Образовательная программа дополнительного образования по познавательному развитию "Лего конструирование"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Рабочая программа по кружковой работе в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kruzhku_yunyy_konstruktor.docx | 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Согласовано Утверждаю
На педагогическом совете Заведующий МАДОУ
Протокол №________ Детский сад №34
От _____________ __________А.Г.Шестакова
Пр. №______ от _______________
Образовательная программа дополнительного образования
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
«Лего – конструирование»
Воспитатель: Габдрахманова
Лилия Фидарисовна
Зиманова Альбина
Гиззатовна
Нефтекамск – 2017г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Годовой календарный учебный график
4. Список детей
5. Организационно - педагогические условия реализации программы.
6. Учебно-тематический план
7.Литература
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами Lego, «LegoWEDO» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.
Актуальность: Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Содержание программы
Раздел I. Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям
Рассматривание объекта. Выделение цвета деталей. Называние деталей лего – конструктора. Устанавливание пространственного расположения частей постройки.
Раздел II. Конструирование по условиям
Определение условий, которым должна соответствовать постройка. Анализ условий. Практическая деятельность.
Раздел III. Конструирование по замыслу
Обдумывание темы будущей постройки. Составление общего описания будущего продукта. Осваивание плана разработки замысла. Сравнение полученной постройки с задуманной.
Раздел IV. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Рассматривание схемы. Воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов.
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
Детский сад №34
Шестакова А.Г.___________
Годовой календарный учебный график
с 01.11.2017г. по 31.05.2018г.
Вторник, четверг 15.30 – 15.55
Новогодние каникулы с 29.12.2017г. по 09.01.2018г.
Занятия проводятся два раза в неделю по 25 мин.
Количество занятий в месяц – 8.
Организационно - педагогические условия реализации программы.
Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и приемы.
Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
Тематический план
Месяц | Тема занятия | Основное содержание | Кол-во часов |
Сентярь | Конструирование по замыслу. | Д/и «Чудесный мешочек», игра «Как тебя зовут?». Техника безопасности в работе с конструктором лего. Строительство по замыслу. | 1 |
Конструирование по замыслу. | Игры «Отгадай», «Не ошибись, Петрушка».Стихотворение «Любим мы конструктор ЛЕГО». Способы крепления деталей. Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. | 1 | |
Башня | Игра «Есть у тебя или нет?». Рассматривание картинок. Физкульминутка «Мы становимся все выше». Рассматривание образца башни. Конструирование по образцу. | 1 | |
Строим лес | Игра «Кто быстрее». Рассматривание картинок деревьев. Чтение стихотворений о деревьях И.Токмаковой. Физкульминутка «Ветер тихо клен качает». Рассматривание образца. Конструирование дерева по образцу. | 1 | |
Мостик | Игры «Лего на голове», «Чудесный мешочек». Рассматривание мостика. Конструирование по образцу. | 1 | |
Мы в лесу построим дом | Игра «Отгадай». Чтение стихотворения «Мы в лесу построим дом». Рассматривание образца. Конструирование по образцу. Обыгрывание построек. | 1 | |
Грибная полянка | Игра «Составь флаги». Загадки о грибах. Презентация «Грибы». Рассматривание образца постройки – мухомор. Конструирование по образцу. Рассказ о постройке. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Д/и «Чудесный мешочек». Чтение стихотворения «Мы строим и изобретаем». Обдумывание содержания будущей постройки. Конструирование. | 1 | |
Октябрь | Улитка | Игра «Собери модель». Потешка «Улитка, улитка». Рассматривание улитки (картинки). Игра «Домик для улитки». Рассматривание постройки. Конструирование. Оценка и обыгрывание работ. | 1 |
Большие и маленькие пирамидки | Игра «Собери модель по памяти». Рассматривание картинок. Беседа. Стихотворение про пирамидку. Обсуждение будущей постройки. Конструирование по образцу. Рассказ о получившихся постройках | 1 | |
Ворота для заборчика | Игра «Соедини модель по ориентирам». Демонстрация образца. Показ способа соединения деталей. Конструирование. Оценка и обыгрывание построек. | 1 | |
Конструирование по замыслу . | Игры «Что изменилось?», «Что лишнее?».Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке, обыгрывание. | 1 | |
Петушок | Игра «Собери модель по памяти». Загадка о петухе. Потешка «Петушок, петушок». Рассматривание петушка, беседа. Демонстрация образца. Конструирование. Обыгрывание постройки. | 1 | |
Кролик | Игра «Отгадай».Беседа. Показ образца постройки. Совместное конструирование. Оценка и выставка работ. | 1 | |
Дорога с бордюром для машин | Игра «Найди постройку». Загадки о транспорте. Рассматривание картинок. Демонстрация образца. Конструирование. Обыгрывание постройки. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игры «Чудесный мешочек», «Собери модель».Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность. | 1 | |
Ноябрь | Веселые утята | Рассматривание картинки «Утка с утятами». Беседа. Физкультминутка «Плавают утята». Рассматривание образца. Конструирование утят. Обыгрывание. | 1 |
Красивые рыбки | Игра «Не ошибись, Петрушка!». Загадка о рыбке. Видеофильм о рыбах. Беседа. Выбор образца рыбки. Конструирование. Рассказ о своей постройке. | 1 | |
Гусенок | Игра «Принеси и покажи». Отгадывание загадки о гусе. Рассматривание картинок. Конструирование по образцу. Обыгрывание построек. | 1 | |
Конструирование по замыслу . | Игры «Поиск недостающей фигуры», «Светофор». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке. | 1 | |
Конструируем мебель: стол, стул | Игры «Кто быстрее», «Составь узор». Загадки о мебели. Рассматривание образцов построек. Выбор образца. Конструирование по образцу. Обыгрывание построек. | 1 | |
Любимая игрушка | Игра «Запомни и выложи ряд». Беседа «Моя любимая игрушка». Рассматривание игрушек пирамидок, образцов построек. Конструирование по образцу. | 1 | |
Ворота и заборчик | Игра «Самый быстрый и внимательный». Закрепление названия деталей и способов крепления. Конструирование. Обыгрывание построек. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игра «Лего на голове». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. | 1 | |
Декабрь | Лесной домик | Игра «Что изменилось». Стихотворение «Мы в лесу построим дом». Демонстрация образца постройки. Конструирование. Заселение домов. Обыгрывание. | 1 |
Мебель | Игра «Поиск недостающей фигуры». Рассматривание предметов мебели. Игра «Найди деталь». Показ способа конструирования стола. Конструирование стула и кровати. Оценка работ. | 1 | |
Русская печь | Игра «Выложи похожие». Просмотр кинофрагмента сказки «По щучьему велению» (отрывок про печь). Беседа. Загадка про печь. Демонстрация образца постройки. Конструирование по образцу. Обыгрывание построек. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игры «Лего на голове», «Светофор».Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность. | 1 | |
Шприц для Доктора Айболита | Игра «Запомни и выложи ряд».Просмотр кинофрагмента мультфильма «Айболит». Рассматривание шприца. Знакомство с лего-мозаикой. Выкладывание шприца на плоскости. Выставка работ. | 1 | |
Ёлочка | Игра «Чудесный мешочек».Беседа о празднике Новый год. Загадка про ель. Рассматривание елочки. Демонстрация образца елки. Конструирование елочки. Оценка и выставка работ. | 1 | |
Новогодняя игрушка | Игра «Что лишнее?». Рассматривание новогодних игрушек. Показ образца. Конструирование по образцу. Выставка работ. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игры «Лего на голове», «Принеси и покажи». Обдумывание и обсуждение будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность. Обыгрывание построек. | 1 | |
Январь | Загон для коров и лошадей | Игра «Найди постройку». Стихотворение про фермера. Физкультминутка «Мы сначала будем хлопать». Обсуждение условий. Конструирование по условиям в подгруппах. Оценка работ. | 1 |
Грузовик | Игра «Выложи вторую половину узора». Песенка «Мы едем, едем, едем…». Рассматривание машины, выделение основных частей. Демонстрация образца постройки. Конструирование по образцу с применением пошаговой инструкции. Обыгрывание построек. | 1 | |
Дом фермера | Игра «Светофор».Посылка от Почтальона Печкина (графическая модель одноэтажного домика). Рассматривание модели. Обсуждение последовательности конструирования. Конструирование. Рассказ о своей работе. Обыгрывание построек. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игры «Не ошибись, Петрушка!», «Поиск недостающей фигуры». Обсуждение будущей постройки. Конструирование в подгруппе. Выставка работ. Обыгрывание построек. | 1 | |
Мельница | Игра «Выдели похожие». Загадка про мельницу. Беседа, рассматривание мельницы. Демонстрация образца. Конструирование по образцу. Оценка работ. | 1 | |
Лесные жители | Игра «Составь узор». Презентация «Жители леса». Рассматривание зайца. Демонстрация образца. Конструирование по образцу. Оценка работ. Обыгрывание построек. | 1 | |
Едем в Простоквашино | Игра «Составь флаг». Просмотр кинофрагмента мультфильма «Зима в Простоквашино». Обсуждение условий постройки. Конструирование по условиям. Оценка работ, обыгрывание постро | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игра «Отгадай!». Обсуждение будущей постройки. Конструирование в подгруппе. Выставка работ. Обыгрывание построек. | 1 | |
Февраль | Знакомство со светофором | Игра «Светофор». Сказка о светофоре. Игра «Перейдем через дорогу». Демонстрация образца светофора. Конструирование по образцу. Обыгрывание построек. | 1 |
Продолжение знакомства со светофором | Игра «Выложи вторую половину узора». Беседа «Наш город». Пешеход. Демонстрация образца постройки проезжей части и надземного перехода. Работа в подгруппах. Оценка работ. | 1 | |
Робот | Игра «Кто быстрее». Рассматривание робота, построенного из лего. Конструирование по образцу. Оценка и обыгрывание работ. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игры «Лего на голове», «Светофор».Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность. | 1 | |
Российский флаг | Игра «Есть у тебя или нет». Прослушивание муз. фрагмента «Гимн России». Рассматривание флага РФ. Обсуждение условий конструирования. Конструирование по условиям. Оценка и выставка работ. | 1 | |
Папин день (конструирование танка) | Игра «Чудесный мешочек». Альбом «Военная техника». Рассматривание танка, беседа о его основных частях. Демонстрация образца. Конструирование по образцу. Выставка работ. | 1 | |
Военная техника (конструирование пушки) | Игра «Что изменилось?». Рассматривание пушки. Показ образца постройки. Конструирование по образцу. Оценка и выставка работ. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игра «Лего на голове». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. | 1 | |
Март | Ваза | Игра «Кто быстрее». Чтение отрывка из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» (про вазу). Рассматривание вазы. Демонстрация образца постройки. Конструирование. Выставка работ. | 1 |
Цветы для мамы | Игра «Запомни и выложи ряд». Беседа о приближающемся празднике 8 Марта. Чтение стихов о маме. Показ образца. Конструирование. Оценка и выставка работ. | 1 | |
Морская звезда | Игра «Собери модель». Рассматривание картинок «Морская звезда». Демонстрация образца постройки. Конструирование по образцу. Выставка работ. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игры «Поиск недостающей фигуры», «Светофор». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке. | 1 | |
Мы едем в зоопарк | Игра «Что изменилось?». Презентация «Зоопарк». Беседа о животных в зоопарке. Игра «Хищники - травоядные». Конструирование. Обыгрывание построек. | 1 | |
Слон | Игра «Собери модель». Загадка о слоне. Рассматривание слона. Демонстрация образца. Конструирование по образцу. Рассказ о своих работах. Выставка поделок. | 1 | |
Обезьяна | Игра «Поиск недостающей фигуры». Загадка про обезьяну. Рассматривание схемы постройки. Конструирование по схеме. Обыгрывание построек. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игры «Чудесный мешочек», «Собери модель».Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность. | 1 | |
Апрель | Ракета | Игра «Отгадай». Беседа о празднике «12 апреля», о космосе, ракетах. Рассматривание образца ракеты. Конструирование по образцу. Выставка работ. | 1 |
Космонавт | Игра «Лего на голове». Презентация «Космонавты». Рассматривание космонавта. Показ способа конструирования. Конструирование. Оценка и выставка работ. | 1 | |
Луноход | Игра «Выложи узор». Рассматривание картинок с луноходами. Конструирование по показу. Обыгрывание построек. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игра «Что лишнее». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. | 1 | |
Грузовая машина с прицепом | Игра «Не ошибись, Петрушка!». Стихотворение о машине «Мы машину прикатили». Рассматривание грузовика, сделанного из конструктора. Конструирование по графической модели. Самостоятельное конструирование прицепа по схеме. Выставка работ. | 1 | |
Корабли | Игра «Составь флаги». Презентация «Корабли – водный транспорт». Рассматривание кораблей. Показ способа конструирования. Конструирование. Обыгрывание построек. | 1 | |
Поезд | Игра «Кто быстрее». Загадка о поезде. Чтение стихотворения З.Джоббарзаде «Поезд мчится» Рассматривание игрушечного поезда. Конструирование по показу. Обыгрывание построек | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игры «Поиск недостающей фигуры», «Составь узор». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке. | 1 | |
Май | Домик для скворца | Игра «Выдели похожие». Чтение стихотворения о скворце. Рассматривание картинок «Скворечник». Демонстрация образца. Конструирование. Оценка и выставка работ. | 1 |
Символ Победы (конструирование георгиевской ленточки) | Игра «Отгадай». Презентация «День Победы». Рассматривание георгиевской ленточки. Конструирование. Выставка работ. | 1 | |
Разные профессии | Игра «Что изменилось?». Рассматривание альбома «Все профессии важны». Беседа о профессиях людей. Демонстрация образца постройки человека. Конструирование. Обыгрывание построек. | 1 | |
Пожарная машина | Игра «Есть у тебя или нет?». Рассказ о работниках пожарной части. Чтение Стихотворения «Мы - пожарные». Рассматривание игрушки «Пожарная машина». Демонстрация образца пожарной машины. Конструирование. Оценка и выставка работ. | 1 | |
Самолет | Игра «Принеси и покажи». Загадка о самолете. Рассказ о профессии – летчик. Рассматривание самолета. Демонстрация образца. Конструирование. Рассказ детей о получившихся постройках. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Игра «Чудесный мешочек». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. | 1 | |
Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | Игры «Чудесный мешочек», «Собери модель по памяти», «Что лишнее?». Конструирование по замыслу. Обыгрывание построек. | 1 | |
Итоговое занятие «От замысла – к воплощению». Выставка работ | Повторить и закрепить пройденный материал: способы крепления деталей, конструирование по условиям, образцу, схеме. Демонстрировать успехи детей родителям. | 1 |
VI.Литература
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Е.В. Фешина. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
- А. Бедфорд. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
- М.С. Ишмакова. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
- О. В.Дыбина. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- Л. Г.Комарова. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по познавательному развитию "Развиваемся играя"
Программа соответсвует тенденциям развития образования, обеспечивает развитие логического мышления, внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста....
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы"
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы" для детей второй младшей группы...
Программа дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников для детей 4-7 лет «Логическая игралочка»
Программа «Логическая игралочка» разработана на основе учебно-методических пособий «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новиковой В.П., «Как работать с пало...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет
Экспериментальная деятельность, которая дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления т...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшего дошкольного возраста «Экологическая мозаика»
АктуальностьЭкологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений псих...
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Скоро в школу»
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения. Программа дополнительного образования "Скоро в школу" составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От...