Конспект теоретического семинара с воспитателями ДОУ Тема: «Формы взаимодействия с агрессивным ребенком».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Янина Светлана Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 «КАЛЕЙДОСКОП»

 

Подготовила

педагог – психолог С.Н. Янина                                   30 ноября  2016 г.

МБДОУ д/с №59 «Калейдоскоп»  

г. о.  Химки                                                 Проведение теоретического семинара  для педагогов

 

 

Теоретический семинар с воспитателями ДОУ

 

Тема: «Формы взаимодействия с агрессивным ребенком».

Цель семинара:

·                   раскрыть особенности агрессивного ребёнка;

·                    выработать эффективные приёмы взаимодействия педагогов с агрессивными детьми;

·                   способствовать повышению компетентности педагогов.

 

Задачи семинара:

·                   раскрыть понятие агрессивности;

·                   выявить причины возникновения агрессивности;

·                   определить пути взаимодействия  педагога и  агрессивного ребенка.                     

 

Ведущая: педагог – психолог МБДОУ д. с. № 59 «Калейдоскоп» С.Н. Янина.

Участники: педагогический коллектив МБДОУ д. с. № 59 «Калейдоскоп», администрация.

 

Материал и оборудование: проектор, демонстрационный материал, памятки для педагогов с правилами работы с агрессивными детьми.

 

 

План семинара:

 

1.                Вступление. Сообщение темы и целей.

2.                Определение понятия агрессивность.

3.                Причины появления агрессии у детей.

4.                Методы коррекции агрессивного поведения.

Ход семинара

 

1.                Вступление. Сообщение темы и целей.

 

2.                Определение понятия агрессивность.

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.

Физическая (избиения, подзатыльники, пинки, использование ремня при наказании и т.д., т.е. непосредственное использование физической                           силы по отношению к другому существу)

Вербальная = словесная (нецензурная брань,обидные слова, угрозы и т.д.  т.е. причинение морального вреда человеку).

Агрессивность – довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста.

 

         Агрессивность как черта личности может быть характерна и для мальчиков и для девочек.

У младших школьников, как правило, агрессивные проявления направлены на нанесение физического или морального вреда живому существу.

 

3. Причины появления агрессии у детей.

 

·        Телевизионные программы и компьютерные игры.

 

         Если посмотреть ТВ программы, даже детские, можно найти в них много агрессии. Агрессия никогда не бывает скучной, она всегда волнует человека. Даже если человеку не нравятся агрессивные сцены, они все равно привлекают его внимание к телеэкрану. Поэтому люди, создающие ТВ программы, зная этот психологический механизм, используют агрессию при их создании.

       Этим же пользуются создатели компьютерных игр – агрессивные игры более интересны, чем другие.

       Проблема заключается в том, что, когда дети играют в агрессивные игры и смотрят такие же передачи, они становятся более агрессивными.

      Это не происходит внезапно, непосредственно после просмотра передачи или игры, но дети начинают принимать агрессию как эффективный способ решения проблем. И это значит, что при возникновении каких-либо проблемных ситуаций в школе, семье, на улице, ребенок начинает использовать имеющуюся у него модель поведения. Ведь ребенок научился в процессе игры тому, как можно легко справиться с любыми проблемами (с помощью агрессии), поэтому он предпочитает ударить другого, вместо того чтобы обсудить происходящее спокойно.

·        Поведение родителей и других взрослых в конфликтных ситуациях, решаемых в присутствии ребенка.

 

        В младшем школьном возрасте одной из основных черт ребенка является подражательность поведению взрослых. Ребенок отождествляет себя с тем, кого он любит и уважает (родители, бабушки, дедушки, учителя), поэтому старается быть таким же, как этот человек и начинает подсознательно копировать образцы и способы поведения взрослых, их взаимодействия с другими людьми.

Помните, если у ребенка нет примера доброжелательных взаимоотношений между людьми, то он и не будет знать о их существовании и не будет способен использовать их при взаимодействии с другими. Единственно приемлемым способом взаимодействия для него будет агрессивное поведение (конфликтное, злобное, драчливое).

·        Стили воспитания в семье.

Нередко агрессивность ребенка является формой протеста против действий и отношения к нему взрослых. Психологами доказана связь между преобладающим стилем воспитания в семье и уровнем агрессивности ребенка.

Ребенок становится агрессивным, если:

- В семье преобладают методы авторитарного воспитания (родители строго наказывают ребенка за любое непослушание и любое проявление упрямства, подавляют инициативность ребенка, родители чрезмерно придирчивы по отношению к ребенку, предъявляют к нему повышенные требования). В такой ситуации ребенок начинает скрывать свой гнев в присутствии родителей и вымещает его на более «слабые» объекты (младших детей, животных и птиц, стариков)

- В семье преобладают методы попустительского стиля воспитания (в такой семье ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию, «что такое «хорошо»» и «что такое «плохо»». Ребенок растет в условиях эмоциональной депривации, т.е. острой нехватки эмоционального тепла и ласки, внимания и любви со стороны родителей). Такая семейная ситуация также приводит к возникновению агрессии у ребенка. Дети стремятся в таких семьях, во что бы то ни стало, привлечь к себе внимание взрослого, нередко используя для этого агрессивное поведение.

4. Методы коррекции агрессивного поведения.

В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Это экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.

·        Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

         В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);

- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

        Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

·        Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

        Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения.

После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение.

Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому.

·        Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

·        Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, «чтение морали»,

- наказания или угрозы наказания;

- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

·        Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.

В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

·        Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину ребенка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

·        Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

 

Список использованной литературы:

 

1.                Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000, №25.

2.                Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.

3.                Решетникова О. Агрессия не бывает скучной // Школьный психолог, 2006, №22.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)

Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)...

Теоретический семинар для воспитателей "Дидактические игры детей дошкольного возраста"

Как играть, когда играть и в какие игры с детьми дошкольного возраста....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР для воспитателей

Тема: современные проблемы организации диалогического общения старших дошкольников со сверстниками....

Рекомендации для воспитателей по взаимодействию с агрессивным ребенком

Рекомендации для воспитателей по  определению агрессивности у ребенка и стратегия общения с ним....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ И ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ теоретический семинар для воспитателей

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ  ЧЕРЕЗ ИГРУ И ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ теоретический семинар для воспитателей...

Семинар-практикум для воспитателей "Активные формы взаимодействия с родителями в контексте ФГОС ДО"

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их ...

СЕМИНАР Тема: «Сторисек, как форма взаимодействия взрослого и ребенка» Воспитатели: Киселева И. В., Агаева Е. А. ТМБДОУ "Рябинка"

laquo;Дерево ожиданий»На стене висит заранее приготовленный плакат с условным «деревом». Педагогам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них педагоги записывают свои ожидания о...