ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшего дошкольного возраста «Экологическая мозаика»
рабочая программа (младшая группа)
Актуальность
Экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskaya_mozayka_09.2019g._retsenziya.docx | 70.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №11» Нижнекамского муниципального района
Республика Татарстан
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
для детей младшего дошкольного возраста
«Экологическая мозаика»
Автор:
Ястребцева Людмила Васильевна, воспитатель первой кв. категории
г. Нижнекамск, 2019г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов | Стр. |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы «Экологическая мозаика» | 5 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2.1. | Реализация содержания программы «Экологическая мозайка» в образовательном процессе ДОУ | |
2.2. | Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие» | |
2.3. | Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности | |
2.4. | Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Разноцветная мозаика» | |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1. | Материально-техническое обеспечение | |
3.2. | Методическое обеспечение |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
Экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе. Современные дети имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны.
Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Наш коллектив «МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11» НМР РТ » стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…»
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Детям необходимо показать уникальность природы, её красоту и универсальность. Объяснить, что природа – это среда обитания всех живых существ, включая человека. Мы должны охранять природу не потому, что она нам может что-то дать, а потому, что она самоценна. Мы считаем данную проблему наиболее актуальной для экологического воспитания детей в нашем детском саду.
Решать эту проблему нужно как можно раньше, на что и направлена концепция воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста.
Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации с приоритетным направлением «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дополняя основную общеобразовательную программу. Лучший способ рассказать ребёнку о природе — это научить ей помогать. Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей; наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход . Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого; приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней. Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть формировать и развивать любознательность малышей; развивать креативность; давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления), а также о взаимоотношениях между ними; воспитывать уважение к общему дому — планете Земля.
Цель программы:
Цель – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи программы:
1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Принцип нормативности
-Нормативные документы ФГОС регулирует направления эковоспитания детей на разных этапах образовательной лестницы. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются Законом Российской Федерации “Об образовании”; Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”; ФГОС ДО
Принцип системности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Принцип индивидуализации - он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша , развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы , творческих способностей, потребностей.
Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.
Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.
Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующая основным санитарно-гигиеническим требованиям.
Учебный план дополнительной программы проектирован на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС ДО. Организация деятельности по данной программе предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течении всего дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Характер освоения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.
Возраст обучающихся: с 3 до 4 лет.
Срок усвоения – долговременный, 32 занятий в год.
Продолжительность одного занятия:
вторая младшая группа – 15 минут
Структура программы:
Для данного возраста обозначены тематический раздел. В соответствии с содержанием тематического раздела в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность.
1.2. Планируемые результаты освоения программы «Разноцветная мозаика».
В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:
- интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Ресурсное обеспечение программы
Ресурсы | Что имеем | Перспективы |
Психолого-педагогические условия |
|
|
Предметно-пространственная среда | Модель развивающей среды в условиях ФГОС | Дополнение модели развивающей среды в условиях ФГОС |
Материально-технические условия |
| Пополнение методического обеспечения. |
Предполагаемый результат -анализ по введению программы
Сильные стороны
| Слабые стороны
|
Возможности
| Угрозы (риски)
|
Распределение обязанностей в команде
Старший воспитатель:
- координирует деятельность сотрудников по реализации программы; осуществляет контроль за ходом реализации программы.
Воспитатели:
- являются основными участниками реализации программы;
- выполняют функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности.
- организуют работу методической работы в ДОУ: методических объединений, повышения педагогической образованности родителей, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др.;
- занимаются информационным сопровождением программы;
- поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе.
Этапы реализации программы:
1 этап. Организационно-подготовительный (сентябрь)
Содержание этапа:
- Анализ состояния готовности к внедрению программы:
- Изучение научной и методической литературы;
- Составление диагностических карт и проведение педагогической диагностики
(Приложение 1);
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию программы;
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации программы;
- Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации программы.
- Разработка программы методического сопровождения внедрения ФГОС дошкольного образования в практику ДОУ.
2 этап. Внедренческий (октябрь – апрель)
Содержание этапа:
- Реализация программы. (Приложение 2, 3)
- Различные формы работы с детьми;
- Взаимодействие с родителями по реализации программы.
- Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.
3 этап. Обобщающий (июнь-август)
Содержание этапа:
- Мониторинг эффективности реализации программы;
- Выявление, обобщение педагогического опыта.
- Определение путей совершенствования методической работы.
- Заключительное мероприятие в рамках программы.
Перспективы развития программы
- Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
- Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
- Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
- Повышение качества образования.
Приложение 1
Определение исходного уровня сформированности представлений о цвете у детей второй младшей группы.
Методика обследования «цветные таблички»
Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного цветов. Короткие стороны табличек снабжены планками.
Прямая цель: умение детей соотносить предметы по цвету; умение называть (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) цвета; умение различать (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) цвета.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Основные правила: выбрать время, когда ребенок пребывает в хорошем настроении; каждое задание дается в соответствии с инструкцией; продолжительность обследования не превышает 10 минут.
Критерии оценок:
0 баллов – ребенок отказывается выполнять задание или выполнял его неправильно;
1 балл – ребенок выполняет задание при помощи взрослого;
2 балла – задание выполнено ребенком правильно, самостоятельно.
Ход работы. Воспитатель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Ребенок выбирает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того, чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку таблички. Затем ребенок берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар.
Контроль над ошибками: контроль ребенок может провести при помощи зрительного сравнения.
Определение исходного уровня сформированности представлений о размере у детей второй младшей группы.
Методика обследования «Розовая башня»
Материал: розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжелое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика – 10 см.
Прямая цель: умение детей соотносить предметы по размеру; умение называть «большой» – «средний – «маленький»; умение различать «большой» – «средний – «маленький».
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений умения упорядочивать предметы.
Возраст: около трех лет.
Основные правила: выбрать время, когда ребенок пребывает в хорошем настроении; каждое задание дается в соответствии с инструкцией; продолжительность обследования не превышает 10 минут.
Критерии оценок:
0 баллов – ребенок отказывается выполнять задание или выполнял его неправильно;
1 балл – ребенок выполняет задание при помощи взрослого;
2 балла – задание выполнено ребенком правильно, самостоятельно.
Ход работы. Место для работы – ковер, на котором лежат в беспорядке кубики. Ковер должен отличаться по цвету от материала. Ребенок берет самый большой куб и ставит его перед ребенком, берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети должны различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни. Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Далее башню разбирают кубик за кубиком. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается весь ход эксперимента. Он закончен, когда материал возвращен на свое место.
Контроль за ошибками: если заданный порядок построения башни не соблюден, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.
Определение исходного уровня сформированности представлений о формах у детей второй младшей группы.
Методика обследования «Геометрический комод»
Материал: деревянный ящик с 5 выдвижными ящиками внутри его, на каждом ящике нарисована фигура, которые он содержит. Выдвижной ящик 1 содержит 4 равносторонних треугольников разных цветов. Выдвижной ящик 2 содержит 4 прямоугольников 10х5 см разных цветов. Выдвижной ящик 3 содержит 4 квадрата 10х10 см разных цветов. Выдвижной ящик 4 содержит 4 кругов диаметром 10 см разных цветов. Выдвижной ящик 5 содержит 4 овала разных цветов.
Прямая цель: узнать геометрические фигуры.
Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти и цветовосприятия.
Возраст: около трех лет.
Основные правила: выбрать время, когда ребенок пребывает в хорошем настроении; каждое задание дается в соответствии с инструкцией; продолжительность обследования не превышает 10 минут.
Критерии оценок:
0 баллов – ребенок отказывается выполнять задание или выполнял его неправильно;
1 балл – ребенок выполняет задание при помощи взрослого;
2 балла – задание выполнено ребенком правильно, самостоятельно.
Ход работы. Ребенок берет по одной фигуре определенного воспитателем цвета и раскладывает каждую фигуру в свой ящик.
Контроль над ошибками: Фигура должна точно вставляться в ящик. Фигура и изображение на ящике должны точно соответствовать друг другу.
2.2.Перспективное планирование по образовательной области «Познавательному развитию» (3-4лет)
№ п/п | Название темы | Сроки | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц |
1 | Игра в Центре воды и песка «Найди шарик» Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик…» Звукоподражание «Шуршат листья» | сентябрь | 2 2 | 4 4 |
2 | Игры в Центре воды и песка с маленькими и большими игрушками. Пальчиковая гимнастика «Сорока, сорока…» Звукоподражание «Маленькая киска» | октябрь | 2 2 | 4 4 |
3 | Д.И. «Помоги козляткам спрятаться от волка» Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…» Звукоподражание «Кто это кричит?» | ноябрь | 2 2 | 4 4 |
4 | Игра с матрешками «Веселые матрешки», «Спрячь матрешку», Мел.мот. «Посади цветы» Цель: Развивать мелкую моторику руки. Звукоподражание «Мы в лесу» | декабрь | 2 2 | 4 4 |
5 | Д/и «Прокати шишку в лунку» Пальчиковые игры. «Сорока-сорока» Звукоподражание «Дует ветер» | январь | 2 | 4 |
6 | Д/и Соберем бусы для мам Мелкая моторика рук закручиваю круглые разноцветные крышечки Звукоподражание «Гуси-гуси» | февраль | 2 2 | 4 4 |
7 | Д/и «Что ты нашел?» (ощущение) Пальчиковая игра. «Капуста», Звукоподражание «Едем на лошадке» | март | 2 2 | 4 4 |
8 | Д/и «Разноцветные камушки», Пальчиковая гимнастика «Зашнуруй башмачок» Звукоподражание «Гуси-гуси» | апрель | 2 2 | 4 4 |
9 | Д/и «Волшебный квадрат», Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик» Звукоподражание «Киска-киска» | май | 2 2 | 4 4 |
Итого: 60 занятий в год |
2.3. Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательному развитию»
( младшей группа 3-4 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Задачи |
Сентябрь | 1 неделя | Игра в Центре воды «Найди шарик» Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик…» | активизировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильной чувствительности; · развивать координацию движений и мелкую моторику, пространственную ориентацию; · развивать навыки общения и речь. |
2 неделя | |||
| Игра в Центре воды (закрепление) «Найди шарик» Звукоподражание «Шуршат листья» |
| |
4 неделя | |||
Октябрь | 1 неделя | Игры в Центре песка с маленькими и большими игрушками. Пальчиковая гимнастика «Сорока, сорока…» | активизировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильной чувствительности; · развивать координацию движений и мелкую моторику, пространственную ориентацию; · развивать навыки общения и речь. |
2 неделя | |||
3 неделя | Игры в Центре песка (закрепление) с маленькими и большими игрушками. Звукоподражание «Маленькая киска» | ||
4 неделя | |||
Ноябрь | 1 неделя | Д.И. «Помоги козляткам спрятаться от волка» Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…» | |
2 неделя | |||
3 неделя | Звукоподражание «Кто это кричит?» | ||
4 неделя | |||
Декабрь | 1 неделя | Игра с матрешками «Веселые матрешки» Мел.мот. «Посади цветы» Цель: Развивать мелкую моторику руки. | |
2 неделя | |||
3 неделя | «Спрячь матрешку»(закрепление) Звукоподражание «Мы в лесу» | ||
4 неделя | |||
Январь | 3 неделя | Д/и «Прокати шишку в лунку» Пальчиковые игры. «Сорока-сорока» Звукоподражание «Дует ветер» |
|
4 неделя | |||
Февраль | 1 неделя | Мелкая моторика рук закручиваю круглые разноцветные крышечки | |
2 неделя | |||
3 неделя | Д/и «Соберем бусы для мам» (закрепление) Звукоподражание «Гуси-гуси» | ||
4 неделя | |||
Март | 1 неделя | Д/и «Что ты нашел?» (ощущение) Пальчиковая игра. «Капуста», |
|
2 неделя | |||
3 неделя | Д/и «Что ты нашел?» (закрепление) Звукоподражание «Едем на лошадке» |
| |
4 неделя | |||
Апрель | 1 неделя | Д/и «Разноцветные камушки» Пальчиковая гимнастика «Зашнуруй башмачок» | |
2 неделя | |||
3 неделя | Д/и «Разноцветные камушки» (закрепление) Звукоподражание «Гуси-гуси» | ||
4 неделя | |||
Май | 1 неделя | Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик» | |
2 неделя | |||
3 неделя | Д/и «Волшебный квадрат» (закрепление) Звукоподражание «Киска-киска» | ||
4 неделя |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо:
∙ наличие центра – лаборатории для детского экспериментирования в группе;
∙ демонстрационное лабораторное оборудование;
∙ дидактический материал, игры экологического содержания, схемы
- проектор, телевизор
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов. | Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина». | Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов |
Серии картин с изображением природных сообществ. | Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.. | Карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя». |
Книги познавательного характера, атласы. | Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.. | |
Тематические альбомы. | Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д. | |
Коллекции | Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д. | |
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) | ||
Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл | ||
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. | ||
Проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы. | ||
Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки. |
Перспективный план по развитию познавательных эталонов у детей второй младшей группы
Месяц Сентябрь
Организованная деятельность | Совместная деятельность | Предметно – развивающая среда | Работа с семьей |
1 неделя (мониторинг) | |||
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №1 Цель: Продолжать знакомить с предметами различной формы и величины. Учить соотносить детали. Осуществлять выбор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Учить действовать по словесной инструкции; наблюдать за действиями других детей. Занятие Лепка. «Знакомство с пластилином» Занятие Рисование. «Дорожка для цыплят» | Д/и «Построй башенку» (из больших и маленьких кубиков), «Собери шарики» Цель: Обогащать чувственный опыт детей по восприятию цвета, величины. Упражнения с мячами. Цель: Закреплять различную форму и величину. Игра в Центре воды и песка «Найди шарик» Цель: Развивать мелкую моторику рук. Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик…» Цель: развивать мелкую моторику руки. Звукоподражание «Шуршат листья» Цель: развивать артикуляционный аппарат. Наблюдение на прогулке за листьями Цель: Обогащать чувственный опыт детей во время наблюдения за листьями, обращать внимание на их величину, цвет. Слушать шорох листьев. | Центр сенсорики. Коробочки с большими и маленькими шариками и кубиками. Центр движений. Большие и маленькие мячи | Привлечь родителей к изготовлению игры «Маленькие шарики» Инд. работа: дать домой шарик для игр |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №2 Цель: продолжать учить собирать пирамидку из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах; развивать более тонкую дифференциальную при подборе предметов в порядке их уменьшения Занятие Лепка. «Кусочки большие и маленькие» Занятие Рисование ладошкой. | Д/и «Собери пирамидку» Цель: Стимулировать сенсорные действия Д/и «Накорми куклу печеньем», «Собери капельки» Цель: Закреплять цвет, развивать мелкую моторику рук Игры в Центре воды и песка с маленькими и большими игрушками. Цель: Закреплять величину Пальчиковая гимнастика «Сорока, сорока…» Цель: Развивать мелкую моторику руки. Звукоподражание «Маленькая киска» Цель: Учить детей имитировать звуки животных | Центр сенсорики Пирамидки различной модификации. Центр движений Кольцеброс с набором цветных колец Центр ИЗО Пластелин Центр воды и песка Игрушки большие и маленькие | Попросить родителей принести в группу яблоки для обследования их детьми и опробования на вкус. Инд. работа: Предложить домой игру «Собери пирамидку» |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №3 Цель. Учить выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесной инструкции. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при нанизывании шариков на стержень Занятие Лепка «Кусочки» Занятие Рисование «Спрячь мышку от кошки» (разноцветного цвета мышки) | Д/и «Мозаика» (одного цвета), «Разноцветные колечки», «Построим дорожку для красной, синей, зеленой матрешки», «Цветное лото», «Привяжи ниточку к шарику Цель. Развивать мелкую моторику руки, обогащать чувственный опыт детей по восприятию цвета. Д/и «Помоги козляткам спрятаться от волка» Цель: Научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…» Цель: Развитие мелкой моторики руки. Звукоподражание «Кто это кричит?» Цель: Учить детей распознавать имитацию в звукоподражании животных и птиц. | Центр сенс. Сундучок с разноцветными пробками Мозаика Стол разделен на 4 цвета Центр ИЗО Фломастеры и маркеры | Предложить родителям поучаствовать в играх с детьми. Принести в группу старые фломастеры для закрепления цветов и изготовление бус. |
Месяц Октябрь
Организованная деятельность | Совместная деятельность | Предметно-развивающая среда | Работа с семьей |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №4 Цель: Продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать более тонкое зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук Занятие Лепка «Морковка для зайчика» Занятие Рисование «Падают листочки» (большие и маленькие) | Игра с матрешками «Веселые матрешки», «Спрячь матрешку», «Уложи куклу спать» (куклы большие и маленькие), «Соберем грибы» (величина) Цель: Учить соотносить предметы по величине. Мел.мот. «Посади цветы» Цель: Развивать мелкую моторику руки. Звукоподражание «Мы в лесу» Цель: Учить звукоподражанию Слушаем на прогулке и шум машин у дороги | Центр сенсорики Предметы и игрушки разной величины Центр ИЗО Трафареты листьев разной величины. | Предложить родителям помочь в изготовлении тренажера для мелкой моторики руки (с пуговицами) «Полянка с цветами» Подготовить выставку дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом и величиной. |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №5 Цель: Учить собирать пирамидку из уменьшающихся 4-5 разноцветных колец. Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи Занятие Лепка. «Картошка» Занятие Рисование. «Рябинка на веточке» | Д/и Игры с пирамидками, «Собери стаканчики», «Построй башенку», «Прокати шарик в лужу» Цель: Закреплять знание детей о величине. | Предоставить детям возможность игр в Центре сенсорики Рисуем в Центре ИЗО разноцветными фломастерами большие и маленькие клубочки | Предложить домой для игр с детьми пирамидки. Попросить родителей принести пробки разного цвета и разной величины для закрепления знаний о цвете, форме, величины |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №6 Цель: На ориентировочной эмоционально-чувственной основе закреплять представления о предметах разной формы. Продолжать развивать тонкую моторику пальцев Занятие Лепка. «Картошка» Занятие Рисование. Арбуз | Д/и «Раздать угощения куклам», «Найди свой домик» (форма) Цель: Закреплять представление о предметах разной формы Пальчиковые игры. «Сорока-сорока» Цель: Развивать мелкую моторику руки Мелкая моторика рук закручиваю круглые разноцветные крышечки Цель: Развивать мелкую моторику руки Звукоподражание «Дует ветер» Цель: Развивать артикуляционный аппарат | Изготовление игры «Найди свой домик» Д/и «Машина» (тренажер) В Центре сенсорики предметы разной формы (круглой, квадратной) | Предложить помочь принести материал для изготовления Д/и «Машина» Консультация для родителей «Как научить ребенка самостоятельно играть в Д/и. |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №7 Цель: Закреплять умение соотносить предметы по величине.Развивать более тонкое зрительное восприятие при совмещении деталей по рисунку. Совершенствовать моторику пальцев, координацию движений рук Занятие Лепка. Колбаса на тарелочке Занятие Рисование. Колбаски- сосиски для киски | Д/и Соберем бусы для мам «Собери пирамидку» Цель: Закреплять умения соотносить предметы по величине. Пальчиковая Игра «Этот пальчик» Д/и «Зашнуруй башмачок» Цель: Развивает мелкую моторику рук Звукоподражание Листопад Цель: Развивать артикуляцию. Слушали шум дождя за окном Цель: Развивать слуховой аппарат. | Центр сенсорики Деревянные сборно – разборные игрушки: матрешки, яички | Привлечь родителей новеньких детей к Играм с детьми в группе. Выпуск газеты «Наши правила» |
Месяц Ноябрь
Организованная деятельность | Совместная деятельность | Предметно-развивающая среда | Работа с семьей |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №8 Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из хлопушки (мешочка), учить называть их, подбирать по тождественным признакам Занятие Лепка. «Накормим зверят» (морковка, колбаска) Занятие Рисование. Осенние листочки | Д/и «Что ты вынул?» (посуда), «Найди» (кубик, шарик) Цель: Развивать исследовательские действия путем ощупования предметов Пальчиковая Игра. «Капуста», «Посади цветочки» Цель: Развивать мелкую моторику руки. Звукоподражание «Едем на лошадке» Цель: Развивать артикуляцию. | Центр сенсорики «Чудесный мешочек» (с набором различных предметов) Тренажер «Посади цветы» | Развлечение с родителями «Королева кисточки и её друзья» |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №9 Цель: Учить по просьбе взрослого человека находить предметы определенного цвета. Развивать умение обобщать предметы по признаку цвета Занятие Лепка. «По замыслу» Занятие Рисование. Красивые цветные полоски | Д/и «Разноцветные шарики», «Мозаика», «Цветное лото» Цель: Развивать представление детей по восприятию цвета. Д/и «Зашнуруй башмачок» Цель: Развивает мелкую моторику рук Звукоподражание «Гуси-гуси» Цель: Развиваем артикуляцию. Учимся говорить тихо (слушаем тишину) | Центр ИЗО Цветные фломастеры, мелки. Дать детям возможность выбирать материал по своему желанию. | Предложить родителям Поделиться опытом семейного воспитания по обогащению сенсорного опыта своей дочери. |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №10 Цель: Продолжать знакомить с предметами различной формы и величины. Учить соотносить предметы по форме и величине. Осуществлять выбор предметов трех форм (шарик, кубик, призма) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Продолжать формировать умение действовать по словесной инструкции Занятие Лепка. «Грибочки для белочки» Занятие Рисование. «Падает снежок» | Д/и «Волшебный квадрат», «Найди такую же» (форма, величина), «Геометрическое лото» Цель: Знакомим детей с предметами различной формы. Пальчиковая Игра «Пальчик-пальчик» Мелкая моторика рук «Прокати в желобок» Цель: Развивать мелкую моторику руки. Звукоподражание «Киска-киска» Цель: Учить детей подражать голосам животных. | Изготовление занимательной коробки. Изготовление игры «Геометрическое лото» Оформление стены геометрическими фигурами | Родительское собрание «Чему научились наши малыши» Предложить поиграть в Д/и на знание геометрических форм |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №11 Цель: Закреплять умение различать предметы одной формы, но разной величины (большие, поменьше, маленькие), подбирая их в определенной последовательности. Продолжать обогащать чувственный опыт при действии с предметами определенной формы и разной величины, познавать их физические свойства. Развивать тонкие движения кончиков пальцев. Занятие Лепка. «Большие и маленькие колобочки» Занятие Рисование. «Лопаточки» | Игры с мячами разной величины Д/и «Собери колечки», «Нанизывание кубиков разной величины» Цель: Закреплять знание детей о форме и величине. Намотай клубочек большой и маленький Цель: Развивать мелкую моторику рук. Звукоподражание Собачка злится Цель: Учить детей подражать голосам животных. | Подбор игр для умения различать предметы одной формы, но различной величины. Строительство мат. Разной величины. Рассматривание обуви детей большие ботинки, маленькие ботинки | Предложить поиграть с детьми в игру на различение запахов «Волшебные флакончики» (апельсин, духи, чеснок, лук) |
Месяц Декабрь
Организованная деятельность | Совместная деятельность | Предметно-развивающая среда | Работа с семьей |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №12 Цель: Учить составлять пирамидки из разных фигур, подбирая их в разных вариантах. Развивать воображение и творческие способности детей. Закреплять практическое умение действовать с предметами разной формы. Накапливать сенсорный опыт при действии с объемными геометрическими фигурами, практически познавать их свойства. Развивать тонкую моторику кончиков пальцев. Занятие Лепка. «Катаем шарики для снеговика» Занятие Рисование. «Снеговик» путем налож.форм | Д/и «Собери пирамидку» (разные геометрические фигуры), «Собери узор» Цель: Закреплять знания о различных геометрических фигурах Д/и «Нанизываем бусы» (круглые, длинные бусинки) Мелкая моторика рук «Рисуем песком» Цель: Развивать мелкую моторику рук Звукоподражание «Курочка зовет цыплят» Цель: Учить имитировать звуки птиц | Изготовление пирамидки из разных геометрических фигур Дать детям возможность игр в Центре сенсорики с различными пирамидками | Предложить родителям изготовить пирамидки из разных геометрических форм |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №13 Цель: Развивать более тонкие зрительные ориентировки, умение не только подбирать предметы по величине, но и совмещать детали по рисунку. Совершенствовать моторику пальцев, координированные движения рук Занятие Лепка. Скатывание шариков для снеговика Занятие Рисование. Тихо падает снежок | Д/и «Матрешки» Цель: Развивать тонкую зрительную ориентировку Д/и «Собери картинку» Цель: Учить собирать целое из частей Д/и «Пазлы» из двух частей Цель: Учить совмещать детали по рисунку Пальчиковая Игра Мелкая моторика рук – пересыпаем крупу Звукоподражание «Каркает ворона» Цель: Учить имитировать звуки птиц | Составляем бумажные матрешки, совмещая детали по рисунку | Предложить родителям сделать бумажных матрешек и разрисовать их разнообразными узорами |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №14 Цель: Учить находить по просьбе взрослого идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаться при ее выполнении Занятие Лепка. «Птички на кормушке» Занятие Рисование. «Бусы на елку» | Д/и «Найди такую же игрушку» Цель: Учить находить игрушку, идентичную образцу Д/и «Пускаем мелкие пузырики» Цель: Обогащать сенсорный опыт детей Пальчиковая Игра – разбери зернышки Звукоподражание «Заблудились в лесу» Цель: Развивать артикуляцию | Насыщение Центра воды и песка Контейнер со смешанными фасолью и горохом для разбора детям | Объявить конкурс на лучшую новогоднюю игрушку (предложить использовать четыре цвета, знакомых детям, привлекать детей к работе) |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №15 Цель: Учить собирать пирамидку из 4-5 колец, чередуя их по цвету Занятие Лепка. «Бусы на елку» (соединяем ниточкой) Занятие Рисование. «Огоньки на елку» | Д/и «Нанизываем бусы, чередуя по цвету», «Строим башню, чередуя по цвету» (4-5 колец) Цель: Учить чередовать предметы по цвету Мелкая моторика рук – соберем бусы на елку Звукоподражание Кто как кричит Цель: Учить распознавать имитацию в звукоподражании животных и птиц На прогулке слушаем скрип снега под ногами Цель: Расширять сенсорный опыт | Центр сенсорики Бусинки разного цвета и величины | Анкета для родителей «В какие игры Вы Играете с детьми дома» |
Месяц Январь
Организованная деятельность | Совместная деятельность | Предметно-развивающая среда | Работа с семьей |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №16 Цель: Учить составлять целое из частей, ориентируясь на форму, величину и цвет предметов. Закреплять умение выбирать предметы с ориентировкой на два свойства одновременно Занятие Лепка. «Заборчик для зверей» Занятие Рисование. «Покатились санки вниз» | Д/и «Пирамидка», «Башенка» Цель: Учить составлять целое, ориентируясь на форму и величину Д/и «Холодно-горячо» по картинкам Цель: Расширять сенсорный опыт детей Мелкая моторика рук – «Мозаика» Звукоподражание «Играем на дудочке» (громко, тихо) Цель: Расширять сенсорный опыт детей На прогулке лепим снеговика, сравниваем лед со снегом (твердый, мягкий) | Насыщение Центра сенсорики Играми на форму, величину и цвет | Предложить родителям прослушать консультацию на тему «Играем дома» |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №17 Цель: Учить подбирать предметы, чередуя их по цвету, составляя целое из частей. Закреплять знания о цвете предметов. Занятие Лепка. Накорми птиц Занятие Рисование. Дым из трубы | Д/и «Цветовое лото», «Воздушные шарики», «Поймай рыбку» Цель: Закреплять знания о цвете Д/и «Что как звучит?» (бубен, барабан) Цель: Развивать чувственный опыт детей через звуковое восприятие музыкальных инструментов Мелкая моторика рук – шнуровка Звукоподражание «Едем на лошадке» Цель: Учить имитации звуков | Изготовление игры «Поймай рыбку» (удочка красная ловит красную рыбку) | Попросить родителей сделать звукозаписи для детей на определение знакомых звуков в природе, в повседневной жизни |
Месяц Февраль
Организованная деятельность | Совместная деятельность | Предметно-развивающая среда | Работа с семьей |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №18 Цель: Обогащать опыт детей путем действий с предметами различной формы, величины и цвета. Развивать их творческие способности. Совершенствовать координацию движений Занятие Лепка. «Веселый снеговик» Занятие Рисование. «Дорога для машины» | Д/и «Подбери ключ к замку», «Поймай рыбку» (большую и маленькую) Цель: Закреплять восприятие величины Д/и «Посади на свой коврик» (форма) Цель: Закреплять восприятие формы Д/и «Какие ваши ручки?» (холодные и теплые) Цель: Обогащать чувственный опыт детей через игры-эксперименты Мелкая моторика рук – «Одень куклу» Звукоподражание «Кто как кричит?» (домашние животные) Цель: Учить распознавать имитацию в звукоподражании животных | Изготовление игры «Подбери ключ к замку» Пирамидка (пароход) Подбор картинок для игры «Холодно-горячо» | Предложить папам изготовить панно тренажер с замочками для развития мелкой моторики рук |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №19 Цель: Учить находить одинаковые предметы. Развивать зрительную память, воображение Занятие Лепка. Пирамидки Занятие Рисование. Ниточки к шарам | Д/и «Пирамидка-кораблик» Цель: Закреплять восприятие формы и цвета Д/и «Найди пару» (пазлы) Цель: Учить составлять целое Д/и «Парные картинки» (игрушки) Цель: Учить находить одинаковые предметы по картинке Мелкая моторика рук – шнуровка Звукоподражание Кто как кричит? (дикие животные, медведь) Цель: Учить распознавать имитацию в звукоподражании животных После прогулки предложить детям самостоятельно решить у кого сырые варежки | Внести новую игру «Найди пару» (пазлы) Строительный материал различной величины и разного цвета | Предложить родителям взять домой игры на закрепление у детей восприятия формы |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №20 Цель: Учить составлять пирамидки из разных геометрических тел, чередуя их (по показу воспитателя). Стимулировать запоминание их названий (шар, куб, цилиндр, кольцо и т.д). Совершенствовать умение действовать с предметами разной формы Занятие Лепка. «Сосульки» Занятие Рисование. «Мячи» (фломастеры) | Д/и «Подбери ключ к замочку», «Кораблик- пирамидка» (геом.фигура, цвет) Цель: Обогащать чувственный опыт детей через восприятие геометрической формы Пускаем мыльные пузыри в Центре воды и песка Мелкая моторика рук – найди шарик, кубик, крышку в песке Звукоподражание «Воробушки» Цель: Учить имитировать голоса птиц | Предоставить детям возможность играть в дидактические игры самостоятельно | Развлечения совместно с родителями «Прогулка по волшебному лесу» (использовать аудиокассеты с записями, сделанными родителями) |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №21 Цель: Продолжать учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами, то есть подбирать их по какому-либо принципу (чередование по цвету), не отступая от поставленной задачи. Развивать воображение, память, образное мышление Занятие Лепка. Прянички для матрешки Занятие Рисование. Зайчик убежал за домик (следы) | Д/и «Собери по цвету» Цель: Закреплять у детей восприятие цвета Д/и «Собери по величине» Цель: Закреплять у детей восприятие величины Пальчиковые игры «Моя семья» Цель: Развивать мелкую моторику рук Звукоподражание Ласковая кошка Цель: Развивать артикуляцию Наблюдаем На прогулке за снегом (холодный, сырой, липкий, рассыпчатый) Игра в снежки | Центр сенсорики Набор геометрических фигур по цвету, величине Центр ИЗО Выкладывание на фланелеграфе узоров из геометрических фигур | Беседа с родителями на тему: «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?» |
Месяц Март
Организованная деятельность | Совместная деятельность | Предметно-развивающая среда | Работа с семьей |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №22 Цель: Продолжать знакомить с соотношением «часть-целое». Учить составлять целое, подбирая части и нанизывая их на стержень; воссоздавать предмет из одинаковых по рисунку деталей Занятие Лепка. «Угощение куклам» Занятие Рисование. «Яркое солнышко» (лучи) Занятие Рисование подарка мамам ладошкой | Д/и «Собери картинку», «Кубики» (учимся собирать картинку) Цель: Учить составлять целое Д/и «Подбери пару» (пазлы 2шт) Цель: Учить составлять целое Мелкая моторика рук – разбираем фасоль и горох На прогулке слушаем звон качели Звукоподражание Капает капель | Предоставить детям возможность играть в Центре сенсорики В Центре воды и песка контейнер со смешанными фасолью и горохом | Совместно с мамами детей приготовляем печенье к праздничному чаепитию на 8 марта Слушание детских песен |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №23 Цель: Закреплять представление и различных геометрических фигурах (шар, куб, цилиндр, кольцо и пр.) Развивать творческое воображение. Учить соотносить предмет и его изображение; составлять несложную модель из одинаковых деталей двух цветов Занятие Лепка. Кукла-неваляшка Занятие Рисование. Солнечные зайчики | Д/и «Геометрическое лото», «Подбери ключ к замочку» Цель: Закреплять представление о различных геометрических фигурах Д/и «Найди» (кубик, шарик) Цель: Учить определять предметы различной формы на ощупь Мелкая моторика рук - шнуровка Звукоподражание «Едет поезд» Цель: Учить звукоподражанию | Изготовление сенсорного стола, используя восемь цветов спектра | С помощью родителей провести игру «За кем пришла мама?» - узнавание по голосу |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №24 Цель: Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной формы, величины и цвета. Развивать воображение, умение соотносить предмет с его изображением Занятие Лепка. «Яблоки» Занятие Рисование. «Сосульки тают» | Д/и «Собери пирамидку», «Вкладыши» (цветные, различной величины), «Разложи по домикам» Цель: Обогащать опыт детей при действии с предметами различной формы, величины, цвета Причесываем кукол (волосы мягкие, жесткие) Цель: Обогащать чувственный опыт детей Мелкая моторика рук – надеваем бусы разного цвета, величины и формы Звукоподражание «Машина» Цель: Учить звукоподражанию | Центр сенсорики Пирамидки различной модификации Предметы различной формы, величины, цвета | Попросить мам сделать для детей сенсорный тренажер «Юбка» |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №25 Цель: Учить выполнять более тонкие действия по соотнесению трех разных по величине предметов (большой, поменьше и маленький). Продолжать развивать координацию рук, моторику пальцев Занятие Лепка. Самолетики Занятие Рисование. Колобок | Д/и «Игра с мячами», «Угости кукол печеньем» Цель: Учить соотносить три разные величины Д/и «Соберем грибы» (кубик, шарик) Цель: Закреплять восприятие величины Мелкая моторика рук – разложи куклам угощенье Звукоподражание «Капает капель» Цель: Учить звукоподражанию На прогулке сравниваем большое дерево, поменьше, маленький кустарник | Игры с сенсорным тренажером «Юбка» - презентация новой игры | Изготовление дощечек Монтессори (на тактильное ощущение) и их презентация с родителями |
Месяц Апрель
Организованная деятельность | Совместная деятельность | Предметно-развивающая среда | Работа с семьей |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №26 Цель: Расширять сенсорный опыт детей путем действий с предметами разной формы. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (например, шар и куб, куб и призма и т.п.). Совершенствовать умение действовать по воображению – соотносить предмет с его графическим изображением Занятие Лепка. «Ракета» Занятие Рисование. «Веточки вербы» | Д/и «Геометрическое лото», «Собери узор» Цель: Закреплять восприятие геометрической формы Д/и «Узнай по звуку предмет» Цель: Развивать чувственный опыт детей через звуковое восприятие Пальчиковые игры по желанию детей Звукоподражание – Игра «Тихо-громко» Цель: Учить менять тембр голоса Наблюдаем за распусканием молодых листочков, нюхаем их (пахнет свежестью) | Центр сенсорики Д/и «Дощечки» - презентация игры Центр ИЗО Выкладывание геом.фигур на фланелеграфе Рисование разноцветными мелками, фломастерами и красками | Предложить домой игры «Собери узор», «Геометрическое лото» |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №27 Цель: Обогащать сенсорный опыт детей в процессе действий с предметами разной формы и величины. Продолжать учить выполнять тонкие действия кончиками пальцев Занятие Лепка. Таблеточки-витаминки Айболиту Занятие Рисование. Пасхальные яички (красные и желтые) | «Построй дом» из маленьких и больших кубиков, «Собери пирамидку» по картинке Цель: Закрепление восприятия величины и формы Д/и «Кто что слышит?» (переливание воды, шуршание бумагой) Цель: Расширять чувственный опыт детей через слуховое восприятие Пальчиковая Игра «Сорока-сорока» Цель: Развивать мелкую моторику рук Звукоподражание по желанию детей | Центр сенсорики Баночки с шумовыми эффектами Центр МУЗО Музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушки) Центр строительства Строительный материал разных размеров | Предложить игры «Разложи по домикам», «Соберем грибы» |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №28 Цель: Продолжать развивать образное мышление и учить соотносить предметы с их изображением | Д/и «Найди по картинке» Цель: Развивать образное мышление, учить соотносить предметы и их изображения Д/и «Угадай на ощупь» (ткань, бумага) Цель: Развивать чувственный опыт через тактильное восприятие Мелкая моторика рук «Открой окошко» Звукоподражание (маленькая собака, большая собака) Цель: Учить звукоподражанию На прогулке нюхаем первые листочки | Центр сенсорики Насыщение Центра Играми для ориентировки на форму, величину, цвет Игры с игрушками-тренажерами на развитие кисти рук и мелкой моторики рук | Совместно с родителями сделать тренажер для развития кисти рук «Будущий мастер» |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №29 Цель: Закреплять первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит; нужна всем – и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления детей, подчеркнуть целительные свойства живого. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого | Д/и «Цветное лото» Цель: Закреплять знания о цвете Д/и «Собери грибы» Цель: Закреплять знания величины Пальчиковая Игра «Пальчик-пальчик…» Цель: Развивать мелкую моторику рук Звукоподражание «Мы в лесу» | Центр воды и песка Насыщение Центра для игр-экспериментов с водой | Попросить у родителей различные игрушки для игр детей с водой |
Месяц Май
Организованная деятельность | Совместная деятельность | Предметно-развивающая среда | Работа с семьей |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №30 Цель: Использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например, при рисовании кистью) | Д/и «Поймай рыбку» Цель: Закреплять знания о цветах спектра Д/и «Одень куклу» Цель: Закреплять знания о величине Игра-эксперимент «Окрашивание воды» Цель: Обогатить чувственный опыт детей через ознакомление со свойствами воды | Центр ИЗО Краски, карандаши, фломастеры, небольшие ванночки с водой для игр-экспериментов | Продолжить оформление альбома для родителей «Наша группа», используя фотографии, где отражена жизнь детей |
Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №31 Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут (экспериментирование) | Д/и «Подбери ключ к замочку» Цель: Закреплять знания о геометрических формах Д/и «Кубики» Цель: Учить собирать из частей целое Игры детей с водой Цель: Обогащать чувственный опыт детей | Насыщение Центра воды и песка различными игрушками для игр-экспериментов | Родительское собрание с открытым показом интегрированного занятия «Зайке дети помогли, Его к дому отвели» |
3 неделя (мониторинг) | |||
4 неделя (подведение итогов, оформление презентации) |
Список использованной литературы
1. Абрамова Н. В. Развитие сенсорных способностей как основа формирования эстетического восприятия произведений музыкального искусства // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 090-101.
2. Богомолова М. И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике 40-60-х годов ХХ века // Науч. мнение. - 2013. - № 11. - С. 193-198.
3. Волкова Т. И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 279-281.
4. Габова М. А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16-29.
5. Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - С. 72-76.
6. Лянгузова О. Н. Роль развития сенсорных ощущений у детей и подростков в коррекционной работе педагога-психолога посредством сенсорной комнаты // Социал. развитие соврем. рос. об-ва: достижения, проблемы, перспективы. - 2013. - № 5. - С. 192-196.
7. Полякова А. А. Наблюдение и экспериментирование как методы сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 66-72.
8. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2. - С. 69-72.
9. Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори: сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. - М., 2014. - 64 с.
10. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Междунар. науч. конф. "Актуальные задачи педагогики" / Изд-во Молодой ученый. - Чита, 2013. - С. 53-55.
11. Чичканова Ю. Н. Система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием элементов технологии М. Л. Лазарева «Цветоник» в дошкольном образовательном учреждении / Ю.Н. Чичканова, О.И. Минаева, Е.С. Грязнова // Образование в сфере искусства. - 2014. - № 2. - С. 116-120.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).
Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и ...
Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.
Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"
Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней.......
Программа дополнительного образования «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста...
Программа дополнительного образования по адаптации детей младшего дошкольного возраста "Играем вместе"
Программа дополнительного образования по адаптации детей младшего дошкольного возраста "Играем вместе"...
Программа дополнительного образования "Любознайки" для детей младшего дошкольного возраста
Программа направлена на формирование у детей познавательной активности в процессе экспериментирования....
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...