Методическая разработка "Особенности организации сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте"
методическая разработка (старшая группа)
В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры - способу совместного сюжетосложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_syuzhetno_-_rolevyh_igr_v_starshem.pptx | 565.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский)
Игра – основной вид деятельности детей! Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей:
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателем стоят задачи: • развитие игры как деятельности; • расширение тематики детских игр, углублении их содержания; • приобретение положительного социального опыта; • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей; • развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка; • подготовка ребёнка – дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.
Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей, и на каждом этапе становления игры присущи свои задачи: В старшей группе: обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей.
Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников: Косвенные приемы руководства: • наблюдения; • целевые прогулки; • экскурсии • беседы; • чтение художественной литературы; • просмотр видео, мультфильмов; • занятия (особенно речевые) • рассматривание иллюстраций; • ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования; • организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками); • игры (конструктивные, дидактические, подвижные); • изобразительная деятельность; • игры-имитации; • мнимые «телефонные разговоры»; • придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай»; • «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом»).
Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников: Прямые приемы руководства ( непосредственное включение педагога в игру) : ролевое участие в игре показ образца игрового действия беседа о содержании предстоящей игры участие воспитателя в сговоре детей предложение готового сюжета игры помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов разъяснение предложение готовой темы игры обучение ролевому поведению
Применение приёмов руководства в старшей группе Приёмы прямого руководства: - включение педагога в игру, принятие на себя роли – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Приемы косвенного руководства: Обогащение реального опыта детей в активной деятельности: - обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы); - привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей. Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры: - создание предметно-игровой среды (тематические игровые уголки); - расположение разнообразного игрового материала в коробках, контейнерах, ящиках с условными и реалистичными игрушками и атрибутами; - включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок; - пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого: - при планировании хода игры, последовательности действий; - при распределении ролей, согласовании замысла; - при решении игровых задач, поддержании познавательного интереса в игре; - наблюдение за игрой детей; - направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды). - создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности); - при создании игровой ситуации. Индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).
Особенности педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников старшего возраста: В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения.
Сюжетосложение включает в себя: умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание; быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению; умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.
Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. В данный период дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отнош...
«Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»
В статье описан практический опыт по процессу оптимизации подготовки старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре....
Презентация " Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий"
Описание опыта работы по использованию инструментов бережливых технологий в организации сюжетно-ролевой игры....
Конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «День рождения - сюрприз» Программное содержание: Продолжать обогащать содержание игры «День рождения», побуждать де...
Рекомендации для родителей по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста
Ребенок старшего возраста уже вполне самостоятелен, результативен, автономен. Он способен осознанно относиться к выбору дела, к оценке его результатов, к пониманию своих перспектив, а главное он умеет...
Бережливые технологии «Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»
laquo;Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»...
Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста»
Сюжетно-ролевая игра является наиболее значимой для личностного развития детей дошкольного возраста при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими людьми, природой....
- Мне нравится (1)