звуко произношение | Гласные 1 ряда и согласные раннего онтогенеза-редуцированны, Произношение звуков раннего онтогенеза м/з, боковое | Нестойкое фонетическое оформление, Звукопроизношение носит диффузный характер | Дефект смягчения по всем группам звуков, Полиморфные замены, Звуки раннего онтогенеза редуцированны, теттизм, звуковая неопределенность | Нестойкие замены, Смешения звуков | Р-горловой, Свистящие-м/з, боковые, Шипящие- боковые | Р-горловой, Свистящие-м/з, боковые, Шипящие- боковые | |
Фонематический слух | Не сформирован | Не сформирован | Грубо нарушен, Нарушен на уровне восприятия звуков, Не дифференцирует звуки раннего онтогенеза | Недостаточно сформирован, Не сформировано фонематичекое восприятие, Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, Нарушен на уровне дифференциации оппозиционных звуков | Нарушен, не дифференцирует тв.-мягкие, свистящие-шипящие, Звонкие-глухие, Нарушен на уровне дифференциации отдельных звуков | Не нарушен | |
Грамматический строй речи | Не сформирован | Не понимает грамматических изменений | Обильные аграмматизмы, Речь аграмматична, Аграмматизмы рода, ударения, Предложно-падежных конструкций | -//- Не понимает изменений лексико-грамматических форм | Единичный аграмматизм | Единичный аграмматизм | |
Связная речь | Не сформирована, звукокомплексы | -//- парадигматические средства общения | Начатки фразовой речи, Простая фраза | Сформирована недостаточно, Низкий уровень возрастной нормы | В пределах возрастной нормы | Сформирована по возрасту | |
Темп и плавность | ----- | Запинки, спотыкания, неврозоподобное (невротические) заикание, тахилалия, брадилалия, необоснованные паузы, прерывистый, различный (невротическое), речь скандированная, отрывистая, истощаемая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста
диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...
Диагностика развития речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста
СодержаниеПояснительная запискаРаздел I. ЗвукопроизношениеРаздел II. Развитие словаряРаздел III. Грамматический строй речиРаздел IV. Уровень развития связной речиЗаключениеСписок литературы...
Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Диагностических методик очень много, как выбрать самое главное и нужное. Здесь подобран материал для обследование детей дошкольного возраста.В презентации отображена необходимая информация для выступл...
Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»
«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников с ОНР»...
Нарушения речи у детей 3-4 лет и их ранняя диагностика
Нарушение речи у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития.Ребенка 3-4 лет отличает высокая речевая активность:-В речи детей, кроме существительных и глаголов, чаще встречают...
Дифференциальная диагностика аутистических расстройств у детей
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия Социального Управления», кафедра специального и инклюзивного образования, курс повышен...
Вопросы дифференциальной диагностики недоразвития речи и ЗПР у детей младшего дошкольного возраста
В данной презентации поднимаюся вопросы диагностики детей с ЗПР и с ОНР...