Консультация учителя-дефектолога. Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
консультация по коррекционной педагогике

Гришина Светлана Николаевна

Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук.  Это сдерживает развитие осязания, отрицательно сказывается на формировании предметно - практической деятельности и моторной готовности руки к письму. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику и осязание. Детей с нарушением зрения необходимо учить приёмам осязательного восприятия объектов, формировать у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя-дефектолога.  

Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения. 

Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. Это сдерживает развитие осязания, отрицательно сказывается на формировании предметно - практической деятельности и моторной готовности руки к письму. В то же время в процессе выполнения различных форм деятельности велика роль осязания в помощи зрению. «Обследующая» рука слабовидящего ребёнка является заместителем глаза. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику и осязание. Детей с нарушением зрения необходимо учить приёмам осязательного восприятия объектов, формировать у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы.  

В процессе специально подобранных  игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Одним из видов практической деятельности детей, направленной на совершенствование координации движений, является работа с мозаикой и конструктором. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению. Выкладывания фигур из деталей мозаик способствует освоению детьми движений сгибания кисти правой руки, а отыскивание отверстий левой руки, подготавливает детей к умению контролировать движения правой руки. Упражнения в конструировании также способствуют развитию мелкой моторики, укреплению мышц рук, подвижности пальцев.

Объединение тактильной и двигательной чувствительности называется осязанием. Осязание – это чувство, которое всегда с человеком. Тактильный анализатор поддаётся тренировке. Дети учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными качествами. Они находят одинаковые и различные предметы на ощупь. Тактильное чувство будет утончаться само собой, если ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций можно использовать различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, кнопочниц, нанизывание бус, сортировки предметов,  «Ниткографии», дидактического упражнения «Продолжи ряд», «Выложи узор из счётных палочек», помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, локализацией, фиксацией, аккомодацией, способствуют формированию бинокулярного зрения.

Шнуровки бывают трех видов: простые шнуровки, где нужно зашнуровать что-либо, например: башмак, пуговицы, и другие цельные предметы. Сюжетные, когда малышу предлагается соединить различные предметы, например: пришить к домику крышу, или сшить лепестки у цветка, а иногда «накормить» червячка яблоком, продевая его в специальные отверстия и т.п. И третий вид шнуровки - мягкие игрушки, где с помощью шнурка предлагается сшить детали, что бы получить игрушку или целую картину.

Игры с природным материалом- развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало. Дети с большим удовольствием  перебирают и раскладывают  по разным тарелкам фасоль, горох, косточки с вишен, слив, абрикос. Из них можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме или нарисовать пальчиком на крупе.

Пальчиковые игры «Расскажи стихи руками», «Игры с пальчиковым театром», «Кукольным театром» развивают у ребенка не только мелкую моторику, но и любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают также справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Мама, общаясь с ребенком, осуществляет элементарное поглаживание, растирание. Взрослея, ребенок  может самостоятельно выполнять элементы самомассажа, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, при этом активизирует центры головного мозга.  Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, чтобы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый пальчик в отдельности. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую.  

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, а так же, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. Это ручной массаж пальцев и кистей массажным шариком и работа с эластичным кольцом.

Игры с прищепками так же развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Эти игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному.

Выполняя различные  упражнения («Трафареты», «Обводка по контуру», «Штриховка»), дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на подготовку руки к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Рисование и аппликация, один из самых простых способов развития  мелкой  моторики. Сначала, используют  пальчиковые краски, а после знакомят  детей с разнообразными выразительными средствами. В зависимости от выбранного способа рисования, малышу придется научиться различной степени нажима. Аппликация так же поможет малышу углубиться в творческий процесс и развить ловкость рук.  Для аппликации можно использовать не только бумагу, но и вату, макароны, крупу, бусины и многое другое.

Пазлы, лабиринты, и многое другое, помогает развить мелкую моторику, которая очень важна для полноценного и правильного развития детей с нарушением зрения. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, осязания и координации движений руки, решаются  сразу две задачи: во-первых, влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.Задачи:Укрепление кистей рук и пальцев;Р...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка  с нарушением зрения является овладение движениями рук,  мыш...

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Данный материал раскрывает значение развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения....

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения через дидактическую игру.

Познавательная деятельности у детей с нарушениями зрения протекает при совместной деятельности недостаточного зрения и сохранных анализаторов. Однако не все анализаторы задействованы в полной мере. ...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дидактической игры как средства развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Основное внимание акценти...