Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
Цель: обогащение и активизация словаря детей.
Коррекционно - образовательные задачи.
· Учить детей пересказывать сказку по ролям близко к тексту.
· Закрепить знания детей по теме «Посуда».
Коррекционно – развивающие задачи.
· Формировать у детей умение строить сложные предложения.
· Активизировать словарь по теме.
· Развивать у детей творческие способности и артистизм.
· Развивать общую, пальцевую и мимическую моторику.
Коррекционно - воспитательные задачи.
· Развивать умение работать в коллективе.
· Воспитывать у детей правила хорошего тона.
· Воспитывать желание говорить правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Родничок»
Конспект коррекционно-развивающей
непосредственно образовательной деятельности
по развитию связной речи
у детей с общим недоразвитием речи
в подготовительной к школе группе
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
(с элементами драматизации)
Замыслова Татьяна Алексеевна,
Учитель-логопед
г. Советский
Тема. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
(с элементами драматизации)
Цель: обогащение и активизация словаря детей.
Коррекционно - образовательные задачи.
- Учить детей пересказывать сказку по ролям близко к тексту.
- Закрепить знания детей по теме «Посуда».
Коррекционно – развивающие задачи.
- Формировать у детей умение строить сложные предложения.
- Активизировать словарь по теме.
- Развивать у детей творческие способности и артистизм.
- Развивать общую, пальцевую и мимическую моторику.
Коррекционно - воспитательные задачи.
- Развивать умение работать в коллективе.
- Воспитывать у детей правила хорошего тона.
- Воспитывать желание говорить правильно.
Виды детской деятельности, приёмы работы.
Игровая: настрой на занятие, игры «Расставь правильно посуду», «Накрой
стол к чаю», игра – макет сказки «Лиса и журавль».
Коммуникативная: чтение, беседа, вопросы, пересказ, ситуативный
разговор, поощрение, указания, исправления, игра «Накрой стол к
чаю», выбор детей, которые будут играть роли в сказке
Двигательная: физкультминутка, накрываем стол к чаю, показ сказки с
использованием игр – макетов.
Материал и оборудование: текст русской народной сказки «Лиса и журавль»,
фигурки сказочных героев: журавля, лисы; посуда, карточки с
изображением эмоций, игра «Расставь правильно посуду» с
использованием ИКТ.
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов К. И.
Чуковского «Федорино горе», «Муха—Цокотуха». Игра «Назови
правильно» (классификация посуды — кухонная, столовая, чайная и
т.д.).
Индивидуальная работа: следить за правильным звукопроизношением
детей.
Ход НОД.
- Организационный момент.
Логопед. Занятие нужно начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла, что живёт в вашем сердце.
- Основная часть
- Закрепление обобщающего понятия «Посуда»
Логопед: Поиграем в игру; «Назови предмет». Я говорю: «Столовая посуда», а вы мне называете предметы, которые относятся к данному понятию.
Столовая посуда — супница, ложки, тарелки, вилки, солонка...
Кухонная посуда — чайник, сковорода, кастрюля, поварёшка или половник ...
Чайная посуда — чашки, блюдца, заварочный чайник, чайные ложки, молочник, сахарница, конфетница ...
- Игра «Накрой стол к чаю».
Логопед: Если вы ждете гостей, то как готовитесь к их приходу? (Ответы
детей.)
Логопед: Сейчас мы проверим, как вы умеете накрывать на стол.
(Детям предлагается различная посуда, стол, скатерть.)
Но вы должны выбрать лишь чайную посуду.
(Логопед накрывает стол скатертью, а дети ставят на него посуду и говорят поставлю на стол сахарницу, потому что это чайная посуда» и т.д.)
- Чтение сказки с последующим обсуждением
Логопед: Сегодня мы узнаем, как встречали друг друга Лиса и Журавль в
русской народной сказке.
(Логопед читает текст сказки, а затем задает детям вопросы по содержанию.)
Как встретила Лиса Журавля?
Почему Журавль не смог съесть угощение?
А как поступила Лиса?
Как Журавль встречал гостью?
Смогла ли она поесть вдоволь?
Что значат слова «Как аукнулось, так и откликнулось»?
Почему перестали дружить Лиса и Журавль?
- Мимическая гимнастика
Логопед: Назовите, какие эмоции здесь изображены (радость, грусть, огорчение, печаль, сердитый), давайте попробуем погрустить, а теперь нам радостно, покажите, как вы умеете сердиться
6. Физкультминутка.
Логопед: Ребята, давайте изобразим, как лиса идёт в гости к журавлю, и как шла обратно, обидевшись на него, не забывайте показывать настроение лисы. А теперь - как журавль идёт к лисе в гости…
7. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
После прочтения дети выбирают Лису, Журавля и автора.
8. Пересказ сказки.
Для пересказа используется настольный театр.
Когда закончит пересказывать первая тройка, дети выбирают
следующих рассказчиков.
3. Итог занятия.
О ком эта сказка?
Почему не получилось дружбы у Лисы и Журавля?
Оценка работы детей.
10.10
4. Основные направления деятельности.
К основным формам деятельности логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи относятся:
4.1. Воспитание и развитие воспитанников в соответствии с реализуемыми в МДОУ общеобразовательными программами.
4.1.1. Воспитатели проводят работу по всем разделам, принятой в ДОУ комплексной программы. Учитывая трудности, обусловленные речевым дефектом, допускается изменение сроков и тематики разделов комплексной программы.
4.1.2. Важнейшими направлениями деятельности для детей с речевыми нарушениями являются формирование двигательных навыков, развитие координации движений, пространственной ориентировки. В процессе физического воспитания осуществляются мероприятия по предупреждению утомляемости.
4.1.3. Умственное воспитание направлено на формирование у детей правильных представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование сенсорных процессов, развитие внимания, воображения, памяти, мышления, что создает необходимую базу для эффективной коррекции речи.
4.2. Проведение коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
4.2.1. Дети с общим недоразвитием речи, поступающие в логопедические группы, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в школе. Коррекционная работа включает формирование произносительных навыков, развитие грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
4.2.2. На материале правильного произношения звуков осуществляется:
-развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
-воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
-развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой коррекционной задачи;
-развитие словаря;
-развитие произвольного внимания и памяти.
4.2.3. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков.
4.2.4. В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, следует учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.
4.3. Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.
4.3.1. Проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с детьми по преодолению имеющихся недостатков в развитии речи. Индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами коррекционно-речевой работы с ребенком, собрания, тематические выставки.
Общие основы формирования связной речи детей с ОНР.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется прежде всего ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста.
Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.
Навыки диалогической речи развивается и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи.
При обучении детей с 3 уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической(описательной и повествовательной)речи.
Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению.
В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют : рассказывание по восприятию( рассказы описания предметов, рассказы по картинам и пересказ); рассказывание по памяти( из коллективного и индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению, или творческое рассказывание.
При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:
- Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- Целенаправленное воздействие на активацию и развитие ряда психических процессов( восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие:
- Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
- Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
- Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.
Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей.
Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами( систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).
Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:
- Коррекционное формирование и включение в <речевой арсенал> детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
- Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
- Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (5-6 чел.). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю по 20-30 мин., в утренние часы.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи - конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры - театрализованная игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перессказ русской народной сказки "Лиса и журавль" с элементами драматизации
Занятие в старшей группе для детей с ОНР...
Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе
Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...
Конспект занятия: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации»
Цели:коррекционно-образовательная:—обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям;коррекционно-развивающие:—развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения;—активизировать...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)
ᅟПересказ ᅟрусской ᅟнародной ᅟсказки «Мужик и ᅟмедведь» (с ᅟэлементами ᅟдраматизации) (в подготовительной группе)ᅟЗадачи:1. ᅟᅟОбучающая: -...
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) для логопедической группы.
обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям....
«Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по обучению рассказыванию с использованием интерактивной панели...
Конспект НОД по развитию речи с детьми 6-го, 7-го года жизни. Пересказ русской народной сказки "Лиса и журавль" (с элементами драматизации).
Формировать умения составлять пересказ близко к тексту и по ролям....