ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР»
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Крепких Марина Вячеславовна

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЫ ПОЗНАЕМ МИР» направлена на познавательное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. В программе выделено несколько основных разделов, в которых раскрываются характеристика детей с ОВЗ, основные направления коррекционно-развивающей работы, основные задачи обучения, перспективное планирование по ознакомлению с окружающим и сенсорному обучению, а также система мониторинга усвоения воспитанниками программы дополнительного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ                ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ    «КАШИРСКИЙ  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ   ЦЕНТР  ДЛЯ   НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ   «СЕМЬЯ»

Рассмотрено на заседании                                               Утверждаю

Методического совета                                                      Директор ГКУ СО МО «Каширский ССРЦН «Семья»

«___»______20__г.                                                             ________________О.Е.Вишнякова

                                                                                             «___»________20___г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

НАПРАВЛЕННАЯ  НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

«МЫ ПОЗНАЕМ МИР»

Срок реализации программы 1 год

Составитель:

Крепких Марина Вячеславовна

Учитель-дефектолог

Кашира, 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

5

1.3

Планируемые результаты освоения  «Программы».  

7

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Организация образовательной деятельности.

9

2.2

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

11

2.3

Задачи  коррекционно-развивающей работы.

13

2.4

Перспективное планирование работы по ознакомлению с окружающим.

15

2.5

Перспективный  план  по сенсорному развитию.

22

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Система мониторинга.

24

3.2

Организация предметно-развивающей среды.

26

3.3

Список  литературы.

28

Приложение.

Приложение 1. Схема обследования ребенка.

Приложение 2. Перечень материалов для обследования детей.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1. 1  Пояснительная записка.                                                          

         Реальностью наших дней является рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья   образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть, это дети,  имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и/или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Цели и задачи реализации Программы.

Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи: 1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и коррекции психических нарушений.

 2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы учителя-дефектолога в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

В программе раскрывается  система коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ; указаны цели, задачи и содержание работы по каждому из направлений деятельности; описана система диагностики индивидуального развития ребенка. В приложении к Программе представлены схема обследования ребенка, перечень материалов, необходимых для обследования, а также рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды.

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Программа   составлена на основе следующих  программ:

  • «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2012»,
  • «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Под ред. Стребелевой Е.А., Екжановой Е.А. - М.: Просвещение, 2010,    
  • Программа Н. В. Нищевой «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», 2015 г.,  
  • Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Под ред. Баряевой Л.Б., Логиновой Е.А. - СПб, 2010.,  
  •  Программа Г.В.Луговой «Формирование навыка коммуникации посредством письменной речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями».

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  •  принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  •  принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  •  принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  •  принцип постепенности подачи учебного материала;

1.2  Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Нарушение недостатков может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Нарушения могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении. Вариативность отклонений в развитии воспитанников отделения имеет широкий диапазон: от состояния умеренной  умственной отсталости – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, обусловлены недостатками,  как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием  интереса к деятельности.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры примитивны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

1.3   Планируемые результаты освоения  Программы.

Планируемые результаты освоения детьми  Программы «Я познаю мир» описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Результаты  освоения  Программы  представлены  в  виде  целевых  ориентиров.

 Интеллектуальные качества

1. Познавательная активность: ребенок любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей). Задает вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

2. Общие интеллектуальные умения и навыки: ребенок, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.

3. Образные представления об окружающем мире, широта кругозора: ребенок, имеющий первичные представления о себе, семье, предметном мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей.

4. Универсальные предпосылки учебной деятельности: ребенок, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 Личностные качества

1. Эмоциональная отзывчивость: ребенок, эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, ми.

2. Социально-коммуникативные навыки: ребенок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

3. Произвольная регуляция поведения: ребенок, способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Умения и навыки: ребенок, овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы первичные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Ребенок:

- составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

 -показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

- узнает на ощупь знакомые предметы;

- выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;

- воспринимает и запоминает инструкцию из двух-трех-четырех слов;

- адекватно использует простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением;

- использует в игре предметы-заместители;

- обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий;

- обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

- считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); 

 - выполняет простые игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела («кинезиологические упражнения») по подражанию действиям взрослого и инструкции.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Организация образовательной деятельности.

Рабочая программа реализуется в течение 2-х реабилитационных периодов (каждый по 6 месяцев). В процессе обучения используются индивидуальные и подгрупповые формы организации НОД. Занятия проводятся с малой подгруппой детей (2 человека) или индивидуально, 2-3 раза в неделю.

Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом  результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных особенностей ребенка. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, схожие по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.

Основные приемы обучения.  

-     Совместные действия детей и взрослого;

-     Действия по подражанию действиям педагога;

-     Действия по образцу, по словесной инструкции;

-  Приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления формируемых представлений;  

-    Элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

-    Воспроизведение величины, формы предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений;  

-  Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;  

-  Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе деятельности.

Структура занятия.

Структурно каждое занятие учителя-дефектолога включает три этапа.

  1. Организационный – предназначен для установления эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
  2. Обучающий этап – включает в себя основное содержание предстоящего занятия. В этой части предусматриваются разные виды деятельности педагога и детей, которые содержательно преобразуются.
  3. Заключительный этап занятия оформляется как поощрение деятельности, на данном этапе отмечаются усилия и успехи ребенка. Разрешается свободно поиграть с игрушкой по выбору, прощание с детьми, называние их по имени.

Работа базируется на следующих принципах:

 -  Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки.

-  Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с опорой на ведущую деятельность данного возраста. Для дошкольников это – игровая деятельность. Поэтому учить и воспитывать детей следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции  занимают сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

 - Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.

-    Принцип системности. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

-   Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

-   Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей.

-  Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами отделения. В результате использования единой темы на занятиях учителя-дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем.

-    Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

 Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

2.2  Основные направления  коррекционно-развивающей работы.                                                          

1. Диагностическая работа включает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении образовательной программы;

- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

 - изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

 - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).

2. Коррекционно-развивающая работа включает:

 - реализацию комплексного индивидуально-ориентированного сопровождения в условиях образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;

- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и  воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых  коррекционно - развивающих  занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

 - коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.

 3. Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;

 - консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

4. Информационно-просветительская работа предусматривает: 

- информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса –родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

 - проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальных особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.3  Задачи коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа  осуществляется в нескольких направлениях:

Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ СО ВЗРОСЛЫМ»   способствует формированию эмоционального общения и налаживанию контакта.

Задачи:

Развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям, налаживание эмоционального контакта со взрослым.

Формирование положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками, изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности;

Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией;

Профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских, других отклонений в поведении.

Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения.

Рекомендуемые игры:

«Привет-Пока», «Ку- ку», «Ладушки», «А где наш?», «Сорока-белобока», «Платочек», «Прятки», «Хлопаем в ладоши», «Шарик»  и др.

Содержание деятельности по разделу «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» способствует обучению детей адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением, выделять признаки цвета, формы, величины предметов.

Задачи:

Обогащать чувственный опыт детей за счет освоения разных способов обследования предметов.

Развивать слуховое восприятие (умение узнавать и различать неречевые звуки).

Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы.

Формировать умение узнавать предметы на ощупь.

Рекомендуемые игры:

 «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?», «Волшебный мешочек», «Обведи пальчиком», «Узнай на ощупь», «Разложи фигуры», «Шарики и кружки», «Кубики и квадратики», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные домики» (группировка предметов по определенному признаку), «Сложи квадрат», «Сложи круг» (2-4 части), «Большой и маленький», «До рожки» (длинный и короткий), «Разноцветные шарфики» (широкий и узкий).                                              


        Содержание деятельности по разделу «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ» направлено на формирование представлений о себе, о своей семье, о схеме собственного тела, назначении частей тела, развитие интереса к явлениям и предметам окружающего мира.                                                                                                Задачи:                                                                                                                                                             Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, знакомой обстановке.                                                                                                                           Формировать полноценное представление о многообразии предметного мира. Знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении (семья, дом, детский сад, родной город, труд взрослых, мир природы).                                              

Формировать интерес к объектам и явлениям природы и умение наблюдать за ними.

Сформировать первичные представления о растениях и частях, из которых они состоят (дерево, цветок, ствол, ветки, стебель, листья, береза, одуванчик).

Познакомить с домашними птицами (петух, курица), животными (кошка, собака, корова, лошадь) и их детенышами, их образом жизни. Учить называть отличительные особенности их внешнего вида.

Сформировать первоначальные представления о диких птицах (ворона, сорока, воробей, голубь, грач), животных (лиса, заяц, медведь, волк), их детенышах, внешнем виде, образе жизни.

Сформировать представления о таких насекомых, как бабочка, жук, муравей, стрекоза, муха, комар. Научить узнавать их по внешнему виду.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе:

Примерная тематика опытов и экспериментов:

«Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воздушные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Чиним игрушку» (строение человека), «Наши помощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Приготовим чай для гостей», «Горячо-холодно»,  «Легкий-тяжелый», «В каждой бутылке своя пробка», «Волшебные фигуры», «Угостим мишек», «Куличики», «Курочка Ряба», «Снежки», «Волшебный чулок».

Содержание     деятельности      по      разделу    «РАЗВИТИЕ     МОТОРИКИ»    предполагает       развитие      общей    и    мелкой  моторики.  Особое  внимание   в   работе  по  данному                       разделу    уделяется   пальчиковым играм   и   упражнениям.                                                                                                                                    Задачи:                                                                                                                                                                 Развивать     общую      моторику.

Развивать мелкую моторику и конструктивный  праксис в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике по всем изучаемым лексическим темам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

          Раздел «РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ» способствует развитию внимания, памяти, мышления и воображения детей.

Задачи:

Воспитывать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. Воспитывать слухоречевую память.

Развивать зрительное внимание и память в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами.

Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.                                                                                                                        

Рекомендуемые игры:                                                                                                                                                    «Где гремит?», «Что звучит?», «Веселые путешественники» (уравнивание двух множеств), «Слушай внимательно», «Заводные игрушки» (воспроизведение заданного количества движений), «Составь картинку», «Разные картинки» (ориентировка на плоскости), «День и ночь», «Разноцветные шарики», «Геометрическое лото», «Вкусное печенье», «Где курочки?», «Домики и дорожки», «Сложи узор», «Кто быстрее?», «Гаражи», «Разноцветные фонарики».                                                                                                                                                                                                                                                        

2.4  Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Основой перспективного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы с детьми, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.                                                                                                                                        

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности, речевой  и умственной активности.

Перспективное планирование  по ознакомлению с окружающим

  на период с января по июнь.

Срок проведе-ния

Лексическая тема

Содержание работы

Кол-во часов

Январь

3 неделя

Обследование детей  (первичная диагностика).

Зима. Изменения в природе.

Диагностические задания.

Сформировать представление о зиме как времени года, повторить характерные признаки зимы, изменения в природе и жизни людей; дифференцировать зиму и лето, узнавать зиму на картинках; активизировать и расширять словарь по теме.

2

4 неделя

Домашние животные.

Учить узнавать и называть 5-6 видов домашних животных, знать особенности строения некоторых домашних животных, пользу, которую они приносят, познакомить детей с основными правилами ухода за домашними животными.

2

5 неделя

Домашние животные.

учить названия детенышей животных, соотносить взрослое животное и детеныша; выучить обобщающее понятие, познакомить с глаголами, образованными от звукоподражаний (лает, мычит и т.п.), расширить словарь по теме.

2

Февраль

1 неделя

Дикие животные.

Учить узнавать и называть 5-6 видов диких животных, вести в активный словарь обобщающее понятие, познакомить с особенностями жизни диких животных; активизировать словарь по теме.

2

2 неделя

Дикие животные.

Учить  называть 5-6 видов диких животных, их детенышей,  закрепить обобщающее понятие, активизировать словарь по данной теме.

2

3 неделя

23 февраля. Наша армия.

Познакомить с понятием «Родина», «Армия», «Отечество»,  с военными профессиями. Суть праздника «День защитника Отечества». Активизировать словарь по данной теме.

2

4 неделя

Дикие и домашние животные – закрепление.

Расширять  и уточнять знание детей о животных. Закреплять обобщающие понятия, учить дифференцировать диких и домашних по основным признакам. Активизировать словарь по теме.

2

Март

1 неделя

Весна. Мамин праздник. Труд наших бабушек и мам дома.

Формировать представление о весне как времени года, познакомить с сезонными изменениями в природе. Сформировать представление о празднике всех женщин, формировать бережное, заботливое отношение к маме, бабушке, сестре, педагогам и девочкам в группе.

2

2 неделя

Домашние птицы.

Познакомить с обобщающим понятием, учить узнавать и называть 4 вида домашних птиц, их птенцов, познакомить с особенностями строения птицы, дифференцировать птиц и животных, познакомить с условиями жизни птиц, пользой, которую они приносят; активизировать словарь по теме.

2

3 неделя

Птицы в природе.

Познакомить с обобщающим понятием, учить узнавать и называть 4-5 видов диких птиц, уточнить  особенности строения птицы, дифференцировать птиц и животных, познакомить с условиями жизни птиц, пользой, которую они приносят; активизировать словарь по теме.

2

4 неделя

Птицы – закрепление.

Расширять  и уточнять знание детей о птицах. Закреплять обобщающие понятия, учить дифференцировать диких и домашних по основным признакам. Активизировать словарь по теме.

2

5 неделя

Весна. Изменения в природе.

Формировать представление о весне как времени года, познакомить с сезонными изменениями в природе. Учить узнавать весну на картинках, отличать от зимы. Активизировать словарь по теме.

2

Апрель

1 неделя

Весна. Животные и птицы весной.

Формировать представление о весне как времени года, познакомить с сезонными изменениями  в жизни животных. Активизировать словарь по теме.

2

2 неделя

Обувь.

Формировать представление о различных видах обуви и её назначении, познакомить с названием деталей обуви, материалами, из которых делают обувь, сформировать обобщающее понятие «обувь»; учить образовывать относительные прилагательные (кожаный, резиновый).

2

3 неделя

Одежда.  

Выявить знания детей по теме, сформировать представления об одежде, её назначении, видах, учить дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, повседневную и праздничную и т.п. Ввести в активный словарь понятие «одежда», активизировать словарь по теме.

2

4 неделя

Транспорт (наземный).

Профессии людей, работающих на транспорте.

Формировать представления о различных видах машин, их назначении, познакомить с обобщающим понятием, познакомить детей с основными частями грузового автомобиля; отрабатывать употребление простых предлогов (на, в).

2

2

Май

1 неделя

Транспорт (водный, воздушный).

Профессии людей, работающих на транспорте.

Формировать представления о различных видах транспорта (воздушный, водный); закреплять обобщающее понятие «транспорт», отрабатывать употребление простых предлогов (на, в), познакомить с профессиями людей, работающих на транспорте.

2

2 неделя

Профессии людей.

Дать детям представление о различных профессиях, формировать у детей представление о профессиях их родителей; учить рассказывать о том, что делают папа или мама на работе.

2

3 неделя

Орудия труда. Инструменты.

Познакомить с понятием инструменты, орудия труда, их назначением. Учить узнавать и называть 5-6 предметов. Активизировать словарь по данной теме.

2

4 неделя

Бытовая техника.

Познакомить с понятием бытовые приборы. Учить называть предметы техники, их назначение, части. Познакомить с принципом действия этих приборов. Активизировать словарь по теме.

2

Июнь

1 неделя

Насекомые.

Учить узнавать и называть 5-6 насекомых, описывать их с помощью педагога, познакомить с обобщающим понятием, активизировать словарь по теме.

2

2 неделя

Лето.

Сформировать представление о лете как о времени года, учить узнавать лето на картинках, отличать лето от зимы, познакомить с сезонными изменениями в природе (растения, животные), трудом людей летом, летними забавами.

2

3 неделя

Садовые цветы.

Учить называть  распространенные цветы, части цветка. Познакомить с обобщающим понятием «цветы». Активизировать словарь по теме.

2

4 неделя

Человек. Эмоции.

Познакомить с названиями эмоций человека (радость, грусть, страх, злость, удивление и др.),  причины и ситуации,  их вызывающие. Положительные и отрицательные эмоции. Способы выражения эмоций (мимика, речь, движения).

2

5 неделя

Резервное время.

Обследование детей (заключительная диагностика).

Диагностические задания.

2

Перспективное планирование  по ознакомлению с окружающим

  на период с июля по декабрь

Срок проведе-ния

Лексическая тема

Содержание работы

Кол-во часов

Обследование детей (первичная диагностика).

Диагностические задания.

2

Лес – наше богатство.

Учить узнавать и называть распространенные деревья (береза, дуб, рябина,  клен) и кустарники (сирень, шиповник).  Познакомить с обобщающими понятиями «деревья, кустарники», с их сходствами и различиями, частями. Активизировать словарь по теме.

2

Грибы.

 Учить узнавать и называть распространенные грибы, познакомить с понятием съедобные – несъедобные, их признаками, способами употребления грибов. Активизировать словарь по теме. 

2

Ягоды.

Учить узнавать и называть 5-6 ягод, описывать их с помощью педагога, познакомить с обобщающим понятием «ягоды», активизировать словарь по теме.

2

Животные жарких стран.

Расширять  и закреплять  представления  детей о животных жарких стран. Активизировать словарь по теме. 

2

Животные севера.

 Расширять  и закреплять  представления  детей о животных севера.  Активизировать словарь по теме. 

2

Морские обитатели.

Учить называть несколько рыб, их части тела. Познакомить с понятием хищные и нехищные, с обобщающим понятием «рыбы». Активизировать словарь по теме.

2

Аквариумные рыбки.

Расширение представлений об аквариумных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уход за рыбами.

2

Ранняя осень (начало). Сезонные изменения  в природе.

Перелетные птицы.

Формировать у детей представление об осени как времени года, познакомить с 3-4 признаками осени, учить узнавать осень на фото и иллюстрациях, дифференцировать осень и лето; познакомить с трудом взрослых, изменениями в жизни животных.

2

10.

Огород. Овощи.

Учить узнавать и называть 5-6 овощей, описывать их с помощью педагога, отрабатывать обобщающее понятие «овощи», «огород».

2

11.

Огород. Овощи. Сбор урожая.

Познакомить с понятием «урожай»; расширять и активизировать словарь по данной теме.

2

12.

Фрукты. Сад.

Учить узнавать и называть 5-6 фруктов, описывать их с помощью педагога, отрабатывать обобщающее понятие «фрукты», «сад», закрепить понятие «урожай»; учить узнавать фрукты по описанию, расширять и активизировать словарь по теме.

2

13.

Овощи – фрукты (закрепление).

Учить обобщать и дифференцировать понятия «Овощи-фрукты». Уточнить способы их произрастания, сбора. Активизировать словарь по теме.

2

14.

Золотая осень (середина). Деревья.

Сезонные изменения  в природе и в жизни животных.

Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе). Познакомить с некоторыми деревьями, их отличительными особенностями. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой.

2

15.

 Труд людей осенью.

Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Знакомить с трудом людей в осенний период и правилами безопасного поведения на природе. Активизировать словарь по теме.

2

16.

Человек. Знания ребенка о себе.

Познакомить с общим представлением о человеке. Научить называть  и выделять части тела человека (сравнение человека и куклы). Активизировать словарь по теме.

2

17.

Моя семья.  

Имена членов семьи, родственные отношения, их труд.

Сформировать понятие «семья», учить имена-отчества родителей, имя, фамилию и возраст ребенка, учить правильно называть членов семьи и понимать отношения старшинства; учить рассказывать по картине с помощью педагога о том, чем занимаются члены семьи. Активизировать словарь по теме.

2

18.

Мой дом.

Формировать представление о многообразии домов, познакомить со структурой городского дома, познакомить в понятием «подъезд», «квартира», названием и назначением комнат; активизировать словарь по теме, отрабатывать наречия-антонимы «выше-ниже», «ближе-дальше», «больше-меньше».

2

19.

Поздняя осень(закр) Изменения  в природе и в жизни животных.

Расширять знания о  животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Активизировать словарь по теме.

2

20.

Игрушки.

Выявить представление о назначении и названии различных игрушек, повторить обобщающее понятие, закрепить знания о видах игрушек (для мальчиков, для девочек, для песка, для спортивных игр и т. п.), познакомить с материалами, из которых сделаны игрушки, формировать бережное отношение к игрушкам.

2

21.

Посуда.

Учить детей называть 5-7 предметов посуды, знать её назначение, называть части предметов посуды, закрепить обобщающее понятие; расширить и активизировать словарь по теме

2

22.

Продукты питания.

Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Продукты питания». Воспитывать у детей уважение к профессии продавец, повар. Активизировать словарь по теме.

2

23.

Мебель.

Учить называть предметы мебели, их назначение, части. Отрабатывать употребление в речи простых предлогов (в, на, под). Познакомить с обобщающим словом. Активизировать словарь по теме.

2

24.

Зима. Зимние забавы и развлечения.

Расширять представления детей о зиме (сезонные изменения в природе). Активизировать словарный запас по теме «Зима».

2

25.

Новый год. Подготовка к празднику.

Формировать представление о празднике, его традициях, познакомить с названиями елочных игрушек, их  назначением. Рассказывать о подготовке к празднику.

2

26.

Резервное время.

Отработка не пройденного материала.

2

27.

Обследование детей  (заключительная диагностика).

Диагностические задания.

2

2.5  Перспективное  планирование   по сенсорному развитию.

 

Основные задачи:

1. Совершенствование всех видов восприятия (осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния).  

2. Освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера).

3. Развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, звучания игрушек.

4. Развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание больших и маленьких, предметов, предметов разных форм, окрашенных в разные цвета.

5. Формирование умения подбирать группы предметов, совпадающих по заданному признаку.

8. Развитие глазомера в специальных упражнениях и играх.

Январь

Сравнение предметов, игрушек, изображений. Знакомство с понятиями «такой – не такой», «одинаковые – разные». Соотнесение одинаковых предметов.                                                                    Февраль                                                                                                                                                        Соотнесение по величине.  Учить сравнивать несколько объектов по величине (большой – средний – меленький). Группирование по величине.                                                                                                    Март                                                                                                                                                                                  Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. Обучать выстраиванию в ряд.                                                                                                       Апрель                                                                                                                                                           Способствовать формированию у детей цветовых представлений.                                                                        Обучать соотносить цвета разнородных предметов.                                                                                          Май                                                                                                                                                                                  Учить детей сравнивать предметы по цвету путем накладывания их друг к другу.                                    Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.                                                 Группирование и чередование по цвету.                                                                                                            Июнь                                                                                                                                                                        Закрепление знаний детей о цвете.                                                                                                                         Соотнесение цвета с предметами окружающего мира.                                                                                          Июль                                                                                                                                                                          Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.                                             Группирование и чередование по цвету.                                                                                                       Август                                                                                                                                                                                      Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником. Учить детей зрительно обследовать, узнавать, правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее.                                       Сентябрь                                                                                                                                                               Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником.       Чередование по форме.                                                                                                                                      Октябрь                                                                                                                                                                   Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.  Закреплять знания детей о форме.                                                                       Ноябрь                                                                                                                                                          Группировать объекты отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Группировать объекты сходные с образцом.                                                                                                       Декабрь                                                                                                                                                           Закреплять знания о цвете, форме и величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).

Примерные задания для детей.

1.        Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

2.        Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы

3.        Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по величине.)

4.        Размещение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по форме.)

5.        Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету.)

6.        Размещение грибков 2 цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета. ( Соотнесение по цвету.)

7.        Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по величине и по форме.)

8.        Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по форме.)

9.        Размещение грибков со сменой цветовых сочетаний при выборе 2 цветов из 4. ( Соотнесение по цвету.)

10.        Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

11.        Рисование красками на тему «Апельсин». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

12.        Выкладывание цветной мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки». (Обозначение с помощью цвета свойств предметов.)

13.        Выкладывание из цветной мозаики на темы «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами». (Обозначение с помощью цвета признаков предметов.)

14.        Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

15.        Рисование красками по замыслу детей. (Изображение с помощью цвета свойств и признаков предметов.) и др.

3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Система мониторинга.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие дошкольника.

Система оценки достижения детьми планируемых результатов освоения программы дошкольного образования (далее - система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов целевых ориентиров освоения программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем: наблюдений за ребенком, бесед, методик не тестового типа,  скрининг-тестов и др. Сочетание методов педагогической диагностики (беседа, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностическая ситуация, диагностическое задание) обеспечивают объективность и точность получаемых данных. Периодичность мониторинга (2 раза  - в начале и конце реабилитационного периода) обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированности используемых методов работы. Периодичность позволяет не переутомлять воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активной деятельностью детей во время самостоятельной деятельности детей, в ходе режимных моментов и в специально-организованной деятельности, а также в процессе анализа продуктов детской деятельности. Карты наблюдения детского развития позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Диагностический раздел включает в себя задания, направленные на определение уровня развития сенсорно - перцептивных, сенсорно - двигательных, графомоторных навыков, навыков невербальной коммуникации, общения, речи, познавательных процессов.

Диагностика уровня развития детей с ОВЗ является неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям. При определении уровня развития детей  необходимо  оценивать качественное содержание доступных им действий, а именно оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности.

 Как наиболее значимые, мы предлагаем взять за основу следующие уровни осуществления деятельности (И.М. Бгажнокова):

 – деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

– деятельность осуществляется по подражанию;

– деятельность осуществляется по образцу;

– деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

– деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;

– самостоятельная деятельность;

– умение исправить допущенные ошибки.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий предполагается  использовать следующую градацию и условные обозначения:

- действие (операция) сформирована – «ДА»;

- действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «ПОМОЩЬ»;

- действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «ЧАСТИЧНО»;

 - действие (операция) пока недоступна для выполнения – «НЕТ».

Результаты диагностики отображаются  в индивидуальных картах развития детей.

Выбор методов диагностики определяется возрастом детей и уровнем интеллектуального развития.  

Используемые методики обследования см. в Приложении.

3.2   Организация предметно-развивающей среды.

         Предметно-развивающая среда определяется, как  «комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности».

            Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

-   мотивацию ребенка к действиям, деятельности, исследованиям;

-   учет возрастных особенностей детей;

-  реализацию различных образовательных программ;

Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды.   

Центр познавательного развития «Мы познаем мир»

1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики и волчки).

2. Звучащие игрушки-заместители (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями — горохом, фасолью, пшеном и т.п.)

3. Маленькая ширма.

4. Книжки-раскладушки «Узнай по голосу» или крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц.  

5. Книжки-раскладушки «Что это?»  или крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.

6. Лото «Цветные фоны» (для маленьких) с простыми предметными картинками и изображениями геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

7. Игра «Раскрась картинку» (контурные изображения предметов и объектов и фишки четырех основных  цветов).

8. Палочки Кюизенера. Альбомы к ним.

9. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными поверхностями — меховой, бархатной, шелковой, наждачной и т.п.).

10. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных.

11. Рамки-вкладыши и игрушки-вкладыши для раскладывания предметов по размеру.

12. Игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга пластиковые стаканчики).

13. Яркий пластиковый поднос с тонким слоем манки для рисования.

14. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, фасолью, морскими камешками) и мелкими игрушками.

15. Белая магнитная доска с комплектом фломастеров.

16. Деревянная доска и цветные мелки, цветные карандаши.

17. Игры Никитина.

18. Блоки Дьенеша. Альбомы к ним.

19. Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем

лексическим темам.

20. Разрезные картинки и пазлы по изучаемым лексическим темам.

21. Кубики с картинками по изучаемым темам.

22. Деревянные и пластиковые пирамидки разных цветов.

23.Массажные мячики разных цветов и размеров.

24. Яркие прищепки и игрушки из них.

25. Игрушки-застежки.

26. Игрушки-шнуровки.

27. Средняя и крупная мозаики.

28. Средний и крупный конструкторы типа «Lego» и «Duplo».

29. Крупные бусины, косточки от счетов, яркие крышки от пластиковых бутылок с отверстиями для нанизывания.

30. Мячи разных цветов.

31. Магнитные рыбки и удочки.

32. Счетные палочки.

33. Матрешки.

3.3  Список  литературы.

Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. - С-Пб., Детство-Пресс, 2003.

Арсеньева М.В., Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Аппаратные методы диагностики в специальной педагогике /Под ред. Л.В. Лопатиной. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2013.

Баряева Л. Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Я — ребенок. Упражнение с пиктограммами. — М.: Дрофа, 2007 и др. пособия авторов.

Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. —СПб.: КАРО, 2007.

Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб.: КАРО, 2007.

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М, 2010.

Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. М.: ДРОФА, 2010.

Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.: ДРОФА, 2008.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1993.

Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток.

 — М.:ВЛАДОС, 2007.

Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде /Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. В. Мусатовой. — СПб.: КАРО, 2006.

Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. - М.: АРКТИ, 2000.

Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М.: ВЛАДОС, 2003.

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под ред. Г. В. Чиркиной. — М., 2003.

Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: Просвещение, 2007.

Овчинникова Т.С.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.:В.Секачев,2007.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2008.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2004.                                                                                                                                                   Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2010

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель-АСТ, 2001.

Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 1994.

Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. — М.: Академия, 2007.

Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога. -  М: Владос, 2004.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2009.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по познавательному развитию "Развиваемся играя"

Программа соответсвует тенденциям развития образования, обеспечивает развитие логического мышления, внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста....

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы"

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы" для детей второй младшей группы...

Программа дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников для детей 4-7 лет «Логическая игралочка»

Программа «Логическая игралочка» разработана на основе учебно-методических пособий «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новиковой В.П., «Как работать с пало...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшего дошкольного возраста «Экологическая мозаика»

АктуальностьЭкологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений псих...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Я познаю мир» («Мы исследователи») для детей 4-5 лет

Программа кружка «Мы исследователи» направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследо...