Диагностика раннего выявления нарушений: Игры и упражнения.
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Диагностика детей раннего возраста должна осуществляется комплексно. Большое внимание должно уделяться анализу анамнестических данных, неврологического, соматического и психического состояния ребенка при обследовании речевого и психомоторного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dshchiagnostika_rannego_vyyavleniya_narusheniy.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика раннего выявления психомоторного и речевого развития детей от 0 до 1года.
Диагностика детей раннего возраста должна осуществляется комплексно. Большое внимание должно уделяться анализу анамнестических данных, неврологического, соматического и психического состояния ребенка при обследовании речевого и психомоторного развития. Наряду с клиническими методами должны использоваться и параклинические (ЭЭГ, М-ЭХО, РЭГ, слуховая аудиометрия, зрительные вызванные потенциалы). В ряде случаев должна применяться компьютерная электропунктурная диагностика. Дети должны быть обследованы психологом, логопедом и педагогом-дефектологом.
Составляются анкеты для матерей, направленные на получение информации о ребенке (количество членов семьи, детей в семье, порядковый номер рождения ребенка, наличие нервно-психических заболеваний); о самих матерях (возраст, образование, профессия). Существует прямая взаимосвязь между вербальным интеллектом матери, в частности, способностью к обобщению, и пассивным словарем ребенка. Способность к обобщению матери также влияет на речевое развитие ребенка. По данным Берк Л. у девочек обнаруживается наиболее раннее речевое развитие по сравнению с мальчиками (например, начинают «гулить» и «лепетать» в более раннем возрасте). Однако подобное опережение заметно только в младенческом возрасте, затем темп развития сравнивается. Образование и профессия матери выступают факторами речевого развития ребенка. Активный словарь детей разного пола связан с образованием матери, причем для развития мальчиков благоприятно наличие высшего образования у матери, девочек – средне-специального. Например, наиболее развит пассивный словарь у тех детей (и девочек, и мальчиков), матери которых, работают и их профессия относится к категории «Человек-человек».
Первый период который влияет на развитие речи начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).
Игры-занятия с детьми первого года жизни.
10 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Может следить за игрушкой в одну сторону до 10 секунд.
Методика выявления: Игрушку держат на расстоянии 40 – 50 см. над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно перемещают 2 – 3 раза вправо и влево.
Слуховые ориентировочные реакции: плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке. Ребенок должен успокоиться через 5 – 15 секунд. Слуховое сосредоточение в течение 10 – 15 секунд.
Методика выявления: Когда ребенок лежащий на спине, беспокоен, взрослый ласково говорит с ним, гремит погремушкой или хлопает в ладоши, находясь в поле зрения ребенка.
1 месяц
Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущего предмета. Ребенок должен поворачивать голову вправо, влево.
Методика выявления: Внимание лежачего на спине ребенка привлекают к игрушке: приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10см. и вверх на расстояние до 70см.
Слуховые ориентировочные реакции: Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звучащей игрушке) до 10 - 15 секунд, движения заторможены.
Методика выявления: На расстоянии 50см. от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения гремят погремушкой 10 – 15 сек.
Общие движения: Лежа на животе, пытается поднять и удержать голову до 5 сек. Сразу поднимает голову после поглаживания спины.
Методика выявления: Ребенка кладут на живот, выпрямляя ему руки, и наблюдают.
Подготовительные этапы развития активной речи: Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата.
Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.
Методика выявления: Взрослый наклоняется над ребенком, лежащим на спине, на расстояние 20см. от глаз. Вызывает сосредоточение на своем лице, ласково разговаривает, произносит певучие звуки.
Эмоции: Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Методика выявления: Наклоняясь над лежачим на спине ребенком, лаского говорить с ним
2 месяца
Эмоции: Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.
Методика выявления: Наклоняясь над лежачим на спине ребенком, лаского говорить с ним
Общие движения: лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.
Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2с. Если ребенок не поднимает голову, на расстоянии 30 – 40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, медленно поднимают ее, говорят с ребенком.
Подготовительные этапы развития активной речи: повторно произносит отдельные звуки.
Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим на спине.
3 месяца
Эмоции и социальное поведение: Проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним.
Методика выявления: Наклоняясь над лежачим на спине ребенком, лаского говорить с ним
Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
Методика выявления: наблюдают за ребенком лежащим под игрушками.
Общие движения:
- Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 мин).
Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2 с.
- Ребенок удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
Методика выявления: ребенка держат на руках вертикально, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой – под мышки (под грудью).
- Ребенок при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
Методика выявления: взрослый берет ребенка под мышки лицом к себе и опускает на твердую опору. Не следует ставить его.
4 месяца
Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим под игрушкой. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушкой, раскачивают ее.
Общие движения: то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражены.
Подготовительные этапы развития активной речи: гулит сам или через 1 – 3 мин после общения с ним взрослого.
Методика выявления: наблюдать издали за ребенком, лежащим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо.
5 месяцев
Эмоции и социальное поведение: Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Методика выявления: Взрослый наблюдает за поведением ребенка.
Движения общие: Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
Методика выявления: Ребенка кладут на живот, перед ним ставят игрушку так, чтобы он касался ее руками, и наблюдают.
- Ребенок переворачивается со спины на живот
Методика выявления: Внимание ребенка лежащего на спине, привлекают к игрушке, ее передвигают сверху вниз и кладут рядом с ребенком так, чтобы он не мог взять ее.
- Ребенок ровно, устойчиво стоит при поддержке его под мышки
Методика выявления: Ребенка берут под мышки и опускают ногами на твердую опору.
Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу певуче гулит.
Методика выявления: Наблюдают в течение 30 мин. За лежачим ребенком. В помещении должно быть тихо.
6 месяцев
Движения общие: Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.
Методика выявления: У ребенка, лежащего на животе вызывают сосредоточение на игрушке, стоящий перед ним, и перемещают ее по кругу за спину ребенка. Повторить 2 раза.
Подготовительные этапы развития активной речи: Произносит отдельные слоги.
Методика выявления: За ребенком, бодрствующем в любой позе, наблюдают 20 – 30 мин.
7 месяцев
Движения общие: Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Методика выявления: Внимание лежачего на животе ребенка привлекается к игрушке, поставленной вне досягаемости и, если ребенок начинает передвигаться, медленно отодвигать ее до 50см.
Подготовительные этапы развития понимания речи: На вопрос «где?» находит взглядом предмет, который постоянно стоит в определенном месте (часы, кукла).
Методика выявления: Ребенка подносят к игрушке так, чтобы он ее не видел и спрашивают: «Где…….»
Подготовительные этапы развития активной речи: Подолгу лепечит, повторно произносит одни и те же слоги.
Методика выявления: За ребенком, бодрствующем в любой позе, наблюдают 20 – 30 мин.
8 месяцев
Эмоции и эмоциональное поведение: Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечит.
Движения общие: Сам садится, сидит, ложится.
Методика выявления: Если ребенок лежит на животе, показывают ему игрушку и кладут вне досягаемости. Смотрят за действиями.
Подготовительные этапы развития активной речи: Громко, четко и повторно произносит разные слоги.
Методика выявления: За ребенком, бодрствующем в любой позе, наблюдают 20 – 30 мин.
9 месяцев
Эмоции и эмоциональное поведение: Догоняет другого ребенка, ползет ему на встречу.
Методика выявления: Взрослый наблюдает за детьми.
Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Методика выявления: Ребенка, стоящего у опоры, привлекают игрушкой на расстоянии 50 – 70см. к другой опоре. По мере его приближения переходят дальше. После 2 - 3 переходов дают ребенку игрушку, общаются с ним.
Подготовительные этапы развития активной речи: Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете.
Методика выявления: Взрослый сидит перед ребенком четко, снебольшими паузами произносит слоги.
10 месяцев
Движения общие: Выходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее.
Методика выявления: Наблюдение за ребенком.
Подготовительные этапы развития активной речи: Подражая взрослому повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете ребенка.
Методика выявления: Сидя перед ребенком, четко, внятно, раздельно произносить 2 – 3 новых для него слога.
11 месяцев
Эмоции и социальное поведение: Радуется приходу детей.
Движения общие: стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
Методика выявления: Ребенка ставят около опоры и отходят.
Активная речь: Произносит первые слова – обозначения (мама, би-би, дай)
Методика выявления: Наблюдают за играющим ребенком около 20 мин.
12 месяцев
Эмоции и социальное поведение: Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождается лепетом и смехом.
Методика выявления: Дети играют рядом, взрослые наблюдают за ними.
Движение общее: Ходит самостоятельно.
Методика выявления: ебенка ставят на пол и наблюдают.
Активная речь: легко подражает новым слогам, произносит 5 – 10 облегченных слов.
Методика выявления: взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разном сочетании, новые для ребенка. Ребенок должен видеть мимику взрослого и движение его губ.
Литература:
- Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – СПб: Питер, 2006.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. – 9-е изд. – М.: Академия, 2004.
- Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985.
- Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста - М.: Академия, 2002.
- Попова С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста - М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей
Дошкольный возраст– это важный этап в развитии ребёнка. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии до...
Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возраста
В этой статье вы найдете игры,занятия и рекомендации которые направлены на профилактику плоскостопия и борятся с нарушениями осанки...
«Раннее выявление речевых нарушений и методы их исправления»
В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропуст...
Конструкт по речевому развитию с детьми второй группы раннего возраста. Тема: «Игры и упражнения на звукопроизношение [у]. Чтение песенки «Разговоры»
Этот материал будет полезен воспитателям для проведения НОД в детском саду....
Консультация для родителей: « Раннее выявление нарушений речи»
Помните фильм советских времен "По семейным обстоятельствам"? Там одной девчушке, у которой "не звучала" добрая часть алфавита, родители пригласили опытного логопеда (роль сыграл Р...
Выступление на городском МО. Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников
Представлен перечень диагностических методик, необходимых для раннего выявления отклонений в развитии дошкольников....
Выступление на МО. Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"
Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"...