Программа дополнительного образования по познавательному развитию "Развиваемся играя"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Программа соответсвует тенденциям развития образования, обеспечивает развитие логического мышления, внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_do.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
по познавательному развитию "Развиваемся играя"
Составитель:
Сенчукова Анжела Владимировна
Светогорск 2015 г.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Общие сведения о кружке
- Комплектование группы
- Цели и задачи кружка
- Формы организации детей
- Формы работы с детьми
- Методы работы
- Актуальность кружка
- Сведения о руководителе кружка
- Время проведения кружка
- Перспективно-календарный план работы кружка
- Для детей 3 - 4 лет
- Программно-методическое обеспечение работы кружка
- Ожидаемые результаты
- Мониторинг
- Пояснительная записка
1.1. Общие сведения о кружке
Рабочая программа кружка «Развиваемся играя» МБДОУ ЦРР «Капелька» обеспечивает развитие логического мышления, внимания и памяти у детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Направление деятельности кружка: *Интеллектуальное развитие детей
*Подготовка к обучению (развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти)
Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год. Занятия в группе проводятся 1 раза в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год. Продолжительность занятий во второй младшей группе 15 минут, развивающие игры – 20 минут.
1.2. Комплектование группы.
№ | Группа в соответствии с возрастом детей. | Наполняемость |
1 | Вторая младшая группа | 8 - 10 |
1.3. Цели и задачи кружка «Развиваемся играя»
Цель.
Развитие логического мышления, внимания, памяти в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного и игрового сотрудничества.
Задачи.
1. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
2. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.
3. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
4. Формирование к дальнейшему обучению (средней группе).
1.4. Формы организации детей
- Индивидуальные
- Подгрупповые
- Групповые
1.5. Формы работы с детьми
- Игра
- Ситуативный разговор
- Беседа
- Рассказ
- Чтение
- Интегративная деятельность
- Проблемная ситуация
1.6. Методы работы с детьми
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
1.7. Актуальность кружка
В современном мире на психическое развитие ребенка воздействует множество факторов (педагогическая культура родителей, условия жизни, наличие социальных контактов, генетический фактор и др.) Жизнь ребенка, в условиях невнимания к его физическим нуждам, при недостатке общения, при педагогической запущенности, когда дети лишены ощущения собственной защищенности, - все это ослабляет развитие ВПФ и негативно влияет на формирование эмоционально-психической сферы.
Ежегодная «первичная диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – заложить «прочный фундамент» знаний и умений, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка.
На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одной из таких методических разработок является наша программа дополнительного образования по познавательному развитию «Развиваемся играя».
Характеристика мышления
Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.
Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).
Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
Возрастные особенности мышления у дошкольников
За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.
По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.
Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.
Мышление – сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка.
- Сведения о руководителе кружка «Развиваемся играя»
Фамилия Имя Отчество | Сенчукова Анжела Владимировна |
Образование | высшее |
Должность | Воспитатель ДОУ |
- Время проведения кружка
Вторник/среда 16.20
- Перспективно-календарный план
4.1. Для детей 3 - 4 лет
Месяц | Неделя | Тема занятия | Количество часов |
Сентябрь | 3-я | «1,2,3,4,5 – будем вместе мы играть!» (игры с мячом) | 1 |
4-я | «Говори наоборот» | 1 | |
5-я | «Покажи, как ты умеешь» | 1 | |
Итого | 3 | ||
Октябрь | 1-я | «Животные, которые с нами рядом» | 1 |
2-я | «Чья же это мама?» | 1 | |
3-я | «Где мои тени?» | 1 | |
4-я | «Музыкальные предметы» | 1 | |
Итого | 4 | ||
Ноябрь | 1-я | «Так бывает или нет?» | 1 |
2-я | «Рисующий слон» | 1 | |
3-я | «Легкие и тяжелые предметы» | 1 | |
4-я | «Что вокруг нас?» (по форме) | 1 | |
Итого | 4 | ||
Декабрь | 1-я | «Летает – не летает» | 1 |
2-я | «В гостях у Незнайки» («покажи как правильно») | 1 | |
3-я | «Глупый художник» | 1 | |
4-я | «Дед мороз» | 1 | |
Итого | 4 | ||
Январь | 2-я | «Мы - поэты» | 1 |
3-я | «Движение со словами» | 1 | |
4-я | «Мы – умные ребята» | 1 | |
Итого | 3 | ||
Февраль | 1-я | «А я всё помню» | 1 |
2-я | «Необитаемый остров» | 1 | |
3-я | «Детишки» | 1 | |
4-я | «Что сначала, что потом?» | 1 | |
Итого | 4 | ||
Март | 1-я | «Мы – художники» | 1 |
2-я | «Соображай-ка» | 1 | |
3-я | «Один, два, три, четыре, пять – будем вместе мы играть!» (игры с веревочкой) | 1 | |
4-я | «Нелепицы» | 1 | |
Итого | 4 | ||
Апрель | 1-я | «Полетим вокруг Земли» | 1 |
2-я | «Путешествие в «Водный мир» | 1 | |
3-я | «Слушай и показывай» | 1 | |
4-я | «Кто знает, пусть дальше называет» | 1 | |
Итого | 4 | ||
Май | 1-я | «На цветущей полянке» | 1 |
2-я | «Пчелка Майя» | 1 | |
3-я | «Мы уже большие» | 1 | |
4-я | «Посмотри, что я умею!» | 1 | |
Итого | 4 | ||
Итого за год | 34 |
.
- Программно-методическое обеспечение работы кружка
«Развиваемся играя»
1.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с.
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с.
3. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010.
4.Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г
5.Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение)
6. И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников
7.С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.» М., Владос 2003г.
- Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе кружка «Развиваемся играя» у детей сформировано:
• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)
• произвольная память
• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».
Дети умеют:
1. выделять самое существенное в предметах;
2. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
3. пользоваться различными схемами;
4. рассуждать,
5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.
- Мониторинг
Мониторинг развития у детей форсированности логического мышления проводится 2раза в год (сентябрь, май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Развиваемся играя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»
Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.Ф.И.О. психолога...
Программа дополнительного образования Социально- личностного развития (игра) Кружок «Играй, малыш»
Данная программа направлена на усовершенствование и развитие движений детей 2-3 лет, на формирование положительных взаимоотношений, обогащению речи, укреплению здоровья....
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы"
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы" для детей второй младшей группы...
Образовательная программа дополнительного образования по познавательному развитию "Лего конструирование"
Рабочая программа по кружковой работе в старшей группе...
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...