Рекомендации для родителей по запуску речи малышей в играх и упражнениях.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Гилева Ольга Петровна

     Нормальное развитие речи предполагает, что к первому году жизни ребенок может произносить около 10 простых слов, включая звукоподражания. К двум годам активный словарь малыша составляет уже около 300 слов, а к трем – достигает 1000 слов.

     Чтобы речь ребенка развивалась без задержки, не отставала от возрастной нормы, существуют специальные игры и упражнения, улучшающие слуховую память, фонематическое восприятие, координирующие мышцы речевого аппарата, расширяющие словарный запас.

     На начальном этапе нужно определить насколько точно ребенок понимает обращенную к нему речь. Пальчиковые игры, артикуляционная и дыхательная гимнастики помогут развить навыки, без которых невозможен процесс формирования речи. Игры и упражнения позволят малышу шаг за шагом научиться произносить звуки и слова, говорить фразами и короткими предложениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapusk_rechi.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по запуску речи малышей в играх и упражнениях.

     Нормальное развитие речи предполагает, что к первому году жизни ребенок может произносить около 10 простых слов, включая звукоподражания. К двум годам активный словарь малыша составляет уже около 300 слов, а к трем – достигает 1000 слов.

     Чтобы речь ребенка развивалась без задержки, не отставала от возрастной нормы, существуют специальные игры и упражнения, улучшающие слуховую память, фонематическое восприятие, координирующие мышцы речевого аппарата, расширяющие словарный запас.

На начальном этапе нужно определить насколько точно ребенок понимает обращенную к нему речь. Пальчиковые игры, артикуляционная и дыхательная гимнастики помогут развить навыки, без которых невозможен процесс формирования речи. Игры и упражнения позволят малышу шаг за шагом научиться произносить звуки и слова, говорить фразами и короткими предложениями.

Игры на развитие понимания речи.

Рассмотрите с ребенком картинки. Спросите его6 «Где мячик? Покажи». Если малыш не справляется с заданием, возьмите его пальчик и найдите картинку вместе, обязательно приговаривая; «Вот мячик». Если задание вызывает трудности, возьмите 3-4 объемных игрушки и поиграйте подобным образом. Важно, чтобы малыш начал понимать вопрос «Где?», и просьбы «Покажи…», «Дай..».

Части тела.

Попросите малыша показать, где у куклы рука. Когда ребенок покажет руку куклы, попросите его показать свою руку. Подобным образом показываем ноги, рот, уши – на кукле, а потом находим эти части тела на  ребенке. Если задание вызывает затруднения, возьмите объемную куклу и найдите у нее все части тела.

Животные.

Теперь задание усложняется. Рассмотрите картинки, попросите найти мышку, зайчика, мишку и поросенка. Затем попросите показать хвост у мышки, уши у зайчика, глаза у медведя, носик у поросенка. В случае затруднения выполните задание на объемных игрушках.

Расширение словарного запаса.

Расширяем словарный запас за счет глаголов. Попросите малыша найти картинки, где девочка ест, качается, спит, моет руки.

Найдите с малышом картинки, где мальчик плачет, одевается, играет в мяч, рисует.

Что нужно, чтобы….

Рассмотрите картинки и попросите малыша: «Покажи,  где шапка, телефон, кровать, ложка и т.д.». После того как вы убедитесь, что ребенку знакомы нарисованные предметы, спросите его, рассматривая первый ряд (остальные картинки закройте бумагой): «Что нужно, чтобы есть кашу? Покажи», «На чем ты будешь спать?», «Чем можно рисовать?» и т.д.

Развитие общей моторики.

Упражнения помогут развить координацию движений вашего малыша. Они научат ребенка сочетать движения со стихотворным текстом и повысят его эмоциональный настрой.

Мы потопаем немножко: топ-топ-топ, (топаем)

Мы похлопаем немножко: хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем)

А теперь мы повернемся и все вместе улыбнемся.

Бабочка летела, летела, на цветочек села (бегаем по кругу, садимся на корточки)

Крылышки сложила (ручки на коленочки),

Деток покормила (ладошки вместе, подносим ко рту, говорим ням-ням).

Зайка  скок-скок-скок,

Мишка топ-топ-топ,

Белка прыг-прыг-прыг,

А лисичка хлоп-хлоп-хлоп.

Дыхательная гимнастика.

Для того чтобы малыш начал говорить и впоследствии быстрый темп речи не спровоцировал заикание, необходимо делать дыхательные и артикуляционные упражнения.

Мишка.

Ручки в стороны.

Идем в перевалочку, и говорим:

«Ух!..Ух!..

Цветочек.

Подносим к ребенку воображаемый цветочек.

 Вдыхаем носиком и говорим: «Ах!..»

Шарик.

Ладошки малыша плотно прижаты друг к другу. Говорим; «Ш-Ш-Ш» - и ладошки расходятся, показывая, как «надувается» шарик. Вот какой шарик получился!

Пальчиковые игры.

Тренировать пальчики малыша можно уже с шести месяцев, ведь это стимулирует развитие ребенка. В раннем возрасте такая тренировка представляет собой массаж кистей рук и пальцев малыша.

Улитка.

Улитка, улитка, улитка ползет.

Улитка (имя ребенка) подарки везет.

(Держим ладошку ребенка открытой и своими пальцами рисуем спираль от середины ладони малыша до оснований пальчиков).

Котик.

Есть у котика на лапках

Очень острые царапки.

(Сжимайте кулачки и разжимайте пальцы сразу обеих рук).

Артикуляционная гимнастика.

Эти упражнения помогут улучшить подвижность губ и языка, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и целых слов.

Дом.

Представьте, что ротик вашего малыша – это дом. Постучите пальчиком по щечке: «Тук-тук»,- и ротик малыша откроется: «Дверки дома открылись». Говорим: «Пока! Пока!», - ротик закрывается.

Лопаточка.

Широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5-10 секунд.

Блинчик.

Высовываем язычок и губками «шлепаем» по нему, приговаривая: «Пя-пя-пя».

Литература.

Батяева С.В., Савостьянова Е.В.  Альбом по развитию речи для самых маленьких.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Как развивать речь малыша»

На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребенка и взрослого. Ребенок реагирует на улыбку, голос, произносит что – то....

Упражнения для запуска речи малышей.

57 упражнений для запуска речи у малышей В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. ...

Упражнения для запуска речи малышей

  В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.Причиной является недостаточно раз...

Лучшие упражнения для запуска речи малышей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30005669","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...

Упражнения для запуска речи малышей

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.Причиной является недостаточно развитый в силу в...