Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений тонкой (мелкой) моторики.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
При проведении работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pri_lechebno.docx | 13.71 КБ |
Предварительный просмотр:
При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опорность на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.
Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:
- Поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончика к их основанию.
- Похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев.
- Поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя).
- Похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности.
- Вращение пальцев (отдельно каждого).
- Круговые повороты кисти.
- Отведение-приведение кисти (вправо-влево).
- Движение супинации (поворот руки ладонью вверх) - пронации (ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя).
- Поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху).
- Щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости.
- Противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев).
- Противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.
Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка - при одевании, приеме пищи, купании, игре.
Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения-приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с маленькими куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Консультация для воспитателей...
«Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.»
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полага...
Консультация для родителей "Развитие и коррекция речи через мелкую моторику рук"
Уровень развития мелкой моторики - один из показатетей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению.Недостаточно развитая моторика руки - плохо развитая речь. Поэтому работу над развитием мелкой мот...
Нарушение и коррекция крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
О значимости развития мелкой моторики для психического развития ребенка говорят очень много. Считается, что пальчиковые игры способствуют речевому развитию и последующему овладению письмом. Тем ...
Консультация учителя-дефектолога. Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. Это сдерживает разв...
Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения...
Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия у детей с нарушением зрения приблизилось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу...
- Мне нравится (1)