Конспект по РСВ (развитие слухового восприятия) и ФП (формирование произношения) Средняя группа детей с нарушением слуха
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Лето

 

Различение  и опознавание на слух (с ИСА и без него) вопросы (Какое время года? Какая погода?), слова и короткие фразы (зима, весна, лето, осень, тепло, жарко, светит солнышко, идёт дождь, пасмурно) и фразы с некоторыми изменениями - с увеличением числа слов (ребята, ребята играют, ребята играют на улице, ребята играют на улице в мяч).

 

Цели занятия:

1.Формировать у детей потребность в устном общении.

2.Развивать слуховое восприятие  детей с нарушенным слухом.

3.Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.

4.Расширять представления детей  о природе, погоде, действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon amenitskaya_konspekt_leto_pk_oo.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по РСВ

(развитие слухового восприятия)

 и ФП (формирование произношения)

Средняя группа

                                                                Выполнила:

                                                                               учитель-дефектолог

                                                                        Аменицкая Т. С.    

Г. Нижний Новгород-17г

Лето

Различение  и опознавание на слух (с ИСА и без него) вопросы (Какое время года? Какая погода?), слова и короткие фразы (зима, весна, лето, осень, тепло, жарко, светит солнышко, идёт дождь, пасмурно) и фразы с некоторыми изменениями - с увеличением числа слов (ребята, ребята играют, ребята играют на улице, ребята играют на улице в мяч).

 

Цели занятия:

1.Формировать у детей потребность в устном общении.

2.Развивать слуховое восприятие  детей с нарушенным слухом.

3.Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.

4.Расширять представления детей  о природе, погоде, действиях.

Коррекционные задачи:

Развитие слухового восприятия.

1.Учить различать вопросы (Какое время года? Какая погода?) и отвечать на них, слова и короткие фразы (зима, весна, лето, осень тепло, жарко, светит солнышко, идёт дождь, пасмурно) на слух и слухо - зрительной основе с опорой на картинки при выборе из 3-5и фразы с некоторыми изменениями - с увеличением числа слов (ребята, ребята играют, ребята играют на улице, ребята играют на улице в мяч).

2. Формировать умение различать на слух и слухо - зрительной основе темп звучания (быстро – медленно). Источники звучания: барабан, бубен.

Обучение произношению.

1.Поощрять речевую активность детей.

2.Продолжать формировать умение произносить названия времён года , характеристики погоды  в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей.

3. Формировать умение детей подражать движениям фонетической ритмики, вызывать голосовую реакцию при помощи приемов фонетической ритмики;

4.Развивать артикуляционный аппарат; формировать плавный выдох.

Задачи комплексного развития детей.

1.Расширять представления детей о природе, погоде, действиях.

2. Развитие мелкой и общей моторики.

3. Формировать навык глобального чтения, выполнять действия по предъявлению табличек.

Задачи развития эмоционально - волевой сферы.

1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

2.Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

3.Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал:

1.Плакат "Времена года"; таблички с речевым материалом; картинки с изображением времён года и погодой.

2.Оформление игры "Как звучало?" – барабан, бубен, ширма; таблички с речевым материалом.

Раздаточный материал:

Картинки с изображением времён года, индивидуальные альбомы

 

Предварительная работа

1. Работа по соотнесению парных табличек, картинок;

2. Знакомство детей с названием времени года (лето); тренировка в умении находить знакомые времена года, явления природы, погоду на картинках; в книгах;

3. Развитие подражательных способностей детей; повторение и копирование действий взрослого;

4. Постоянная работа по вызыванию голосовой реакции посредством фонетической ритмики;

5. Проведение с детьми подвижных игр с использованием знакомых слов «Идёт дождь (убегаем) – светит солнышко (гуляем)»;

8.Работа по различению темпа звучания, выработка УДР на звучание различных инструментов.

Организация занятия.

Во время подготовки к проведению занятия проверяется работа индивидуальных слуховых аппаратов (ИСА) детей.

Ход занятия

Во время занятия весь речевой материал проговаривается учителем - дефектологом совместно с детьми в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей. Часть речевого материала представлена на табличках  для слухо - зрительного восприятия и формирования навыка глобального чтения детей.

1.Организационное начало занятия

Содержание занятия;

виды работы

Действия и речь учителя - дефектолога

Действия и ответы детей

Демонстрационный

и раздаточный материал; оборудование

1.Формирование навыка глобального чтения

Педагог приветствует детей; задаёт вопросы.

Привет. Что будем делать? Будем заниматься. Будем говорить. Будем слушать.

Дети стоят у своих стульчиков и отвечают на вопросы с опорой на таблицу ответов.

Будем заниматься. Будем говорить. Будем слушать.

Таблички с речевым материалом, таблица ответов

2.Фонетическая ритмика

Содержание занятия;

виды работы

Действия и речь учителя - дефектолога

Действия и ответы детей

1.Вызывание голосовой реакции детей

2.Развитие речевого дыхания

3.Произнесение речевого материала – по плану

4.Формирование навыка глобального чтения табличек

5. Выполнение действий по предъявлению табличек

А_____

О_______

У_______

И_______

Э_________

ТА – ТО – ТУ

АТ – ОТ – УТ

АТА – ОТА – УТА

ТАМ   ТУТ  ТАМ И ТУТ

Сядьте.

Дети произносят сопряжено

А____    О____У____

И____      Э_____

ТА – ТО – ТУ

АТ – ОТ – УТ

АТА – ОТА – УТА

ТАМ   ТУТ  ТАМ И ТУТ

Дети прочитывают табличку глобально, садятся и отчитываются о своих действиях.

Я сел(а).

3.Развитие дыхания

Содержание занятия;

виды работы

Действия и речь учителя - дефектолога

Действия и ответы детей

Демонстрационный

и раздаточный материал; оборудование

1.Активизация вдоха и развитие плавного выдоха.

2.Выработка знакомых по звучанию фраз с увеличением количества слов при помощи элементов фонетической ритмики.

3.Подражание действиям и словам педагога

Педагог показывает яркое цветное ведро - привлекает внимание детей.

Что там? Мяч.

Какой по цвету мяч?

Синий мяч.

Какой по величине синий мяч?

Маленький синий мяч.

В классе есть большой синий мяч?

Да. Нет. На. Дай.

Дети выполняют игровое упражнение "Дай - На".

Тренировка активного вдоха и плавного выдоха. 

Дай. На. Вот.

Мяч. Синий мяч.

Маленький синий мяч.

Большой синий мяч.

Да. Нет. На. Дай.

Цветное ведро;

мяч;

таблички с речевым материалом;

4. Речевые звучания. Дидактическая игра  "У кого …?"

Содержание занятия;

виды работы

Действия и речь учителя - дефектолога

Действия и ответы детей

Демонстрационный

и раздаточный материал; оборудование

1.Различение на слух и слухо - зрительной основе слов и фраз ОСЕНЬ. ЗИМА. ВЕСНА. ЛЕТО.

ИДЁТ ДОЖДЬ. ПАСМУРНО. СВЕТИТ СОЛНЫШКО. ТЕПЛО. ЖАРКО.

2.Развитие умения понимания вопросов и по возможности умения отвечать на них

КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?

КАКАЯ ПОГОДА?

У КОГО …?

У МЕНЯ …

3.Называние действия, выполняемых детьми и различение фразы с некоторыми изменениями - с увеличением числа слов (ребята, ребята играют, ребята играют на улице, ребята играют на улице в мяч) в сопряженной и отраженной речи на произносительном уровне детей.

1. Педагог называет (за экраном) времена года,  погоду. Ребята стоят перед плакатом «Времена года» и показывают указкой картинки с соответствующим временем года и погодой.

Покажите, где …

Осень. Зима. Весна. Лето. Светит солнышко. Идёт дождь. Пасмурно. Тепло. Жарко.

Сядьте.

Возьмите картинки. Разложите картинки.

Будем играть. Игра называется «У кого …?» Я называю время года, тот, у кого картинка с   этим временем года – поднимает картинку и  говорит: «У меня …»

У кого зима (весна, лето, осень)?Почему ты так думаешь? Тут трава, ягоды (снег, санки, лужи …. ). Верно. Неверно.

Уберите картинки.

Встаньте.

Идите ко мне.

Педагог показывает детям картинку, где изображены ребята на прогулке, играющие в мяч.

Будем слушать, что я скажу. Слушайте.

Ребята. Ребята играют. Ребята играют на улице. Ребята играют на улице в мяч.

Молодцы!

Вот …

Осень. Зима. Весна. Лето. Светит солнышко. Идёт дождь. Пасмурно. Тепло. Жарко.

Дети берут картинки (раздаточный материал) и раскладывают  их.

Дети на слух и слухо - зрительной основе   различают названия времён года.

Вот.

У меня зима (весна, лето, осень)?

 Тут трава, ягоды (снег, санки, лужи …. ).

Я убрал(а).

 Я встал(а).

Ребята. Ребята играют. Ребята играют на улице. Ребята играют на улице в мяч.

Плакат «Времена года»

Картинки с изображением времён года;

таблички с речевым материалом.

Картинка с изображением ребят на прогулке, играющих в мяч.

5. Неречевые звучания.  Игровое упражнение  "Шагаем - идем"

Содержание занятия;

виды работы

Действия и речь учителя - дефектолога

Действия и ответы детей

Демонстрационный

и раздаточный материал; оборудование

1. Формировать умение определять темп звучания.

2.Выработка условной двигательной реакции на звучание бубна и барабана.

Педагог звенит в бубен/барабан.

Что это? Бубен. Барабан.

Будем слушать ... Слушайте. Что звучало?

Как звучало?

Быстро. Медленно.

Верно. Неверно. Молодцы.

Бубен. Барабан.

Дети выполняют соответствующие движения  под удары в барабан и бубен. Выполняют передвижения  под удары с различным темпом - идут или бегут.

Быстро. Медленно.

Бубен, барабан,

таблички с речевым материалом.

6.Организационное окончание занятия

Содержание занятия;

виды работы

Действия и речь учителя - дефектолога

Действия и ответы детей

Демонстрационный

и раздаточный материал; оборудование

1.Формирование навыка глобального чтения

2. Выполнение действий по предъявлению табличек

3. Поощрение детей.

Педагог, заканчивая занятие, задаёт вопросы.

Что мы делали?

Мы занимались.

Мы говорили.

Мы слушали.

Как занимались?

Занимались хорошо.

Что там? Конфета. Спасибо.

Дети стоят у своих стульчиков и отвечают на вопросы с опорой на таблицу ответов.

Мы занимались.

Мы говорили.

Мы слушали.

Занимались хорошо.

Благодарят.

Дай. Конфета. Спасибо.

Конфеты;

таблички с речевым материалом, таблица ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по РСВ (развитие слухового восприятия) и ФП (формирование произношения) Средняя группа детей с нарушением слуха

Домашние животные (различение звукоподражаний и слов "АВ-АВ"(собака),  "МУ-У" (корова) и "МЯУ - МЯУ" (кошка) Цели занятия:1.Формировать у детей потребность в устном общении.2.Развивать слухо...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.

Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в младшей группе для детей с нарушенным слухом

Конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в младшей группе № 5 «Пчёлки» (первый год обучения)...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в старшей группе для детей с нарушенным слухом

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО «РСВ И ОП» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №5 ТЕМА: «ЗВУК [Л]. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА». ...

Конспект занятия по аппликации из природного материала "Грибочки для белочки" старшей группы детей с нарушением слуха и речи, 2017г.

Конспект занятия по аппликации из природного материала (сухих листьев деревьев). Знакомство детей разрезанию ножницами засушенных листьев пополам, что способствует развитию мелкой моторики, развитию в...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию слухового восприятия и речи в младшей группе для детей с нарушением слуха.

Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха в подготовительной группе «Звук дождя в природе и музыке»

В конспекте представлен пример работы с детьми с нарушением слуха по программе "Развитие слухового восприятия"...