Индивидуальные маршруты развития и образования детей
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Радионова Светлана Владимировна

Данные журнала используются педагогами для подведения итогов оздоровительно- образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Г. Нижневартовска детский сад №90 «Айболит»

Маршрут индивидуального

психологического развития ребенка

Ф.И.О.___________________________

Дата рождения__________________

                  группа М.Монтессори

Воспитатели :_________________

                                                                                                                                           Начато:___________

                                                                                                                       Окончено:_________

Пояснительная записка

    Данная тетрадь мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения, предназначенная для каждого ребенка дошкольного учреждения, позволяет фиксировать его достижения – основные нормативные показатели оздоровительно- образовательного процесса- за весь период пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

    В условиях личного ориентированного подхода  современной педагогике появления подобного инструментария вызвано потребностью осуществления постоянного анализа динамики развития ребенка (оздоровительной, социальной. психофизиологической граней) в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельности.

   Содержательная часть «Тетрадь мониторинга индивидуального развития ребенка дошкольного учреждения» построена в соответствии с современными  действующими образовательными и парциальными программами для дошкольного учреждения и новейшими технологиями  к процессам наблюдения за основными психофизиологическими параметрами развития ребенка для старшего возраста.

    Правила работы с «Маршрутом  индивидуального развития ребенка»:

  1. «Тетрадь мониторинга индивидуального развития ребенка дошкольного учреждения» ведется с момента поступления ребенка в дошкольном образовательном учреждении (заполняется воспитателем, профильными специалистами).
  2. «Тетрадь мониторинга индивидуального развития ребенка дошкольного учреждения»  хранится в дошкольном образовательном учреждении до выпуска ребенка.
  3.  Основной вид заполнения часть «Тетради мониторинга индивидуального развития ребенка дошкольного учреждения» - выставление оценок: «+»  или «-».
  4.  Желательное количество контрольных «срезов» - два  за год.
  5.  Простота оценки качественных признаков развития ребенка (+/-) позволяют воспитателям и узким специалистам использовать при мониторинге процесса любые приемы из существующих методик диагностирования.
  6. Особо это касается признаков «опережающего развития» - помечены в тексте значком «•», Признаки, соответствующие нормам программы помечены значком «—».

КАРТА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ

ПОМОЩИ РЕБЁНКУ

Карта№ ________                                   Обследование проводит _______________________

                                                                  Дата __________________

Фамилия _________________________________ Имя _______________________________

Дата рождения ____________________________

Учреждение образования _______________________________________________________

Группа ______________________________________________________________________

Адрес ___________________________________________ Телефон ____________________

Фамилия, имя, отчество родителей _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Кем направлен ________________________________________________________________

Причина обращения ___________________________________________________________

Анамнестические сведения ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семья _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Условия проживания ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Биологические факторы ________________________________________________________

           леворукость _____________________________________________________________

Особенности раннего развития __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Воспитание до учреждения образования __________________________________________

_____________________________________________________________________________

Наблюдение специалистов ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Жалобы в настоящий момент ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Проблемы, связанные с учреждениями образования ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта развития ребенка

 Фамилия, имя, дата рождения____________________________________

                               Группа___________________________________________________________

Показатели развития

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Любознательный, активный

Эмоционально отзывчивый

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности



Диагностика познавательного и эмоционально-личностного развития

(начало, контроль, итог)

Оценка познавательного и эмоционально-личностного развития

Дата

Дата

Примечание

ВОСПРИЯТИЕ

Эмоциональных  состояний: Радость, грусть, гнев удивление, испуг (Узнавание, называние,  соотнесение)

Звука:     Колокольчик, свисток бубен, деревянные, ложки, хлопки в ладоши, погремушка, (Узнавание, описание

(громкий — тихий   низкий — высокий,                       звонкий — глухой, подражание )    

Запаха: Цветочный, фруктовый хвойный, медовый,     цитрусовый,     ванильный (Узнавание, описание,            (слабый — резкий, приятный — неприятный, сладкий)

Вкуса: Сладкий, горький, кислый, соленый Узнавание, соотнесение (назови, что имеет такой же вкус, как...)                

Свойства предметов: Тяжелый — легкий,     жесткий — мягкий, шершавый — гладкий,      прозрачный -непрозрачный, горячий — холодный, светлый —. темный, сухой — мокрый. По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.) Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание         

Пространства: Высоко — низко, слева — справа, впереди — сзади                                        Определение местонахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте

Времени: Утро, вечер, день, ночь. Вчера, сегодня, завтра           Соотнесение события со временем его происшествия

Память

Зрительная образная: объем — 5 предметов.

Слуховая образная: объем — 4—5 звуков.

Слуховая вербальная: объем — 5 слов.

Тактильная: объем — 4—5 предметов.

Внимание

Объем — 5 предметов.

Устойчивость — 15—20 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки;

выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.

Воображение

Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.

Анализ 

Описание предмета по известным признакам.

Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез

Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов

самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.

Обобщение

—   по материалу;

—   по эмоциональному состоянию;

—   времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.

Сериация

—   по свойствам — 3 предмета.

—   по величине — 5 предметов;

по цвету — 4 оттенка;

—   по эмоциональному состоянию — 4 карточки;

Эмоциональная сфера

Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.

Умение рассказать о своем настроении.

Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.

Коммуникативная сфера

Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.

Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.


Перспективный план индивидуальной работы

Фамилия, имя ребенка __________________________

п/п

Направление

коррекционной работы

Задачи, содержание

коррекционной работы

1.

Развитие общей моторики

Совершенствование статической и динамической координации движений. («Поймай мяч», «Кто громче хлопнет (топнет)», «Перепрыгни через ручеек», «Прыгаем как зайчики» и т.п.)

2.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук. («Ушки у зайчика», «Человечек», «Солнышко», «Лодочка», «Домик», «Дерево», «Корни у дерева», «Гнездо» и т.п., «Зайчик шевелит ушами», «Птички», Улитка», «Паук», «Бабочка», «Кулан ребро-ладонь», «Одень (раздень) куклу» и т.п.)

3.

Развитие психических процессов

1. Развитие пространственных ориентировок:

  • ориентировка в пространстве, времени. («Покажи все правые (левые) части тела», « «Покажи, что справа (слева, перед тобой) от тебя», « Покажи кошку на столе», «Что слева (справа) от стола» и т.п., использование стихов, загадок, опорных схем и т.п.)
  • ориентировка на листе бумаги («Муха», графические диктант и т.п.)

2. Совершенствование процесса внимания («Что изменилось?», «Найди отличия», «Небылицы» и т.п.)

  • увеличение объема внимания;
  • увеличение длительности сосредоточения внимания.
  • Работа над улучшением продуктивности внимания.

3. Совершенствование процесса памяти («Что изменилось?», «Чего не стало?», «Запомни-повтори»,  «Найди отличия», «Небылицы» и т.п.)

  • развитие памяти на линейный ряд;
  • совершенствование образной памяти.

4.

Развитие эмоционально-волевой сферы

1. Формирование социализации: «Звери на болоте», «Что мы делаем, покажем», «Два товарища», «Дотронься до…» «Сотворения чуда»

2. Дифференциация эмоциональных состояний: «Зеркало», «Рисование схемы эмоционального состояния по памяти», «Почемучки», «Нарисуй свое настроение», «Ясегодня самый…», «Почему грустит котенок»

3. Формирование адекватной самооценки: «Какой Я?», «Домик», «Улитка», «Собака поводырь»

4. Формирование коммуникативных способностей: «Два барана», «Подбери слова-признаки», «Здравствуй», «Дай» (на основе рассказа Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Зверинец», «Сороконожка», «Кошачий секрет», «Комплименты».

5. Отработка сотрудничества и взаимодействия: «Горная тропинка», «Строим дом», «Близнецы», «Заболела кукла», «Осьминог», «Теремок», «Лягушата»

6. Формирование положительного эмоционального состояния: «Куклы», «Сороконожка», «Встреча», «Тигр на охоте», «Чудесный сон котенка»

7. Снижение тревожности: «Крокодил», «Давайте познакомимся», «Волшебная палочка»

8. Коррекция агрессии: «Кенгуру», «Петушиные бои», Динозаврики», «Черная метка»

9. Эмоциональное сближение: «Клубочек», «Танцуют все», «Сладкая парочка», «Веселая семейка», «Подари подарок другу», «На долгую память»

Результаты коррекционно-развивающей работы

Специалист__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За прошедший период произошли следующие изменения_________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации педагогу_____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С рекомендациями ознакомлен педагог________________________________________________

Рекомендации родителям____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С рекомендациями ознакомлены

Мать____________________________________________

Отец_____________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями речи по разделу программы "Развитие речи" и приложение "Игры и игровые упражнения"

Приложение к Индивидуальным маршрутам  развития детей  по разделу программы «Развитие речи»...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

Индивидуальный маршрут развития (образования) для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Процедура разработки индивидуального маршрута по образовательной области «Физическое развитие» для ребенка ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение...

Индивидуальный маршрут развития (образования) ребёнка с ОВЗ

Индивидуальный маршрут развития (образования) ребёнка с ОВЗ...

Индивидуальный маршрут развития детей в группе детей 3 года жизни , 2017-2018 уч.г

Индивидуальный маршрут развития детей в группе детей 3 года жизни , 2017-2018 уч.г...