«Знакомство с блоками Дьенеша»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Знакомство с блоками Дьнеша
Задачи: Учить классифицировать предметы по заданным свойствам (по форме, цвету, размеру );развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков. Познакомить с карточками – символами и научить «читать» знаки.
Учить соотносить количество предметов с цифрой, отсчитывать предметы в пределах 7. Учить счету предметов на ощупь, развивать внимание, логическое мышление.
Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре, находить решение и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Виды деятельности: игровая, продуктивная.
Формы организации: индивидуальная, групповая, работа парами.
Поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
Оборудование: блоки Дьенеша, конверт, карточки – символы, обозначающие свойства блоков, три разноцветных обруча, игрушка- солнце, пеналы с геометрическими фигурами, тарелочки, лучи солнышка на магнитах,кирпичик с разноцветными и разного размера цифрами от 1 до 7, камень сделанный своими руками.
Демонстрационный материал: блоки Дьенеша, конверты, карточки – символы, обозначающие свойства блоков, , символическое «Дерево», , письмо с геометрическими фигурами.
Ход занятия
1.Организационный момент
У педагога в руках солнце без лучей.
- Здравствуйте, ребята! Мы вас рады видеть, ребята по приветствуем друг друга (протягиваю руки солнцем вперед , дети непроизвольно протягивают руки к солнышку).
- Наши руки превратились в лучики, руки у вас теплые, добрые. Посмотрите, ребята, а у нашего солнышка нет лучиков. Солнышко растерял свои лучики. Солнце ждет от нас помощи. Поможем солнышку найти лучики.
Основная часть
Звучит музыка «Вьюга».
- Ребята, что вам напоминает эта музыка? (ответы детей).
- Слышим звуки метели, вьюги, зимой много снега, смотрите какой большой ком снега, может под комом спрятался лучик солнышка, пойдемте искать лучики.
2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Заглядываем под ком и находим «Чудесные мешочки», ребята, как вы думаете , если мы выполним задание, может мы найдем лучики солнышка?
Ребята, послушайте: «Достаньте, три круга, два треугольника, три квадрата».
-Какие вы фигуры достали?(ответы полным предложением)
-Выложите в ряд и посчитайте, сколько всего фигур? (ответы полным предложением) Всего 7 фигур.
Педагог :« Молодцы! Только лучиков я не вижу. Смотрите, ещё один маленький ком снега, я поищу».
-Смотрите, я нашла луч солнышка. Мы выполнели правильно задание и у нас появился лучик.
-Катя прикрепи лучик к солнышку.
-Какое число, вы получили при пересчете фигур…. » (семь).
-Как вы думаете, может это подсказка как найти следующий лучик?
- Посмотрите, вы видите цифру семь «7»? Садитесь за столы, где видите цифру 7.
3. Дидактическая игра « Образование числа 7»( у каждого ребенка набор с геометрическими фигурами для счета).
Задание :«Возьми из своих наборов 7 больших треугольников…..
-Найдите цифру 7.
- Разложите треугольники и на две маленькие тарелочки.
- Как вы разложили треугольники?....
-Давайте, обозначим ваши треугольники цифрами, что у вас получилось?
( это 2 и 5, это 3 и 4, это 1 и 6 и тд)
-Как вы разложили число 7?(Ответы детей)
- Молодцы! Задание выполнели правильно. Что будем делать, ребята?
- Посмотрите , ребята на столе есть лучик? дети ищут(под подносом лежит лучик)
- Ваня прикрепи лучик к солнышку.
Звучит музыка «Шум ручья»
-Ребята, вы слышите? На что это похоже? Журчание воды, наверно, где то река протекает?
4.Дидактическая игра: «Построй мостик»
-Дети посмотрите по сторонам , разбросаны дощечки с цифрами .Течет речка ,можем пройти через неё?(нет, ).
- Ребята, как же мы пройдем через речку?(дети предлагают построить мост).(Если дети не предлагают, сама предлагаю).
-Давайте построим мост, через речку.
- Выложить дощечки с цифрами по порядку от 1 до 7.
Строим мост через речку.
- Ребята, как вы думаете, мы выполнили задание правильно ? (Да)
-Тогда здесь, где то должен быть солнечный лучик .Дети под камнем находят луч.
-Маша, прикрепи лучик к солнышку.
Звучит музыка «Шум листвы»
Следующее задание – «Разколдуйте дерево».
5. Знакомство с новым материалом
Три обруча, высыпаны на пол блоки Дьениша.
Знакомлю со знаками-символами.
- Внимательно посмотрите на карточку и прочитайте её ,знак-символ желтый цвет.
- Ребята, посмотрите, в обруче какого цвета фигуры будут?(желтые)
-Кладем в первый обруч, знак-символ желтый цвет.
-Ребята, посмотрите, во втором обруче какого цвета фигуры будут?
-Достаю знак-символ красный. Все фигуры красные.
-Достаю перечёркнутый символ.
- Что у вас вызвало затруднение? (перечёркнутый символ)
- Подумайте, что он может обозначать? (не красный)
-Таким образом, перечёркнутый символ обозначает отрицание: не красный.
-Значит в третьем обруче, какого цвета будут фигуры, если есть красные, желтые, нет синих. Будут лежать все синие фигуры.
-Разложили, молодцы !
- Ребята, задание мы выполнили правильно, что мы должны найти – конечно, солнечный луч. (Луч под знаками –символами).
- Миша, прикрепи лучик к солнышку.
Дидактическое пособие «Дерево»(блоки Дьениша)
-Посмотрите, на «Дерево». Что у вас вызвало затруднение? (перечёркнутый символ) обозначает отрицание.
- Круг перечеркнут, значит, какие здесь будут по форме фигуры, все кроме круглых. На маленьких веточках тоже есть символы: красный , желтый, перечёркнутый символ- не синий;
-Здесь на ветке символ-квадрат , а на маленьких веточках- символы большие и маленькие фигуры, все фигуры будут квадратные большие или маленькие ; на этой ветке символ –прямоугольник-все фигуры прямоугольной формы.
Разглядываем дерево, проговариваем , что не понятно. Работаем парами, помогаем, проверяем друг друга.
-Молодцы! Справились, понравилось задание?
- Где же спрятался солнечный лучик?
-Никита, прикрепи лучик к солнышку.
7. Игра «Правда или неправда»( 2 треугольника- синих, 3 треугольника красных, 2 круга- зеленых,2 квадрата- больших, 9 маленьких фигур)
-Ребята, посмотрите, какое большое письмо, нет ни одой буквы, а только разноцветные геометрические фигуры.
-Слушайте, правда, что все треугольные фигуры – красные?( неправда, есть синие треугольники)
- Правда, что все зеленые фигуры имеют четыре стороны?
- Правда, что все, некоторые зеленые фигуры квадратные ?
- Правда, что все синие фигуры, это треугольники?
- Правда, что все фигуры зеленые, красные, синие?
- Правда, что все некоторые треугольники красные?
- Правда, что все фигуры маленькие?
- Молодцы!
- Игра понравилась? Что мы тогда делаем? )Лучик с другой стороны мальберта.
- Виталик прикрепи лучик к солнышку.
8. Дидактическая игра «Собери фигуру»
-Ребята, мы так далеко ушли от детского сада, как же нам добраться обратно в детский сад ?
– На чем можно добраться ?(ответы детей)
- На столе карточки знаки- символы, детям предлагаю взять любую карточку, которая понравилась, собираем фигуру.
- Что у вас получилось ? Собрали фигуру «Машина».
- А где, же лучи? Появляется лучик.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.Итог.
Педагог приглашает детей встать в центре комнаты в круг.
Педагог: « Дети , какие вы молодцы, столько заданий выполнили! Нашли Солнечные лучики, солнце дарит вам свое солнышко- раскраску, как напоминание , о нашем путешествии.
Дети: До свидания!
-У меня в руках солнышко, передавая его друг другу, я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали?
- Ребята, а кто был у нас в гостях? Солнце благодарит вас , а я дарю вам раскраски– солнышко.
Дети: До свидания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bloki_denisha_dlya_pechati.docx | 71.82 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Конспект занятия
развитие элементарных математических процессов ,старшая группа для детей компенсирующей направленности
«Знакомство с блоками Дьенеша»
составил
Учитель-дефектолог Зинченко Е.В
Задачи: Учить классифицировать предметы по заданным свойствам (по форме, цвету, размеру );развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков. Познакомить с карточками – символами и научить «читать» знаки.
Учить соотносить количество предметов с цифрой, отсчитывать предметы в пределах 7. Учить счету предметов на ощупь, развивать внимание, логическое мышление.
Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре, находить решение и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Виды деятельности: игровая, продуктивная.
Формы организации: индивидуальная, групповая, работа парами.
Поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
Оборудование: блоки Дьенеша, конверт, карточки – символы, обозначающие свойства блоков, три разноцветных обруча, игрушка- солнце, пеналы с геометрическими фигурами, тарелочки, лучи солнышка на магнитах,кирпичик с разноцветными и разного размера цифрами от 1 до 7, камень сделанный своими руками.
Демонстрационный материал: блоки Дьенеша, конверты, карточки – символы, обозначающие свойства блоков, , символическое «Дерево», , письмо с геометрическими фигурами.
Ход занятия
1.Организационный момент
У педагога в руках солнце без лучей.
- Здравствуйте, ребята! Мы вас рады видеть, ребята по приветствуем друг друга (протягиваю руки солнцем вперед , дети непроизвольно протягивают руки к солнышку).
- Наши руки превратились в лучики, руки у вас теплые, добрые. Посмотрите, ребята, а у нашего солнышка нет лучиков. Солнышко растерял свои лучики. Солнце ждет от нас помощи. Поможем солнышку найти лучики.
Основная часть
Звучит музыка «Вьюга».
- Ребята, что вам напоминает эта музыка? (ответы детей).
- Слышим звуки метели, вьюги, зимой много снега, смотрите какой большой ком снега, может под комом спрятался лучик солнышка, пойдемте искать лучики.
2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Заглядываем под ком и находим «Чудесные мешочки», ребята, как вы думаете , если мы выполним задание, может мы найдем лучики солнышка?
Ребята, послушайте: «Достаньте, три круга, два треугольника, три квадрата».
-Какие вы фигуры достали?(ответы полным предложением)
-Выложите в ряд и посчитайте, сколько всего фигур? (ответы полным предложением) Всего 7 фигур.
Педагог :« Молодцы! Только лучиков я не вижу. Смотрите, ещё один маленький ком снега, я поищу».
-Смотрите, я нашла луч солнышка. Мы выполнели правильно задание и у нас появился лучик.
-Катя прикрепи лучик к солнышку.
-Какое число, вы получили при пересчете фигур…. » (семь).
-Как вы думаете, может это подсказка как найти следующий лучик?
- Посмотрите, вы видите цифру семь «7»? Садитесь за столы, где видите цифру 7.
3. Дидактическая игра « Образование числа 7»( у каждого ребенка набор с геометрическими фигурами для счета).
Задание :«Возьми из своих наборов 7 больших треугольников…..
-Найдите цифру 7.
- Разложите треугольники и на две маленькие тарелочки.
- Как вы разложили треугольники?....
-Давайте, обозначим ваши треугольники цифрами, что у вас получилось?
( это 2 и 5, это 3 и 4, это 1 и 6 и тд)
-Как вы разложили число 7?(Ответы детей)
- Молодцы! Задание выполнели правильно. Что будем делать, ребята?
- Посмотрите , ребята на столе есть лучик? дети ищут(под подносом лежит лучик)
- Ваня прикрепи лучик к солнышку.
Звучит музыка «Шум ручья»
-Ребята, вы слышите? На что это похоже? Журчание воды, наверно, где то река протекает?
4.Дидактическая игра: «Построй мостик»
-Дети посмотрите по сторонам , разбросаны дощечки с цифрами .Течет речка ,можем пройти через неё?(нет, ).
- Ребята, как же мы пройдем через речку?(дети предлагают построить мост).(Если дети не предлагают, сама предлагаю).
-Давайте построим мост, через речку.
- Выложить дощечки с цифрами по порядку от 1 до 7.
Строим мост через речку.
- Ребята, как вы думаете, мы выполнили задание правильно ? (Да)
-Тогда здесь, где то должен быть солнечный лучик .Дети под камнем находят луч.
-Маша, прикрепи лучик к солнышку.
Звучит музыка «Шум листвы»
Следующее задание – «Разколдуйте дерево».
5. Знакомство с новым материалом
Три обруча, высыпаны на пол блоки Дьениша.
Знакомлю со знаками-символами.
- Внимательно посмотрите на карточку и прочитайте её ,знак-символ желтый цвет.
- Ребята, посмотрите, в обруче какого цвета фигуры будут?(желтые)
-Кладем в первый обруч, знак-символ желтый цвет.
-Ребята, посмотрите, во втором обруче какого цвета фигуры будут?
-Достаю знак-символ красный. Все фигуры красные.
-Достаю перечёркнутый символ.
- Что у вас вызвало затруднение? (перечёркнутый символ)
- Подумайте, что он может обозначать? (не красный)
-Таким образом, перечёркнутый символ обозначает отрицание: не красный.
-Значит в третьем обруче, какого цвета будут фигуры, если есть красные, желтые, нет синих. Будут лежать все синие фигуры.
-Разложили, молодцы !
- Ребята, задание мы выполнили правильно, что мы должны найти – конечно, солнечный луч. (Луч под знаками –символами).
- Миша, прикрепи лучик к солнышку.
Дидактическое пособие «Дерево»(блоки Дьениша)
-Посмотрите, на «Дерево». Что у вас вызвало затруднение? (перечёркнутый символ) обозначает отрицание.
- Круг перечеркнут, значит, какие здесь будут по форме фигуры, все кроме круглых. На маленьких веточках тоже есть символы: красный , желтый, перечёркнутый символ- не синий;
-Здесь на ветке символ-квадрат , а на маленьких веточках- символы большие и маленькие фигуры, все фигуры будут квадратные большие или маленькие ; на этой ветке символ –прямоугольник-все фигуры прямоугольной формы.
Разглядываем дерево, проговариваем , что не понятно. Работаем парами, помогаем, проверяем друг друга.
-Молодцы! Справились, понравилось задание?
- Где же спрятался солнечный лучик?
-Никита, прикрепи лучик к солнышку.
7. Игра «Правда или неправда»( 2 треугольника- синих, 3 треугольника красных, 2 круга- зеленых,2 квадрата- больших, 9 маленьких фигур)
-Ребята, посмотрите, какое большое письмо, нет ни одой буквы, а только разноцветные геометрические фигуры.
-Слушайте, правда, что все треугольные фигуры – красные?( неправда, есть синие треугольники)
- Правда, что все зеленые фигуры имеют четыре стороны?
- Правда, что все, некоторые зеленые фигуры квадратные ?
- Правда, что все синие фигуры, это треугольники?
- Правда, что все фигуры зеленые, красные, синие?
- Правда, что все некоторые треугольники красные?
- Правда, что все фигуры маленькие?
- Молодцы!
- Игра понравилась? Что мы тогда делаем? )Лучик с другой стороны мальберта.
- Виталик прикрепи лучик к солнышку.
8. Дидактическая игра «Собери фигуру»
-Ребята, мы так далеко ушли от детского сада, как же нам добраться обратно в детский сад ?
– На чем можно добраться ?(ответы детей)
- На столе карточки знаки- символы, детям предлагаю взять любую карточку, которая понравилась, собираем фигуру.
- Что у вас получилось ? Собрали фигуру «Машина».
- А где, же лучи? Появляется лучик.
9.Итог.
Педагог приглашает детей встать в центре комнаты в круг.
Педагог: « Дети , какие вы молодцы, столько заданий выполнили! Нашли Солнечные лучики, солнце дарит вам свое солнышко- раскраску, как напоминание , о нашем путешествии.
Дети: До свидания!
-У меня в руках солнышко, передавая его друг другу, я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали?
- Ребята, а кто был у нас в гостях? Солнце благодарит вас , а я дарю вам раскраски– солнышко.
Дети: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения занятия по математике «Знакомство с блоками Дьенеша» в старшей группе
Конспект проведения занятия по математике«Знакомство с блоками Дьенеша»в старшей группе ...
"Первое знакомство с блоками Дьенеша"
Конспект НОД во второй младшей группе с использованием Блоков Дьенеша....
Конспект развивающей игры по ФЭМП в младшей группе «Зверята и их игрушки» (Знакомство с блоками Дьенеша)
Данный конспект рекомендован воспитателям младшей группе....
Консультация для родителей "Знакомство с блоками Дьенеша"
Здесь можно познакомиться с методической пособией по блокам Дьенеша, а также с играми по разным возрастам....
ФЭМП "Знакомство с блоками Дьенеша".
Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша. закреплять названия геометрических фигур, основных цветов, понятимй "большой - маленький", "толстый - тонкий", "высокий - низк...
Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Знакомство с блоками Дьенеша»
Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам символизации и моделирования....
Презентация "Знакомство с блоками Дьенеша"
Здравствуйте. Предлагаю вашему вниманию свою презентацию для знакомства детей с блоками Дьенеша....