Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей
консультация по развитию речи на тему

Голубева Елена Геннадьевна

Дошкольный возраст– это важный этап в развитии ребёнка. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии дошкольников. Поэтому ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» общеразвивающего вида»

Раннее выявление и коррекция

речевых нарушений у детей

Выступление на М. О. учителей – логопедов района

                                          Подготовила

                                                                         Голубева Е.Г.

                                                                        учитель-логопед

 «Раннее выявление и коррекция и речевых нарушений у детей»

Итак, дошкольный возраст– это важный этап в развитии ребёнка. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии дошкольников. Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию .

 Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. В конце XX столетия появился термин «децелерация», обозначающий замедленный темп роста и развития детей.

Нормы развития речи.

 Первые слова у них появляются после первого года (раньше у 6—7-месячных),  фразовая речь — к 2,5 годам (раньше к 1,5 годам),  поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение.  В 5—6 лет наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики).

     В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В представленной возрастной группе наиболее широко распространен диагноз - ЗРР.

 Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

 В качестве причин, вызывающих данные отклонения в развитии большое значение имеет влияние неблагоприятных социальных факторов – нарушение психологического климата в семье, когда наблюдаются либо завышенные требования к ребёнку (так, в 2 года ребёнка с задержкой речевого развития старательно обучают грамоте), либо заниженные – не используют возрастные возможности ребёнка. Довольно часто в семье не формируется потребность в речевом общении: ребёнок рано начинает смотреть телевизор, который не требует обратной речевой реакции, ребёнка понимают по его жестам, мимике, а иногда сами взрослые переходят на язык ребёнка, тем самым задерживая его развитие.

Если ребенок имеет сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.

    К сожалению, в России недостаточно оказывают раннюю специализированную помощь детям с ЗРР. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Поэтому актуальным направлением логопедического воздействия в ДОУ является своевременная диагностика, профилактика и коррекция нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, позволяющая осуществить необходимую коррекционно-развивающую помощь .

Организуя работу логопедического кружка «Весёлый язычок» для детей раннего и младшего дошкольного возраста в качестве приоритетных нами были определены диагностико-профилактическое и коррекционно-речевое направления, что создало определённые трудности, так как коррекционная логопедическая работа в условиях логопедического пункта ДОУ традиционно по причине большого количества нуждающихся ведётся с детьми старшего дошкольного возраста.

Сейчас я предлагаю вам освежить свои знания и выполнить следующие задания:

 1 подгруппа «Мозговой штурм» написать как можно больше направлений коррекционной  работы с детьми на цветах.

2 подгруппа « Сортировка». Рассортировать предложенные названия форм работы с родителями по соответствующим конвертам.

3 подгруппа «Алфавитный указатель» На каждую букву алфавита нужно придумать слово или словосочетание – название формы работы с педагогами и записать на бланках.

Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста:

1.  Развитие экспрессивной речи:

·  работа над звуками и звукоподражанием; словами с вызванным звуком;

·  фонетическая ритмика; работа над произношением звуков и слиянии в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями;

·  формировать элементарную фразу из 2–3-х слогов, содержащую вызванный звук;

·  формировать доступные грамматические категории на материале новых слов;

·  работа над договариванием слов в стихотворениях, потешках, рассказах.

2.  Развитие импрессивной речи. Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом.

3.  Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых.

4.  Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

5.  Развитие слухового восприятия:

·  воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира;

·  игры со звучащими игрушками;

·  воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей;

·  формирование фонематического восприятия.

Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.

6.  Формирование элементарных математических представлений – формирование основных сенсорных эталонов и обозначения их словом.

7.  Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.

8.  Развитие зрительного восприятия. Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними.

9.  Формирование элементарных графических навыков. Этот вид деятельности – великолепный способ развития малыша. Это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребенка, способом усвоения особенно трудной для него части речи – прилагательного.

10.  Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6–7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.

Таким образом, данные направления логопедической работы необходимо использовать в коррекции речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Работа с родителями.

В силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких родственников (в основном — на мать). Отечественная педагогика в последнее время большее внимание уделяет роли матери в обучении ребенка языку. Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребенка.

Для изучения знаний родителей о речевом развитии детей  были предложены анкеты, анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-).

  Проанализировав стиль общения родителей и ребенка, можно выделить следующие  варианты ЗРР (при условии отсутствия патологий со стороны ЦНС, слуха, зрения, соматического статуса и т.п.).

 1. Задержка на стадии эмоционального общения.

 Общение в данном случае сводится к выражению взаимной любви, ласки, объятий. Желания малыша удовлетворяются без каких-либо попыток с его стороны что-то сказать. Слово здесь лишнее. В таких случаях надо донести до родителей, что следующий этап развития речи и общения — предметно-практическая деятельность ребенка и взрослого.

 2. Исключительная ориентация на предметный мир.

 Окружая ребенка множеством игрушек и надолго оставляя его манипулировать ими, взрослый способствует лишь погружению малыша во внутренний мир. Такое дитя не нуждается во взрослом как в партнере по совместной деятельности. Необходимо объяснить родителям важность обыгрывания каждой игрушки в процессе совместной деятельности со взрослым.

 3. Задержка на стадии формального называния предмета.

 Слово, появившееся только в номинативной форме, не используется в реальном взаимодействии с людьми. Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш заменяет речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае также важно рассказать родителям, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов. На этом этапе важны игры по типу «давай вместе», игры-драматизации

 Выделяют следющие формы работы с родителями: 

 1.Информационно-аналитические

 2.Познавательные

3.Досуговые

 4.Наглядно-информационные

- Зачитайте, пожалуйста, какие формы работы вы отнесли к 1 группе (2.3.4)

Упражнение «Сортировка»

Логопед раздает  педагогам по 2-3 листочка, на которых написаны формы работы с родителями и просит педагогов разложить их по соответствующим конвертам, подписав их, используя следующую классификацию:. Слова: собрания, конференции, консультации, беседы, вечер для родителей, тематическая выставка, диспут, школа для родителей, дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, викторины и КВНы, праздники, семейные конкурсы, стенгазета, показ видеофильма, концерт, соревнование, утренник, семинар, деловая игра, телефонный разговор, почта.

Т. О. данные формы работы могут использоваться в работе с родителями.

Работа с педагогами

В исправлении ЗРР у детей младшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и воспитателя. К сожалению, взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного учреждения порой наладить весьма трудно.

Необходимо планировать совместную работу логопеда и воспитателей таким образом, чтобы наиболее эффективно стимулировать речевое развитие каждого ребёнка.

- Заполните алфавитный указатель. Прикрепите листочки со словами к соответствующей букве.

Упражнение «Алфавитный указатель»

Логопед показывает педагогам плакат «Настенный алфавит» и просит их на каждую букву вспомнить и назвать форму работу с родителями. Например, А – анкетирование, Б – беседа, В – вечер встреч, викторина, выставка, Г – газета и т.д. Названные слова и словосочетания записываются на бланках (самокл. листах)и прикрепляются к алфавиту. логопед делает вывод о том, что в практике существует большое количество форм взаимодействия с педагогами, каждая из которых имеет свое назначение.

Я предлагаю закончить создание костюмчика ожиданий. Напишите на штанишках, оправдались ли ваши ожидания и опасения, а также ваши впечатления от сегодняшнего семинара.  

Вывод:

Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное». 

Спасибо за внимание. Участникам огромное спасибо за помощь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад №1 Сказка общеразвивающего вида» Раннее выявление и коррекция речевых нарушений Голубева Елена Геннадьевна учитель-логопед

Слайд 2

« Децелерация » - замедленный темп роста и развития детей 16.04.2012 2

Слайд 3

Нормы развития речи: - Гуление (2 мес.) - Гуление с интонацией (4 мес ) -Лепет (6 – 8 мес ) -Первые слова (10-12мес) - Запас слов от 2-3 до 20-30 (12 мес ) -Понимает простые просьбы, не сопровождающиеся жестом. Реагирует на своё имя (1г2мес) -Произносит множество слов и словосочетаний. - Хорошо развито звукоподражание. - Знает 3-6 частей тела (1г6мес)

Слайд 4

-Понимает действия и предметы на картинках (2 года) -Задаёт вопросы «что это?», «где?» -В активном словаре насчитывается около 50 слов (2 года) -Понимает действия и предметы на картинках (2 года) -Задаёт вопросы «что это?», «где?» -В активном словаре насчитывается около 50 слов (2 года) 2-3 года

Слайд 5

-Пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова. -Произносит простые предложения из 3 -4 слов (2г 2 мес ) -Начинает употреблять в речи предлоги 2-3 года

Слайд 6

3-4 года -Словарный запас достигает 2000 – 3000 слов.(3-4 года) -Придумывание новых слов (словотворчество) -Непроизвольное запоминание стихотворений -Речь еще не до конца связная -Определяет наличие заданого звука в слове (4г6мес) -Подбирает слова-антонимы (4г 6 мес ) -Допустимо отсутствие сонорных звуков (Р, Л)

Слайд 7

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет.

Слайд 8

Причины ЗРР: Невостребованность речи Замедленный темп созревания нервных клеток Заболевания и поражения головного мозга Нарушения слуха Различные заболевания в первые годы жизни- Различные заболевания впервые годы жизни Неблагоприятные социально-бытовые условия 8

Слайд 9

диагностико-профилактическое и коррекционно-речевое

Слайд 10

Логопедическая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста: Развитие экспрессивной речи 16.04.2012 10 Развитие импрессивной речи Развитие общей и мелкой моторики Развитие слухового восприятия Формирование элементарных математических представлений Формирование навыков артикуляционной моторики Развитие зрительного восприятия Развитие зрительного восприятия

Слайд 11

16.04.2012 11

Слайд 12

Информационно-аналитические 16.04.2012 12 «Почтовый ящик» Размещение буклетов Сайт детского сада Рекламно-информацион-ные письма Анкетирование и опрос

Слайд 13

Познавательные: 16.04.2012 13 Устные журналы Медиатеки Медиаклуб Виртуальные группы Практикумы Устные журналы

Слайд 14

Досуговые 16.04.2012 14 Праздники и досуги Детско – родительское кафе Конкурсы и выставки

Слайд 15

Наглядно-информационные 16.04.2012 15 Газеты Информацион-ные стенды Мини-библиотеки Медиатеки

Слайд 16

Варианты ЗРР 16.04.2012 16 Задержка на стадии эмоционального общения Задержка на стадии формального называния предмета Исключительная ориентация на предметный мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики....

Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ

Своевременная диагностика нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста позволяет оказывать необходимую коррекционно-развивающую помощь на основе использования с...

Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей

Раннее выявление нарушений речи консультация для родителей и педагогов...

Раннее выявление и профилактика речевых нарушений

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Речевой фитнес как профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста

Речевой фитнес  как профилактика  и коррекция речевых нарушений  у детей раннего и младшего возраста....

Роль ранней помощи в коррекции речевых нарушений у детей-близнецов

В статье говориться о важности оказания ранней помощи детям от многоплодной беременности, необходимости взаимодействия специалистов ДОО и родителей, отражены основные векторы воспитательнрй и коррекци...

Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений у детей 4-5 лет

Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений  у детей 4-5 лет...